воюродный брат последнего императора стал рядовым смотрителем дворца
Ричард СПЕНСЕР, "Daily Telegraph", 4.08.2004
Когда На Гэньчжэна зачислили в штат смотрителей бывшего императорского дворца в Пекине, коллеги думали, что он всего лишь один из рядовых функционеров Коммунистической партии. И это был действительно способ, при помощи которого он выжил.
Во времена культурной революции, когда власти пристально изучали прошлое миллионов людей с целью выявить их принадлежность к буржуазному или "феодальному" сословию, он научился сохранять спокойствие в разговоре о его семье.
Более того, На Гэньчжэну даже удалось вернуться в родной дом, когда он получил официальную должность начальника бюро жалоб ставшего музеем императорского дворца. Дело в том, что На Гэньчжэн – двоюродный брат последнего хозяина этого дворца – китайского императора Пу И.
Он также старший внучатый племянник вдовствующей императрицы Цы Си, жестокой маньчжурской правительницы, деспотичному господству которой приписывают крушение Цинской династии в 1911 году.
Восстановление Летнего дворца, который в настоящее время ежегодно посещают миллионы туристов, было единственным выдающимся деянием императрицы Цы Си. Великолепные павильоны на берегу озера, в которые переезжала летом императорская семья, были разграблены и сожжены англичанами и французами во время второй Опиумной войны в 1860 году. Говорят, что деньги, выплаченные Китаю в качестве компенсации за этот вандализм, были потрачены на модернизацию китайского флота.
Поэтому 12 лет назад На Гэньчжэн не мог не воспользоваться шансом получить работу в этом месте. "Я всегда очень интересовался историей", – говорит он.
"Летний Дворец был восстановлен по приказу императрицы Цы Си, поэтому я пришел сюда работать с чувством сильного волнения. Но только не думайте, что меня назначили на эту должность благодаря моим родственным связям с императорской семьей – я никогда и никому не говорил об этом", – добавляет На.
На родился в 1951 году, на второй год коммунистического "освобождения" Китая. Его семья уже давно утратила все свои привилегии и богатство.
Но за 50 лет до рождения На Гэньчжэна ситуация выглядела совсем иначе. Его дед, сын младшего брата Цы Си, будучи членом свиты вдовствующей императрицы, стал свидетелем многих ключевых событий, происходивших в период упадка империи. Однажды, когда На был мальчиком, дед взял его с собой во дворец на встречу с Пу И, который работал там садовником после "коммунистического перевоспитания".
Семья На Гэньчжэна принадлежала к манчжурскому клану Иехонала – от этого имени по принципу китайского сокращения и была образована фамилия "На". Цы Си была наложницей императора Сянь Фэна, а также матерью и регентшей его преемника – императора Пу И.
Сестра Цы Си вышла замуж за брата императора и родила ему наследника – "второго императора". Она приходилась бабкой Пу И, коронация, низложение в возрасте шести лет и последующая жизнь которого ярко показаны в знаменитом фильме Бертолуччи "Последний император", получившем "Оскара".
Культурная революция, начавшаяся в 1966 году, хорошо научила На Гэньчжэна молчать о прошлом своей семьи. Его отца избили "хунвэйбины" – "красные охранники" Мао прямо в здании министерства транспорта, где он работал чиновником. Сидя в своей маленькой квартире в блочном доме 1960-х годов, На вспоминает, с каким страхом и ужасом его семья разбивала и сжигала оставшиеся семейные реликвии – фарфор, мебель и картины. Среди уничтоженных реликвий была знаменитая "кровать дракона", подаренная семье вдовствующей императрицей, и образцы ее каллиграфии.
Сейчас, когда миновали годы коммунистических репрессий, На поставил перед собой цель восстановить репутацию своих родственников. Он говорит, что кровожадный образ вдовствующей императрицы была создан искусственно.
Наиболее известной является история о том, как Цы Си боролась со своей соперницей – "жемчужной наложницей", фавориткой ее слабого племянника, бывшего в то время императором. Узнав о кознях соперницы, Цы Си убила ее, сбросив в колодец.
На Гэньчжэн говорит, что его дед общался с обеими женщинами, когда еще был маленьким мальчиком, и он рассказывал, что та наложница совершила самоубийство. "Мой дед был на месте происшествия. Он ехал в экипаже вдовствующей императрицы, когда это случилось, – рассказывает На. – О коварстве Цы Си существует много рассказов. Например, о том, что она отравила всех, кто стоял на ее пути, даже собственного сына. Подвергать суровой критике сильных женщин уже давно вошло в традицию".
"Причин падения Цинской династии очень много, и все они сложны, – добавляет На. – Намного легче обвинить во всем одного человека, особенно женщину".
"Вся моя семья надеется восстановить репутацию империтрицы Цы Си. Она была волевой, но понимающей женщиной, которая любила своих родственников и детей".
Другие представители маньчжурской знати тоже начинают заявлять о себе. На прошлой неделе журналистам дал интервью Го Бу Ло, шурин императора Пу И. Он подверг критике образ своей сестры-императрицы, супруги Пу И, которая изображена в фильме "Последний император" разнузданной наркоманкой. "Моя сестра никогда не была такой женщиной, – заявил он. – Этот образ искусственно создан с целью оскорбить и опорочить ее".
Никто из членов императорской семьи не заходит так далеко, чтобы требовать возвращения их наследного имущества. На Гэньчжэн разворачивает каллиграфический свиток, написанный для него младшим братом последнего императора, Пу Женем. Он читает: "Красивые маньчжурские мальчики и симпатичные маньчжурские девочки связаны с эрой прошлого. Они не должны гордиться своим благородным происхождением и былой славой своих семей".
В настоящее время На Гэньчжэн рассматривает жалобы, поступающие от посетителей музея, а свободное время посвящает своему хобби – коллекционированию старых входных билетов на территорию Летнего дворца.