Китайский форум > Новости и пресса о Поднебесной
Социальные проблемы, идеология, внутренняя политика
elik:
"Хуаньцю шибао": Национальную политику Советского Союза нельзя "срисовывать под копирку"
14:54 23.01.2013
В отличие от современных западных наций и стран с несколькими титульными национальностями, главным течением развития истории Китая со времен правления императоров являлось постоянное присоединение к титульной ханьской нации окружающих малочисленных народов. Если мы будем использовать принятое на Западе понятие "национальность" для того, чтобы проникнуть в традиционный смысл китайского понятия "национальность", то это приведет к противопоставлению ханьцев и других малочисленных национальных групп, а также послужит предлогом для этих групп требовать самоуправления и отделения.
Если не использовать западное понятие "национальности" для описания этой проблемы, то можно ли считать ее исчерпанной? Безусловно, нет. На начальном этапе модернизации китайской истории необходимо поднимать вопрос об историческом месте и путях развития проживающих на территории Китая национальностей. При этом существуют отдельные исторические примеры, которые мы должны глубоко осмыслить.
Ранний опыт советского руководства по сглаживанию национальных отличий, а также тенденция к выделению отдельных национальных групп стали "образцом" для формирования национальной политики после образования КНР. Принимавшие в то время решения члены Компартии Китая до сих пор уверены, что принятая стратегия разграничения национальностей и создания национальных автономных районов является правильной. Однако эволюция успешного опыта Советского Союза стала одной из главных причин, приведших к распаду СССР в 90-е годы 20 века. Мы должны внимательно изучить причины обострения и радикализации национального вопроса в Китае в последние годы. Начиная с момента, когда США объявили о своей стратегии борьбы с международным терроризмом, в Синьцзяне и Тибете бурным цветом расцвели "три силы зла" (терроризм, экстремизм, сепаратизм – прим.пер.). Поддержка развития национальных районов на основе плановой экономической системы является способом "заботы" о них в рамках социалистической рыночной экономики. Учитывая происходящие стремительные изменения, необходимо проявить мужество и провести изменения в подходе к изучению теории и формированию национальной стратегии в Китае.
Только поняв природу национального вопроса в Китае можно выработать научное теоретическое руководство для определения принципов современного подхода к этой проблеме. Во-первых, "исходя из общего положения, ставить на первое место однородность, сокращать преференции". Это главный принцип формирования национальной политики и ведения работы на этом направлении. Цель "сплочение, равноправие и всеобщее обогащение" обладает символическим значением, но не является принципом. Например, "равноправие" трудноосуществимо, поскольку изменить положение "фактического неравенства" миллиарда ханьцев и 5 тысяч эвенков не представляется возможным. Принцип должен включать одно положение: рассматривать районы национальных меньшинств и остальные части страны как единое целое, одинаково относиться ко всем, не допускать особое отношение к одной из сторон, не допускать дискриминации, сокращать преференции.
Во-вторых, осуществлять принятие и продвижение по службе кадров из числа национальных меньшинств на основе общих принципов с целью обеспечения равного подхода. Только так можно добиться доверия разных групп к механизму отбора. При таком подходе кадры из числа национальных меньшинств будут чувствовать себя полноправными хозяевами, ведь государство обеспечивает их работу на общих условиях, что является свидетельством полной уверенности государства в их потенциале и интеллектуальных способностях, а также заботой и уважением к национальным меньшинствам. А вот принцип "пропорциональное принятие и продвижение по службе, но отдельное представительство в руководстве партийных и правительственных органов" не отвечает потребностям национальных регионов в развитии, а также негативно сказывается на ситуации.
В-третьих, необходимо усилить борьбу с коррупцией в национальных регионах, кумовство и феодальный бюрократизм. Особые отношения чиновников и народа в национальных районах с одной стороны приводят к тому, что чиновников из числа нацменьшинств считают "неприкасаемыми", а с другой стороны, сами эти кадры считают, что они охраняют интересы своей национальной группы, и это порождает коррупцию и бюрократизм. Это довольно распространенная ситуация, особенно в районах компактного проживания нацменьшинств. Прямое подчинение и управление кадров из числа национальных меньшинств вышестоящим органам по вопросам национальных меньшинств в сочетании с давними обидами и унижениями порождают "теневую" коррупцию, которая имеет серьезные последствия для национальной политики партии. Порой они даже извращают политику и перекладывают свои коррупционные грехи на правительство, что подрывает имидж компартии и межнациональные отношения.
