http://www.ozon.ru/context/detail/id/2631644/?partner=askm1. Территория РФ, точнее сам Дальний Восток, является базисом для построения наземных коммуникаций – ЕвроАзиатского маршрута, маршрута связывающего Европу и Азию с Америкой – т.е владение этими территориями в обозримой перспективе фактически обеспечит контроль над самым быстрым и доступным наземным способом доставки товаров между основными участниками экономического трансграничного производства. И если доставка из Европы в Китай, Японию и Корею возможна через среднюю Азию и сам Китай, то построение связи с Америкой невозможно без участия ДВ, так как такой маршрут возможен, только через Берингов пролив.
2. Анализируя структуру импорта/экспорта между Дальним Востоком РФ и КНР, можно выделить следующие товарные группы. Импорт в РФ: продовольственные товары, машины и оборудование, товары народного потребления. Экспорт в КНР: древесина, нефтепродукты, металлы, машины и оборудование. Существенную часть экспортируемого в КНР машиностроения составляет военная техника, в частности военные самолеты производимые в Комсомольске-на-Амуре.
3. На данный момент между КНР и РФ предлагается построить следующие мостовые переходы и дороги, преимущественно предложенные китайской стороной (по годам указано количество сообщений на эту тему в материалах показателя «Коммуникации транспортные»):
- мост авт. Благовещенск (с. Каникурган) – Хэйхэ, Амурская область: 2003 – 2, 2004 – 6, 2005 – 3;
- мост жд. Благовещенск – Хэйхэ, Амурская область: 2003 – 2, 2004 – 6, 2005 2004 – 1;
- мост авт. Покровка – Логухэ, Читинская область: 2004– 1, 2005 – 1;
- мост авт. Амурзет – Миншань, Еврейская автономная область: 2003 – 1, 2004 – 1, 2005 – 1;
- мост. жд. Нижнее-Ленинское – Тунцзян, Еврейская автономная область: 2004 – 1, 2005 – 2;
- мост авт. Староцурухайтуй – Хэйшантоу, Читинская область: 2005 – 1;
- авт. перевал Бетсу-Канас с дорогой на Алтай, Кузбас и Новосибирск, Республика Алтай и Синьцзян-Уйгурский автономный район: 2003 – 1, 2005 – 10.
Дороги к переходам на территории ДВ, реконструируемые:
- жд. Амазар – Покровка (планируется построить при строительстве моста в Покровке), Амурская область и Читинская область: 2005 – 1;
- жд. Карымская – Забайкальск: 2005 – 3;
- жд. Уссурийск – Дунин (пров. Хэйлунцзян), Приморский край: 2003 – 1
- авт. Биробиджан – Амурзет, ремонт: 2003 – 1.
Действуют следующие наземные погранпереходы РФ и КНР (исключая сообщения речным транспортом и авиационные, например с речным портом Хабаровска или, соответственно, для Приморского края 4 пункта пропуска из 7 действующих):
Железнодорожные переходы:
- жд. «Гродеково», Пограничный (Гродеково) – Суньфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Приморский край (планируется и автомобильный переход);
- жд. «Махалино», Камышовая – Хунчунь, Приморский край;
- жд. мост «Дружба», Хасанский район Приморского края, Китайская народная республика, Корейская народная демократическая республика;
- жд. «Забайкальск», Забайкальск – Манчжурия (автономный район Внутренняя Монголия), Читинская область.
Автомобильные переходы:
- авт. Краскино-Хуньчунь, Приморский край;
- авт. «Полтавка», Полтавка-Дунин (мост), Приморский край;
- авт. «Забайкальск», Забайкальск – Манчжурия, Читинская область;
- авт. Олочи – Шивэй, Читинская область (бетонный мост);
- авт. Староцурухайтуй – Хэйшантоу, Читинская область (деревянный мост).
