Слегка перекусив, садимся по коням. Немного нервничаю. Чекпойнт в Шахидулле, китайцами упоминался неоднократно и хотя по поселку особо не видно какой либо ключевой роли сего пункта в обороне Тибета от неизвестных захватчиков, не хотелся бы иметь долгих объяснений с властями ( отправить назад, отсюда, мне кажется уже нереальным, это станет уже большей проблемой для них, а не для нас). Выезжаем за поселок. Невнятное строение с закрытым шлагбаумом, большой табличкой и съезд вправо на временную дорогу. Короче ремонт и объезд! Джибулла радостно тычет указательным пальцем снизу в ладонь, что этот жест значит у них, я не знаю, но выражение его лица однозначно – проблемы с полицией закончились! По-моему, он рад больше чем мы. Это КПП действительно было тем случаем, когда черт не так страшен, как его малюют.
Вообще, сведения о доступности проезда по данному маршруту очень противоречивы. Причем общаясь на “полушарии”, я все больше сталкивался с крайне пессимистическими взглядами и мнением, что на этой трассе толпами отлавливают туристов и посылают их назад. Недалече как в мае в топике “Кто хочет в Тибет?” была дискуссия на эту тему… С другой стороны на западных сайтах, множество примеров поездок данным маршрутом, причем уже все налажено чуть ли не конвейером, публикуют расписания автобусов, хотя и редких, стоимость билетов, возможность автостопа, местонахождение всех необходимых пунктов, как то автобусные остановки, стоянки грузовиков, полицейские участки. Если кому интересно, можете глянуть на
http://www.lonelyplanet.com/thorntree/thread.jspa?threadID=1405967 .
В самолете с Урумчи в Кашгар с нами летели американцы, так с ними были дети, один из которых грудной! Так что ж у них паспорта другие и только в этом дело? Разговор на эту тему был у меня немного позже, в Санье мы болтали с владельцем местного хостела Blue Sky, Питером, и я сказал про себя “турист”. Он сразу же твердо поправил меня, вы не турист, вы путешественник (traveler), а туристы, это те кто ходят кучкой за гидом с табличкой, платят бешенные бабки за отели из которых никуда не ходят кроме пляжа, а за своей чопорностью прячут, не нежелание, как они об этом говорят, а неумение, элементарно напрягать мозг. И вот такие люди воспитанные тоталитарной системой и уверенностью в завтрашнем дне, попадают в совершенно незнакомую ситуацию, без знания какого-либо языка, кроме родного, начинают протаривать себе путь, приговаривая, “Ну ты чё не понял чурка, я ж тебя по-русски спрашиваю!”
На Западе есть довольно большая группа путешественников, backpacker, бэкпэкеры, то есть люди путешествующие со всем необходимым на своем горбу. Есть целая система поддержки, с великолепными путеводителями, которые сами по себе и курсы выживания, и разговорники, и учебник истории и географии в одном, есть центры поддержки в крупных городах, в этом плане особо запомнился Шэньчжэнь, и система хостелов или гэстхаузов, как у нас их чаще называют, а попросту общаг, где можно кинуть вещи, переночевать, позавтракать, получить необходимую информацию и умчатся на весь день за новыми впечатлениями. Да, хостел это не место для отдыха, это место перекантоваться, но он ведь и стоит на порядок дешевле. Кстати в них обычно собираются интересные компании, идут разнообразные разговоры, можно всегда почерпнуть много полезной информации. Однако селятся туда в основном немцы, американцы, японцы. Наш менталитет заставляет нас сторонится таких комьюнити, наелись досыта за 70 лет, да и жить привыкли по распорядку, подымут, место в строю покажут, направление рытья канавы тоже.
Поэтому мы несколько выделяемся поведением, отстав от стада, обращаем на себя внимание извечным русским авось. И конечно, какой-нибудь китайский полицейский, увидев невменяемого человека, абсолютно потерявшего ориентацию, но твердо желающего покорить китайскую глубинку, отправит сего бедолагу взад, в цивилизацию, от греха подальше, и будет абсолютно прав. Шанс быть повернутым назад, есть, но с таким же успехом можно не сесть в самолет в московском аэропорту, из-за каких-нибудь бумажных мелочей, типа неоплаченного вовремя штрафа по списку от судебных приставов.
Извините, за нелиричное отступление, получилось как в анекдоте – объявление : “Потерялась собачка, маленькая, рыжая, сука… падла, б…дь как мне надоела эта страна!” Чуть позже проехав трассу 219, в Лхасе я написал об этом пути так:
“По Тибету можно сказать следующее...
1.Строительство дороги, известной нам как трасса 219, идет повсеместно и крупномасштабно. Думаю в 2008 будет технически возможно проезжать за пару дней до Кайлаша от Лхасы и за 3 дня от Кашгара.
2.Ездить местным, попутным, в том числе рейсовыми автобусами, транспортом, иностранцам никто разрешать не собирается. Поэтому, всё равно будут мягко и не очень заставлять покупать джиптуры.
3.При небольшой сноровке, подготовке и готовности смириться с тяготами, и так сказать, лишениями, можно проехать дикарем Тибет насквозь, что, особенно для россиян, более приемлемо и интересно...”