В-четвертых, индустриализация и развитие рыночной экономики являлись главным двигателем структурных перемен в обществе, которые затронули всех. Те, кто призывает к сохранению традиционного образа жизни национальных меньшинств, считают, что они занимают добродетельную позицию защиты слабых. На самом деле, отказываясь за представителей национальных меньшинств вести современный образ жизни, эти люди наносят урон прогрессу и развитию нацменьшинств. Государство должно законодательным образом обязать ресурсодобывающие предприятия, а также учредителей компаний в национальных районах обучать и принимать на работу установленное число работников из представителей национальных меньшинств, а также обеспечить их официальное длительное трудоустройство. Это будет способствовать фактическим переменам национального общества и семейному сплочению намного больше, чем политика "возврата налогов" или "добавления баллов по ЕГЭ".
Автор – профессор Центрального университета национальностей.
Оригинал публикации: 吴楚克:苏联的民族政策不能是"模板"
Опубликовано: 23/01/2013
("Газета Хуаньцю шибао", Китай)
У Чукэ
Источник - inosmi.ru
WasBornForRun:
Жителей Тибета лишили паспортов
Власти КНР негласно сделали большинство жителей Тибета невыездными, сообщает радио Free Asia. Согласно правилам, которые действуют уже почти год, но о которых официально так и не было объявлено, большинство тибетцев оказалось лишено возможности получить паспорт для поездок за границу.
Формально в Китае действует закон, согласно которому любой гражданин страны может получить паспорт через две недели после подачи соответствующего заявления. Если в выдаче паспорта ему отказано, то местные власти обязаны в недельный срок прислать заявителю обоснованный отказ.
Однако в Тибете эти правила с прошлого года действовать перестали. Каждое заявление на паспорт там проходит тщательную проверку на благонадежность соискателя на нескольких уровнях власти, а также в центральном управлении полиции Тибетского автономного региона.
Абсолютное большинство жителей региона в ходе этой проверки отсеивается как неблагонадежные элементы. Даже тем, в чьей лояльности власти не сомневаются, паспорт приходится ждать месяцами. Кроме того, при получении документа заявитель должен подписать обязательство о неучастии в антигосударственной и противозаконной деятельности за рубежом. Обычно в Китае так называют любую активность в поддержку большей самостоятельности Тибета.
Если тибетец все-таки получил паспорт, после поездки за границу он должен подробно рассказать в полиции о том, чем он там занимался, а также сдать документ властям до следующей поездки.
Более того, из-за начавшейся смены обычных китайских паспортов на биометрические многие тибетцы, обладавшие паспортами, лишились их. Власти потребовали сдать старые документы, пообещав выдать новые, однако биометрических паспортов так никто и не увидел.
Китайские власти ведут активную борьбу против желания коренных жителей Тибета получить большую самостоятельность от Пекина. В рамках этой борьбы несколько месяцев назад у тибетцев конфисковали спутниковые тарелки, благодаря которым жители региона могли смотреть новости без цензуры. Кроме того, в Тибете запретили свободную продажу легковоспламеняющихся веществ, чтобы сбить волну протестных самосожжений.
Китай оккупировал Тибет в 1950 году. Все последующие годы тибетцы продолжали бороться за свободу от КНР.
Lenta.ru
Nadeshda Batkovna:
Статья "Голая правда" о сексе в Китае.
http://www.chinaeconomicreview.com/naked-truth
WasBornForRun:
Китай испытал собственную противоракету
Министерство обороны Китая 27 января 2013 года произвело испытательный запуск новой противоракеты, сообщает «Синьхуа» со ссылкой на управление информации китайского военного ведомства. Это уже второе подобное испытание с 11 января 2010 года. Запуск противоракеты, в ходе которого был осуществлен перехват баллистической ракеты средней дальности, признан успешным. По данным министерства обороны Китая, запуск противоракеты не представляет угрозы другим странам.
Другие подробности состоявшихся испытаний не уточняются. Информации по первому запуску китайской противоракеты также не было обнародовано. Известно только, что испытанная система противоракетной обороны является наземной. Согласно заявлению китайского военного ведомства, Китай стал второй после США страной, успешно испытавшей собственную систему ПРО. Предположительно, китайская система предназначена для перехвата ракет на заатмосферном участке полета.
Следует отметить, что испытания китайской противоракеты состоялись на следующей день после того, как американское Агентство противоракетной обороны (MDA) произвело испытания наземной системы ПРО, предназначенной для перехвата баллистических ракет на среднем участке траектории (GMD). В состав этой системы входят новые противоракеты заатмосферного перехвата EKV. Как сообщает Examiner, испытания американской системы ПРО были признаны успешными.