Ледовые дороги (речные паромные переправы):
- лед. Покровка – Логухэ, Читинская область;
- лед. Джалинда – Мохэ, Амурская область;
- лед. Поярково – Сюньке, Амурская область ;
- лед., паром Благовещенск – Хэйхэ, Амурская область;
- лед. Ушаково – Хума, Амурская область (рассматривается возможность открытия);
- лед. Покровка (Бикинский район) – Жоахэ, Хабаровский край;
- лед. Амурзет и Лобэй, Еврейская автономная область.
Через иностранные государства:
- авт. «Дорога тысячелетия», Республика Алтай, Монгольская народная Республика и Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР;
- жд. Наушки – Сухэ-Батор, Республика Бурятия и Монгольская народная республика;
- жд. Замын-Ууд – Эрлянь, Монгольская народная республика и автономный район Внутренняя Монголия КНР;
- жд. Достык (Дружба) – Алашанькоу, Казахстан и Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.
Строятся и реконструируются следующие крупные дороги на Дальнем Востоке (по годам указано количество сообщений на эту тему в материалах показателя «Коммуникации транспортные»):
- авт. Чита – Хабаровск 2003 – 4, 2004 – 2, 2005 – 3;
- авт. Якутск – Магадан 2003 – 1, 2004 – 2, 2005 – 1;
- жд. Хасан – Уссурийск 2003 – 2, 2004 – 1;
- жд. Байкало-Амурская Магистраль 2003 – 2;
- жд. Транссибирская магистраль 2003 – 1, 2004 – 1;
- жд. Тында – Якутск 2004 – 1, 2005 – 1.
Крупнейшие автодороги Дальнего Востока, не входящие в состав строящихся трасс Чита – Хабаровск и Сковородино – Якутск – Магадан):
- Хабаровск – Уссурийск – Владивосток: асфальтированная;
- Хабаровск – Находка: асфальтированная, частично грунт;
- Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре: асфальтированная;
- Хабаровск – Лидога – Ванино: частично асфальтированная;
- Хабаровск – Николаевск-на-Амуре: асфальт до Комсомольска, грунт до Николаевска, нет моста через Амур у Николаевска;
- Раздольное – Хасан: асфальт, частично грунт;
- Владивосток – Находка: асфальт;
- Холмск – Южно-Сахалинск – Оха: грунт (Холмск – Ванино, автомобильный и железнодорожный паром).
В КНР строятся следующие крупные транспортные магистрали и дороги:
На северо-востоке:
- жд. Суйфэньхэ – Тумэн – Дайдонг – Далянь;
- жд. Цинхай – Тибет;
- жд. Чэнду – Куньмин – Маньчжурия;
- авт. Хайлар-Маньчжурия.
Автомагистрали «Север-Юг»:
- Тунцзян (пров. Хэйлунцзян) – Санья (пров. Хайнань);
- Пекин – Фучжоу (пров. Фуцзянь, Юго- Восточный Китай);
- Пекин – Чжухай (южная провинция Гуандун);
- Эрэн-Хото (Внутренняя Монголия) – Хэкоу (юго-западная провинция Юньнань);
- Чунцин – Чжаньцзян.
Автомагистрали «Восток-Запад»:
- Суйфэньхэ – Маньчжурия;
- Даньдун – Лхаса;
- Циндао – Иньчуань;
- Ляньюньган (юго-восточная провинция Чжэцзян) – Хоргос (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Северо-Западный Китай);
- Шанхай – Чэнду;
- Шанхай – Жуйцзинь;
- Хэнъян – Куньмин.
4. Следует отметить появление сообщений в СМИ о готовности китайских инвесторов вкладывать финансовые средства в социальную сферу и инфраструктуру, не приносящие прибыли, и это при том, что до сих пор основным видом инвестиция являлись: пополнение оборотных средств, приобретение предприятий по добыче полезных ископаемых.
5. Интересна фильтрация предложений Китая, не проходящих в Российские СМИ и лишь косвенно упоминаемые в КНР: проект переброски вод Байкала нигде не просочившийся в СМИ РФ, но активно отрицавшийся в КНР; информация о готовности построить жилые районы для китайских граждан под Владивостоком, информация о предложения Китая по использованию труда китайских граждан в РФ.
