Предлагаю некий сумбурный вариант русской жизни без царя. Прошу, не бейте сильно и не цепляйтесь к словам. Это так - внезапно посетившая идеалистическая идея... Попробуйте оценить на предмет возможности ее развития.
Есть военный вождь (назовите его как угодно – князь, конунг, амир, хоть сёгун) и его сравнительно немногочисленная дружина – потомственные охранители империи. Вождя выбирают дружинники, т. е. имеется военная демократия. Есть многочисленные чиновники – потомственные служащие империи, гражданская и полицейская (что важно!) администрация. И есть лично свободные обыватели – потомственные подданные империи.
А вот самой империи больше нет, и императора нет, и имперской идеологии нет. А есть желание жить (хорошо жить!) и глубинная память (я не так просто везде поставил «потомственные»). Это, конечно, упрощённая и приукрашенная конструкция.
Если допустить, что часто ныне повторяемые слова об особой верности и ответственности кадров ГБ - истинная правда (а почему бы и не допустить
), то можно нарисовать дивную конструкцию. На самом верху военный вождь (назовите его как угодно – князь, конунг, амир, хоть сёгун, или даже
президент) и его спаянная дружина. Здесь царит военная демократия – дружинники выбирают себе вождя из своей среды. Это «внутренняя партия» обладает высшей властью, и судебной тоже. Её главная задача отвечать на вызовы – внутренние и внешние, хранить и защищать страну, её народ и её богатства. Следующая по важности задача – направлять своих слуг-чиновников и поддерживать их рвение (в основном,
кнутом, о
прянике лукавые рабы сами неплохо позаботятся). Чиновничья рать несёт на себе весь объём каждодневных государственных дел, включая и полицию общественного порядка. И опирается вся конструкция на вольных (совершенно необходимо для её прочности) обывателей. Общаться же обыватели с вождём, а равно и вождь с обывателями (чуть было не написал с избирателями) должны через чиновников. Диво же должно заключаться в превращении чиновничества в
страдательную прослойку – сверху
по-медвежьи (извините
) гнут дружинники во главе с князем, а снизу по-бычьи поддевают вольные (вот оно!) граждане. В идеале, после многих (а может и не очень) лет такого исторического процесса чиновники, изрядно сократившись в числе, превратятся в обычных добросовестных наёмных менеджеров, когорта бойцов невидимого фронта в полноценную политическую элиту (благо, и внешних, и внутренних вызовов на их долю выпадет более чем достаточно), а обыватели в развитое гражданское общество. Понятно, что картинка, мною нарисованная, розовая и пушистая,
аж тошнит! Но посмотрите, России, нет, не России даже, всему Русскому миру, предоставляется возможность избавиться (ну, не избавиться, сократить) шестисотлетний (если считать от Ивана III и его саженца византийской бюрократии) разрыв между властью и Русским миром.
Со времён Ивана III между властью и Русским миром образовалась трещина, которая затем расширялась и расширялась, пока не превратилась в провал. Сначала византийская бюрократия, потом «Москва – третий Рим, царь – помазанник Божий, а все его слуги и холопы», реформы Петра, разделение культуры на народную и европеизированную, чиновничья реформа Сперанского, сталинский геноцид, затхлая коммунистическая идеология Брежнева-Суслова. И вот
сегодня появляется совершенно уникальный шанс – насаждаемая сверху идеология отсутствует полностью, уровень культуры настолько низок, что различия уже не видны, влияние интеллигенции и на народ, и на власть ничтожно, а личная свобода и свобода слова весьма высоки, - никогда ещё за последние 500 лет не было таких прекрасных возможностей для
не выдуманного сближения власти с Русским миром.
Верховный военный вождь, как бы он высоко не стоял над народом, не царь, не помазанник Божий. За трусость, глупость, предательство он может быть немедленно смещён своей дружиной, в которой он только первый среди равных. И слово его не закон, он должен его обосновывать. Но он может стать хранителем (охранителем) Русской правды – неписанного закона Русского мира.