Следует также отметить, что Китай произвел запуск собственной противоракеты на фоне обострения территориального спора с Японией относительно принадлежности островов Дяоюйдао. В этом споре США активно поддерживают Японию.
Lenta.ru
elik:
Е.Матяш: Китай - ставка на образование. Руководство КНР вкладывает огромные средства в развитие университетов
00:10 16.02.2013
Сегодня, когда Китай смог прочно занять лидирующие позиции в мировой экономике, главный вопрос, который тревожит и западных наблюдателей, и самих жителей Поднебесной, звучит так: как долго страна сможет удерживать командные высоты. И, что не менее важно - за счет чего.
Очевидно, что в подъеме экономики важную роль сыграла экспортная ориентированность рынка и государственное регулирование. Но, если в отношении перспектив последнего сомнений нет - в обозримом будущем КНР от плановой экономики не откажется ни при каких обстоятельствах - то в случае с внешней торговлей ситуация далеко не однозначна. Китайцы по-прежнему обеспечивают мировые рынки дешевым текстилем и электроникой, но отнюдь не намерены делать это бесконечно, а претендует на более высокую роль в мировом разделении труда.
Поэтому неудивительно, что, начиная с конца XX века, лидеры страны большое внимание уделяют не только переориентации производства на внутренний рынок, но и повышению уровня образования населения. Еще в 1999 году Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил: "Если мы говорим, что прежде скрытой причиной международной военной и политической борьбы в основном была борьба за непосредственный захват необходимых для индустриализации сырьевых источников и рынков для вывоза товаров и капитала, то сегодня международная конкуренция в области экономики, науки и техники все больше превращается в конкуренцию талантов и знаний. Кто будет обладать преимуществом в знаниях и научно-технических новшествах, тот и займет лидирующие позиции".
Слова Цзяна не были пустым сотрясением воздуха, его беспокойство имело под собой серьезное основание. К концу девяностых годов Китай в сфере образования демонстрировал крайне слабые успехи.
К 1999 году из имеющих работу китайцев лишь 3,8 процента имели высшее образование, 11,9 - окончили старшую школу, около 39,9 - среднюю, начальной школой ограничились 33,3, а необразованными оставались 11 процентов работников. Тем более не приходилось говорить о каких-либо научных достижениях сыновей и дочерей Поднебесной. Все лауреаты Нобелевских премий – а также других престижных международных наград, которые имели какое-либо отношение к Китаю - получив начальное образование в стране, затем эмигрировали на Запад. Среди них - Янг Чжэньнин и Ли Чжэндао, которые разделили Нобелевскую премию по физике 1957 года, Дэниел Цуи, получивший треть Нобелевской премии по физике 1998 года, и Сэмюэл Тинг, удостоенный половины Нобелевской премии по физике 1976 года. Или родились в семьях эмигрантов, как Стивен Чу, получивший треть Нобелевской премии по физике 1997 года, или происходили из Тайваня, как Ли Юаньчжэ, тоже обладатель одной трети Нобелевской премии по химии 1986 года.
В стране не было ни одного университета, котирующегося в мировой табели о рангах. И все это - при населении, составляющем практически четверть от всепланетного. Иными словами, к моменту празднования полувекового юбилея КНР китайская нация массово шила носки и собирала радиоприемники и бытовую технику и была напрочь лишена надежды на какую-либо другую, лучшую перспективу.
Причины столь плачевного положения были очевидны: "культурная революция" 1966-1976 годов, а также другие маоистские политические кампании не только нанесли непоправимый вред системе образования, но и ударили по кадровому составу. На плаву остались лишь те немногие ученые, кто вовремя успел поставить политику выше науки. За 20 лет с момента смерти "Великого кормчего" Мао Цзэдуна и возвращения к власти Дэн Сяопина, "архитектора китайских реформ", подвижки в высшем образовании проходили плавно и постепенно. Но явно не с той скоростью, которую требовала стремительно развивающаяся экономика.
Именно по этой причине в 1998 году Цзян Цзэминь, лидер третьего поколения руководства компартии, дал отмашку для радикальной реформы. В том же году был принят "Закон о высшем образовании КНР", а чуть ранее были запущены две громкие программы - "Проект 211" и "Проект 985", целью которых было вывести к началу нового столетия ведущие китайские университеты на мировой уровень.
В рамках "Проекта 985", который охватил около 100 передовых вузов, основное внимание было сосредоточено на Пекинском университете и университете Цинхуа, которые за период 1999-2001 годов получили беспрецедентные финансовые вливания: 217 миллионов долларов.
