Обман имеет место быть, если продавец подсовывает бракованный товар или покупатель подсовывает фальшивые деньги. Все остальное: обещания, клятвы, биение себя пяткой в грудь, симуляция пылкой дружбы или сердечного приступа – просто парный спектакль продавца и зрителя, разыгрываемый к
взаимному удовольствию обеих сторон.
Китайский продавец, рассчитывая на 200% прибыли, с самым искренним видом уверяет покупателя, что отдает товар за такую цену исключительно из-за дружеских чувств, которые вдруг одолели его по отношению к покупателю. Покупатель, думая « о боже, да это почти даром!», возмущенно вопит: «да я в другом магазине в пять раз дешевле видел!». С обеих сторон в ход идут обещания привести других клиентов, дать неимоверные скидки при следующей покупке, заверения, что только что 10 китайцев купили по этой цене, демонстративные уходы и хватание за руки уходящего, выпучивание и закатывание глаз. Все завершается финальным рыданием продавца: «все без ножа себя режу, продаю ниже себестоимости! Ни юаня не заработал!» (что означает, что навар будет не более 40-50%).
В отличие от китайского бизнеса, где выполнение обещаний действительно имеет значение и некоторые вещи делаются под планы долгосрочного сотрудничества, на базаре или рынке никто не рассматривает весь этот цирк всерьез. Это вдохновенное соревнование в актерском искусстве – кто выразительнее закатывает глаза и увереннее несет околесицу. Некоторые иностранные покупатели могут этого не понимать и всерьез обижаться: "Как же так? говорили про дружбу, а продали в 2 раза дороже, чем в супермаркете!!" Но чтобы на эту удочку попался китайский продавец
– не бывает такого. Если продал за эту цену – то исключительно ради прибыли здесь и сейчас, а не потому, что поверил в обещания стратегического партнерства.
Главное в это игре - помнить, что это игра. Играть надо весело, без агрессии, принимая правила, а не пытаясь качать права. И главное - оставлять противоположной стороне "лицо" ( т.е. возможность принять ваши условия так, чтобы это не выглядело поражением, а как будто оппонент уступил вам цену ради других своих выгод). В этом смысле обещание будущих скидок ( если победил продавец) или новых клиентов (если победил покупатель) - совершенно обычная вежливость, вроде как помощь проигравшему сохранить лицо.
P.S. Все это было не раз описано на предыдущих страницах, а особенно красочно вот здесь
http://polusharie.com/index.php/topic,95933.0.html