6. Существуют различия в оценке оборота торговли между РФ и КНР, в том числе по приграничным пунктам. Например по данным пункта пропуска Забайкальск в 2003 г. китайской стороной пропущено товаров на 6 млрд. долларов США, а по российским сведениям 3,4 млрд. дол. США. За 2004 г. по данным РФ оборот с КНР составил 15 млрд. дол. США, а по данным Китая 21 млрд. дол. США. Причина таких разночтений во многом объясняется «изменением» на таможне типа привозимых/экспортируемых товаров и соответственно их стоимости. Кроме того значителен поток и контрабандной торговли. Таким образом существующая экономическая зависимость Дальневосточных регионов РФ от капитала КНР существенно выше официальных данных.
7. Рассматривая страны в которые осуществляется экспорт товаров из РФ, и страны осуществляющее наибольшие инвестиции, можно отметить, что это преимущественно страны предоставляющие какие-либо налоговые, организационные льготы (оффшоры). Т.е. фактически объем реальных финансовых потоков зарубежных инвесторов мал, а вывод денежных средств резидентами РФ, по обычно заниженным ценам, существенен.
8. Традиционно в высказываниях чиновников КНР звучат фразы о том, что Китай не имеет претензий к чужим территориям. Но зато предпринимаются очень активные действия по отношению к территориям считаемыми своими. Среди них сейчас – Тайвань, Парасельские острова, острова Сенкаку (Дяоюйдао), остров Спратли. Тактика действий по этим островам в общем-то схожа. Сначала принимается нормативный акт, обычно с достаточно нейтральным названием (например о территориальных водах), объявляющий их «своими», потом все китайские чиновники в один голос начинают заявлять о недопустимости отделения. После этого активизируются различные «независимые» ассоциации за возврат территорий, налаживаются коммуникации, активизируется обмен гражданами, поддерживаются оппозиционные силы, часто проводятся учения по силовом захвату подобных участков, либо сразу вводятся военные силы на «незаселенные» территории.
9. За последние годы значительно увеличилось количество учений в Дальневосточном федеральном округе, связанных с гражданской обороной, отработкой антитеррористических мер на промышленных и транспортных объектах.
10. Существенное обостряется демографическая обстановка. Общеизвестно десятикратное различие в плотности населения на Дальнем Востоке РФ и в Северо-восточных регионах КНР. Но последние годы усилилась и другая тенденция – преобладание лиц женского пола над мужским в РФ и обратная тенденция в КНР, что в перспективе может значительно подстегнуть ассимиляцию русского этноса. За последние 40 лет уже в двух подобных ситуациях, русские женщины были готовы отправиться за поиском мужчин в другие регионы, например в 70-е г. добровольная миграция, на специально выделенных для этих целей кораблях, девушек из центральных регионов на Колыму (Магадан), или движение Хитогуровок по переезду в строящийся (зеками) Комсомольск-на-Амуре для выхода замуж.
11. Обращает на себя внимание существенный рост в СМИ публикаций о взаимоотношениях с Китаем, что указывает как на рост интереса населения к этой тематике, так и косвенно на увеличение взаимоотношений РФ и КНР. Например по годам для regnum.ru (необходимо учитывать и рост возможностей агентства): до 2000 – 20, 2001 - 70, 2002 - 400, 2003 - 1250, 2004 - 1800, до конца 10.2005 - 1300.