В эти же годы стремительно растет количество поступающих в вузы: оно фактически удвоилось за несколько лет реформы, по состоянию на 2010 год в Китае насчитывалось 40 миллионов студентов. Увеличивается и число самих вузов: если в 1998 году их насчитывалось 1022, то через десять лет - уже 1908, а по состоянию на 2010 год цифра достигла 2358.
Образование должно быть массовым и качественным, твердила китайская пропаганда, но на деле одна составляющая взаимоисключала другую. Какие бы установки не спускала сверху партия, дать образование огромной массе населения в короткий срок очень непросто. Дать образование качественное - крайне сложно. А подготовить специалистов мирового уровня - так вообще маловероятно. Здесь возникает вопрос об уровне кадрового состава преподавателей: кто будет готовить специалистов, если нынешнее поколение профессоров - это поколение активистов "культурной революции"? В отличие от России, в Китае возраст подавляющей массы преподавателей высшего уровня от 40 до 50 лет.
Массовость обучения обуславливает главную отличительную черту китайского образования - огромные нагрузки и психологическое давление, которое испытывают студенты.
Даже если диплом не дает гарантии успешной карьеры, то плохой диплом дает очень высокие гарантии отсутствия какой-либо карьеры вообще. Все это ложится непосильным бременем на китайцев еще в школьные годы. Уже с юных лет они узнают от родителей и учителей о том, что без усердного обучения в школе они не смогут поступить в хороший институт, а, значит, будут обречены на полуголодную жизнь. Мечты о высшем образовании для единого отпрыска ложатся тяжкой ношей и на плечи родителей, которые загодя начинают откладывать деньги на обучение своего чада. Высшее образование в Китае - и частное, и государственное - полностью платное. Успешно сданные выпускные школьные тесты определяют лишь категорию вуза, в которую сможет поступить ученик, но не финансовую основу этого обучения. На конец восьмидесятых плата за обучение не превышала 200 юаней в год и была сугубо символической. С начала девяностых годов местные власти получили право самостоятельно определять уровень оплаты, что повлекло за собой резкий рост стоимости обучения. В настоящее время цена образования значительно варьируются даже в пределах одного вуза. В среднем она колеблется от 4 до 10 тысяч юаней в год. При этом 10 тысяч - не максимально возможный предел. Существуют еще и межгосударственные вузы, где преподавание ведется иностранными профессорами, а курс обучения включает годичную стажировку в Великобритании или США. Год обучения в таком вузе может обойтись в 100 тысяч юаней. Учитывая огромную социальную поляризацию в Китае, можно признать, что для представителей элиты эта сумма порой не представляет такой проблемы, какой может оказаться сумма в 4 тысячи для простого рабочего или жителя деревни, мечтающего о лучшей судьбе для своих детей.
Попытаюсь объяснить, что значат эти цифры. В среде китайской интеллигенции средняя ежемесячная зарплата составляет 4000-5000 юаней. Некоторые преподаватели высокого класса получают по 5000 юаней в день - но это исключение из правила. То есть, даже для рядовых представителей интеллигенции с зарплатой в 4000 в месяц плата за обучение не является непосильной. Представители рабочих профессий получают куда меньше. Видел объявление о найме на работу в районный супермаркет: кассир - 1200 юаней на руки, про социальный пакет ни слова. Примерный курс – пять рублей за юань.
Сами вузы условно разделены на несколько категорий престижности. Поступление в вузы первой категории - Цинхуа, Пекинский, Фуданьский университеты - задача любого старательного школьника.
Вузы второй категории и ниже соответственно имеют более низкую котировку, поступают в них, как правило, не от большого желания, а от безысходности. Проходного балла как такового нет, абитуриенты набираются в требуемом количестве согласно рейтингу, формируемому из тех, кто предоставил свои результаты выпускных тестов. Поэтому тот, кто провалился в Пекинском университете, вполне может занять первую строчку в рейтинге провинциального вуза. Часто родители, раздосадованные проваленными экзаменами, оплачивают обучение своего чада за границей, лишь бы не допустить, чтобы ребенок посещал институт второй или третьей категории. К концу 2011 года 1,4 миллиона студентов обучалось за пределами страны. При этом многие представители старшего поколения действительно уверены, что китайская модель высшего образования, ориентированная на массовое вколачивание знаний и нивелирующая индивидуальность, разительно уступает модели американской, которая предоставляет студенту больше свободы для самореализации.
Доля правды в этом утверждении имеется. Характер обучения в китайских вузах действительно сильно обусловлен массовостью. Сам процесс нацелен на цементирование в головах учащихся как можно большего количества знаний, но никак не на развитие их мыслительных и творческих задатков. В группах, где обучаются по сотне студентов, преподаватель не всегда помнит имена учащихся, не говоря уже о каком-то более тесном знакомстве с ними, распределении индивидуальных планов и так далее. Фактически вне стен аудитории общение происходит лишь между студентом и его непосредственным научным руководителем, во всех остальных случаях обучение носит конвейерный характер, что, в общем-то, вряд ли должно удивлять.
Отдельные элементы процесса, такие, как количество учебных дней, занятий, педагогическая нагрузка преподавателей, варьируются от одного вуза к другому. Отличаются даже системы обучения: где-то введена накопительная балльная система, где-то параллельно существует контроль посещений занятий. Неизменной остается лишь самодисциплина студентов, которые в свободное от учебы время стройными рядами отправляются в библиотеки, где и проводят часы, окружив себя стопками книг и термосами с чаем. Для полноты картины к этому следует добавить существование помещений для самостоятельных занятий в студенческих общежитиях. Потому что в самих комнатах, где живут по 4-6 человек, заниматься практически невозможно, при том, что спартанские условия жизни китайские студенты тоже оплачивают – но уже отдельно.
За столь самозабвенным погружением в процесс обучения - которое, естественно, разделяют далеко не все студенты - стоит надежда на выгодную перспективу в виде хорошей работы с высокой зарплатой. Есть тут и чаяние более реальных и осязаемых дивидендов: ежегодно вузы выделяют учащимся несколько стипендий разных категорий, некоторые из них перекрывают плату за обучение на несколько лет. При этом при распределении стипендий приоритет обычно получают члены компартии и активисты студенческих комитетов. Стоит признать, однако, что в последние годы налет партийной пропаганды все больше сходит на нет.
Марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна и теория Дэн Сяопина по-прежнему обязательны для изучения студентам гуманитарных специальностей, но, в общем и целом, удельный вес партийности в студенческой жизни все больше слабеет.
Базовое высшее образование в Китае, как правило, занимает четыре года, специализированное высшее, то есть магистратура - еще два или три года. При этом с каждым годом количество магистров и докторов наук растет в процентном соотношении: более высокая научная степень в Китае не блажь, а реальный шанс обойти бывших сокурсников в поиске работы.
Трудоустройство выпускников вузов - еще одна проблема китайского образования и общества в целом. Нынешнее старшее поколение с ностальгией вспоминает годы своего обучения в вузах: тогда, в "дэновскую" эпоху, высшее образование было гарантией успешной карьеры, теперь же - это лишь шанс на успешную карьеру. "Получить специальность - это потерять специальность", - шутит нынешняя китайская молодежь. За период с 1998 по 2007 гг. количество выпускников, как бакалавров, так и магистров, выросло в 5 раз. В 2008 году количество выпускников-бакалавров составило 5,6 миллиона, тем самым превзойдя на 13 процентов показатели предыдущего года. Согласно отчетам по состоянию на 2008 год, среди самых востребованных профессий были механики, инженеры, медики, бухгалтеры высшей квалификации, специалисты в области логистики, архитекторы и работники сферы информационной безопасности. Среди них самый низкий уровень занятости составлял 96,8 процента. Десять наименее востребованных профессий свелись всего к нескольким категориям: искусство (музыка, художественное творчество, опера) и такие науки, как медицина, биология и сельское хозяйство.
Компартия активно реализует программы по трудоустройству студентов, но преимущественно они сводятся либо к труду в бедных западных районах, либо к социальной работе. Ни та, ни другая перспектива не в состоянии привлечь большие массы студентов, поэтому проблема трудоустройства остается нерешенной по настоящее время. Нерешенными остаются и многие другие вопросы, как на макроуровне (подготовка квалифицированных преподавателей, качественное преподавание в провинциальных вузах), так и на микроуровне (взаимоотношения между представителями власти и частными университетами). Но на фоне всего этого - очевидная динамика развития, поразительный количественный рост учащихся с претензией на рост качественный.
Ежегодные субсидии правительства КНР на обучение молодых людей, которые переселяются из деревень в города, составляют 250 миллиардов долларов.
Если китайцам удастся сохранить такие темпы "охвата" населения высшим образованием, то очень скоро поколение швей, радиомехаников и сборщиков электрических чайников уступит место поколению менеджеров и логистов. А западному миру придется приучить себя к бережному отношению к носкам и радиоприемникам.
Специально для Столетия
Евгений Матяш, Нанкин
15.02.2013
Источник - Новое поколение
Навигация
Перейти к полной версии