12. С 2003 г. во многих регионах РФ китайские инвесторы начали предлагать строительство жилых кварталов (про торговые можно и не упоминать, они есть во всех городах ДВ, Сибири и крупнейших городах РФ). Наибольшее количество таких проектов реализуется на Дальнем Востоке, практически во всех крупных городах: Благовещенск (микрорайон 100 га, 20 тыс. жителей), Биробиджан (очередь многоквартирных домов), Владивосток (жилые дома), Уссурийск (жилые дома), Чита (жилые дома), Южно-Сахалинск (жилой микрорайон), Хабаровск (жилой комплекс, 1300-1600 квартир). Но самый крупный проект начат в 2005 г. в Санкт-Петербурге (4 городских квартала, 180 га, 45 тыс. жителей). Существует проект и для Москвы. Следует отметить, что в российских СМИ, российские чиновники, категорически отрицают возможность их превращения в китайские кварталы (чайна-тауны). В то же время в китайских СМИ об этих проектах сообщают именно как о постройке китайских жилых кварталов.
Кроме того, само строительство в РФ является одним из самых эффективных способов вывода денег из официального оборота, на теневые нужды (в РФ используется для получения откатов и для финансирования выборных программ). Таким образом, реализуя «инвестиционный» проект по созданию квартала, можно за короткий срок легально доставить существенные средства на территорию РФ, которые в последующем использовать на необходимые нужды, например на выкуп этих же квартир или поддержки диаспор.
13. Показательны данные о количестве китайцев в РФ, вернее их отсутствие (как самих данных, так и китайцев по существующей статистике). По косвенным оценкам численность граждан КНР находящихся на территории РФ превышает 350 тыс. человек. Численность населения РФ в 2002 г. составила порядка 145 млн. человек. В начале XX в. численность китайских граждан составляла 450 тыс. чел. на 167 млн. населения России, но тогда китайские кули занимались преимущественно обслуживанием и черными работами. Сейчас же китайцы в России вдедут преимущественно предпринимательскую деятельность и активно нанимают граждан РФ. Таким образом при сопоставимой численности населения в начале XXI века и в начале XX века, уровень китайского проникновения в экономическую и общественную жизнь РФ существенно усилился. Стоит отметить, что в то время проблема «желтой экспансии» активно обсуждалась обществом, а правительственными органами предпринимались различные меры противодействия. В настощий момент такие меры практически отсутствуют. Кроме того в начале XX века Китай не предъявлял претензий на территории России.
14. По годам, из материалов СМИ по показателю «Промышленное и административное проникновнеие», в основные районы Дальнего Востока и Сибири количество делегаций китайцев (в скобках количество делегаций из этих же регионов РФ в КНР) составило:
Амурская обл.: 2002 - н/д*, 2003 – 7 (2), 2004 – 14 (5), 2005** – 4(3).
Еврейская АО: 2002 - н/д, 2003 – н/д (1), 2004 – 2(2), 2005 – (1).
Приморский край: 2002 - н/д, 2003 – 6 (3), 2004 – 16 (4), 2005 – 1(1).
Хабаровский край: 2002 – н/д (1), 2003 – 2 (1), 2004 – 6 (3), 2005 – (1).
Якутия: 2002 – н/д, 2003 – 1, 2004 – 5 (5), 2005 – н/д.
ДВФО (остальные р-ны): 2002 – 1, 2003 – 1 (1), 2004 – 7(11), 2005 – 1(3).
Читинская обл.: 2002 – 1 , 2003 – 9 (2), 2004 – 6 (2), 2005 – 1(4).
Иркутская обл.: 2002 – 3, 2003 – 5, 2004 – 17, 2005 – 2.
Красноярский край: 2002 - 2, 2003 – 3 (2), 2004 – 5, 2005 – 2.
СФО (остальные р-ны): 2002 – 3, 2003 – 5 (1), 2004 – 13(1), 2005 – 4(2).
УФО: 2002 – 1 , 2003 – 1, 2004 – 5(2), 2005 – н/д.
Остальные р-ны РФ: 2002 - 15, 2003 – 26 (4), 2004 – 14 (3), 2005 – 6(1).
Из анализа самих статей следует, что до 2003 года отражение в СМИ визитов китайских делегаций и российских в КНР представлено недостаточно и не составляет валидной выборки от реального количества делегаций, следует делать корреляцию и на основные источники статей – Regnum.ru и Дейта.Ru (действует с 2003 г.) – региональные новости преимущественно Сибири, центральных регионов РФ и Приморской области соответственно. С 2005 г. сообщения о делегациях в СМИ значительно уменьшились.
Следовательно только выборка за 2003 и 2004 года дает адекватные данные о соотношении китайских делегаций на Дальний Восток, Сибирь и в Центральные регионы РФ:
- В 2003 г. Дальний Восток посетило по крайней мере 17 делегаций, Сибирь 22 делегации, остальные регионы, включая Урал 27 делегаций.
- В 2004 г. Дальний Восток посетило по крайней мере 50 делегаций, Сибирь 41 делегация, остальные регионы, включая Урал 19 делегаций.
Таким образом, Дальний Восток составляя по численности 5% населения РФ, по экономическому взаимодействию занимая 30% от общего объема импорта/экспорта с КНР, по количеству делегаций КНР привлекает к себе порядка 40-50% общего их числа. Аналогично и делегации дальневосточных чиновников составляют порядка 50% от общего количества делегаций в КНР.
15. Передача островов КНР, в соответствии соглашением от 14.10.2004г. вызвала в СМИ информационную волну. Динамика подачи материалов в общероссийских СМИ имела следующий характер. Неделю после подписания информация практически отсутствовала, этому способствовало и то, что соглашение было подписано в четверг, когда СМИ готовили материалы на пятницу, после чего следовали выходные. Таким образом информационная волна от сообщения сразу споткнулась, новую динамику она набрала к среде 19.10.2004 г., но была уже не продолжительна. После этого значительная пауза до ратификации соглашения думой в середине мая 2005 г. Небольшой всплеск и постепенное затухание.
Так как весь октябрь велся детальный мониторинг СМИ РФ и Дальнего Востока на предмет материалов о передаче островов, которые представлены в разделе «Материалы по демаркации границы» и объем материалов является достаточно валидным срезом от общего количества публикаций, то на основании этих данных подсчет количества публикаций во временных интервалах выглядит следующим образом.
СМИ РФ: до 14.10.04 – 4, 14.10.04 – 7, 15.10.04 – 9, 16.10.04 – 0, 17.10.04 – 0, 18.10.04 – 1, 19.10.04 – 3, 20.10.04 – 3, 21.10.04 – 0, 22-24.10.04 – 0, 25-31.10.04 – 1, 1-15.11.04 – 1, 16-30.11.04 – 0, 12.04 – 2, 01.05 – 2, 02.05 – 0, 03.05 – 0, 04.05 – 0, 1-15.05.05 – 1, 16-22.05.05 – 9, 23-29.05.05 – 7, 30.05-5.06.05 – 7, 6-12.06.05 – 3, 13-30.06.05 – 3, 07.05 – 0, 08-11.05 – 0.
СМИ ДВ: до 14.10.04 – 5, 14.10.04(Чт) – 0, 15.10.04(Пт) – 4, 16.10.04(Сб) – 1, 17.10.04(Вс) – 0, 18.10.04 – 2, 19.10.04 – 1, 20.10.04 – 0, 21.10.04 – 1, 22-24.10.04 – 0, 25-31.10.04 – 1, 1-15.11.04 – 3, 16-30.11.04 – 0, 12.04 – 0, 01.05 – 0, 02.05 – 0, 03.05 – 0, 04.05 – 0, 1-15.05.05 – 1, 16-22.05.05 – 2, 23-29.05.05 – 4, 30.05-5.06.05 – 0, 6-12.06.05 – 0, 13-30.06.05 – 1, 07.05 – н/д, 08-11.05 – н/д.
16. Один из ключевых документов Китая последнего времени, касающегося его политике в области присоединения утерянных территорий, который во всех СМИ подается как имеющий отношение только к Тайваню, не доступен в Интернет. Отмечается только, что в нем содержатся меры, по применению вооруженных сил, в случае невозможности осуществить контроль за территорией, причем так как в Китае, кроме Тайваня, есть и другие «отделяемые» территории, например острова Спратли, Тибет, Синьцзян-Уйгурский автономный район, то скорее всего документ носит расширенный характер. А если внести в этот перечень «территории захваченные царской Россией»? Следует отметить, что в РФ его зачастую называют как «Закон о противодействии отделению Тайваня», но в Китайских СМИ он имеет название «Закон о борьбе с расколом государства».
17. Очевидно, что в СМИ не попадают данные как о плановых датах возможной активизации КНР по «усилению взаимодействия» с Дальним Востоком РФ, так и соответствующих ожидаемых датах в РФ. Соответственно прогнозирование этого на основе общедоступных источников является неблагодарной задачей. В тоже время, к таким датам могут привязывать и должны быть завершены какие-либо ключевые проекты преобразований, постройки инфраструктуры и т.д. В целом подборка данных о таких проектах может дать интересный материал для размышлений.
2006.
РФ: увеличить в 5 раз мероприятия по ФЦП «Антитеррор»; ключевые зенитно-ракетные полки будут переоснащены комплексами противовоздушной обороны С-400 и модернизированными С-300; откроется сквозное движение по маршруту Якутск-Магадан; завершится строительство дороги из Кузбасса в Горный Алтай; на ДВ начнет поступать ракетный комплекс «Искандер».
КНР: турпоток в РФ из КНР достигнет 1 млн. человек в год; год России в КНР.
Другие страны: Япония обязывает все префектуры закончить подготовку планов эвакуации населения.
2007.
РФ: перевод всех частей постоянной боевой готовности, на контрактную основу (72 части, в том числе все дальневосточные); предусматирвается начало масштабных поставок электроэнергии в КНР; будет уменьшено количество отсрочек от призыва; по расчетам китайских строителей может быть закончена автомобильная дорога через перевал Бетсу-Канас из Горного Алтая в КНР соеденяемая с дорогой на Кузбас и Новосибирск; год Китая в РФ.
КНР: сокращение численности армии КНР с 2,5 млн. до 2,2 млн.; Пентагон предполагает, что к этому времени КНР может напасть на Тайвань; заканчивается 5-ти летний контракт на поставку из РФ 8 подводных лодок; в Китае будет завершено строительство 12 магистралей «Запад-Восток» и «Север-Юг».
Другие страны: Министр обороны Великобритании назвал 2007 г. как начальный период возможного вовлечения страны в ядерный конфликт.
2008.
РФ: укрепление обороноспособности в качестве одного из приоритетов до 2008 г; соращение вооруженных сил до 1 млн. человек (высказывалось также, что сокращения не будет); до 2008 основными получателями российского вооружения является Китай и Индия; все дивизии ВДВ будут переведены на контрактную основу; ГЛОНАСС будет укомплектована спутниками для круглосуточной работы; Путин зявляет о 2008 г. как серьезном рубеже для РФ и возможной дестабилизации, в контексте выборов; будет завершено строительство дороги Москва-Владивосток; эксперты предполагают максимальную консолидацию власти к выборам 2008 г., для сохранения положения элитами.
КНР: Летняя олимпиада в Пекине – 8 августа.
Другие страны: эксперты США предполагают, что до Олимпиады, КНР воздержится от жестких действий.
2009.
РФ: Урал и Сибирь перейдут в дефицитные регионы по энергоресурсам; будет закрыт космодром Свободный в Амурской области.
Другие страны: Министр обороны Великобритании назвал 2009 г. как крайний период подготовки и возможного вовлечения страны в ядерный конфликт.
2010.
РФ: будет закуплено 50 вертолетов Ми-28Н; будет завершено строительство железной дороги от БАМа до Якутска; снизится процент федеральных дорог соответствующих нормативным требованиям до 20%; в Приморском крае предполагается привлечь вместо 15 тыс. – 500 тыс. китайских рабочих; будет поставлено 48,8 млн. тонн нефти в КНР в счет погашения долга Роснефти при покупки Юганскнефтегаза.
КНР: будет завершено объединение металлургических предприятий в одну-две корпорации.
2015.
РФ: Население Приморского края сократится с 2,05 млн. на 250 тыс. человек.
КНР: Население северо-западных районов КНР перейдет за отмеку 100 млн.
2020.
РФ: предусмотрено окончание строительства нефтепровода с ответвлением в КНР.
КНР: Инвестии в РФ до этого года составят $12 млр.; будет увеличено протяженность ж.д. с 73 до 100 тыс. км.
18. Интересны цифры соотношения российских вооружений в китайской армии. Адекватные данные, на основании статей в периодике, очевидно получить не удастся, особенно по достаточно массовым вооружениями, например танкам. По неофициальным источникам обновление российским вооружением армии КНР за последнее десятилетие составляет 70%35. Но минимальное соотношение, подтверждаемое опубликованными данными, получить возможно. В реальности, скорее всего, эти данные значительно выше, из-за того что временной срез статей мал и не вся информация поступает в СМИ. Например по таким видам вооружения.
Подводных лодок в армии КНР 63 шт. (2004 г.), поставлено или изготовляется: 8 дизельных подводных лодок 636 «Лада» («Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург, $1.5 млрд., 2002-2007); 1 дизельная подводная лодка 636 («Красное Сормово», Нижний Новгород, 2005); 2 дизель-электрические подводных лодок 877 «Варшавянка» («Севмашпредприятие», Северодвинск, 2005 г.).
Эсминцев 18 шт. (2004 г.): 2-а эскадренных миноносца 956ЭМ («Северная Верфь», Санкт-Петербург, $1.5 млрд., 2002-2004); 2-а эскадренных миноносца («Северная Верфь», Санкт-Петербург, $1.5 млрд, 1997-2000); 1 авианосец (построен в КНР, 2005).
Самолетов в армии КНР 2556 шт. (2004 г.) поставлено или изготовляется: ~100 Су-27 и Су-30 ($5.8 млрд., 1 самолет приблизительно 50-60 млн. долларов, 2002), 88 самолетов и 365 авиационных двигателей (создано в КНР, 2004 г.).
19. Официально в армии КНР принята стратегия Оборона – Самооборона – Ответный удар, она подразумевает уничтожение противника на своей территории и последующий ответный удар на территорию противника. Таким образом, вкупе с небольшой профессиональной и большой ополченческой армиями эта стратегия подразумевает перемалывание любых вторгшихся иностранных войск за счет массовой гибели собственного (китайского) населения, чем решаются несколько задач: уничтожается противник, снижается численность населения КНР, появляется возможность использовать профессиональную армию для ответного удара, с сохранением ее боевого состава в ходе первоначальных боевых действий. Скорее всего такая тактика была выбрана еще в период конфронтации с СССР. Но в этой стратегии более значимо отношение к собственному населению и, тем более, к населению противника.
20. Существенным фактором ухудшения жизни на Дальнем Востоке стали постоянные пожары. На Дальнем Востоке численность населения меньше чем в центральных регионах, но пожаров значительно больше. Есть сообщения, что лес часто поджигают специально, для того, чтобы потом легче было получить разрешение на заготовку горелого леса. Лес потом поставляют в Китай. К сожалению, поджигают не только в отдаленных районах возле транспортной инфраструктуры, но и непосредственно возле крупных населенных пунктов, в которых по несколько недель потом стоит сильных смог (например в Хабаровске 2001 г., 2005 г.).
21. Последнее время участились сообщения о драках, ограблениях русских в КНР и китайцев в РФ. Помимо указания на негативное отношение в РФ к китайцам, оно имеет и такую составляющую, как то что китайцы в РФ не считаются превилигованными членами общества, что обычно свойственно для любых иностранцев – гость, из непонятного и чужого этноса, воспринимается как опасный, в том числе и по тому, что правоохранительные органы относятся к случаем разбоя иностранцев с повышенным вниманием. Тоже самое характерно и для отношения к русским в Китае.