Xayчжоу. День 9-10
В понедельник с утра мы встали пораньше, закончили последние сборы, после чего пришлось всё-таки разбудить наших хозяев.
Позавтракав и поблагодарив их за гостеприимство, мы надели на плечи рюкзаки и отправились ловить такси в аэропорт.
Как оказалось, поймать такси в 8 утра в Китае – не такое уж лёгкое дело. Перекрёсток был оккупирован спешащими по делам людьми. Все они наперегонки бросались к такси, не давая предыдущим пассажирам даже выйти из него.
В конце концов, Лёша в решительном броске сумел опередить китаянку и сунуть в окно такси спасительную бумажку со словами «Отвезите нас в аэропорт». Получив согласный кивок водителя, мы побросали в багажник рюкзаки и, несмотря на неодобрительные взгляды китаянки, сами удобно устроились на сиденье.
Дальше всё шло как по маслу: мы прибыли в аэропорт, зарегистрировались и сдали багаж, паспортный контроль миновали, практически не задерживаясь.
В очередной раз посмотрели на китайский аэропорт и с грустью вспомнили родное Пулково.
Полёт прошёл спокойно и быстро. В пути нас пытались чем-то накормить: странный плод, по виду напоминающий финик, но абсолютно безвкусный. Он не вызвал у нас желания его съесть.
Итак, мы приземлились в Ханчжоу. Этот город, находящийся в 180 км от Шанхая, знаменит своими природными красотами. Главной достопримечательностью является озеру Сиху (западное озеро). Ещё Марко Поло говорил, что это один из прекраснейших городов на земле. По легенде озеро Сиху образовалось после того, как с небес на землю упала огромная жемчужина. В Интернете очень много восторженных отзывов об этом городе, но наше знакомство с ним не очень-то сложилось.
Но обо всём по порядку.
Получив багаж, мы вышли на стоянку такси. До хостела путь был неблизкий.
Заодно я решила проверить местных таксистов: на сайте при бронировании указывалась информация о местоположении гостиницы, в том числе о расстоянии до аэропорта. И вот пока таксист вёз нас к месту нашего ночлега, я следила за счётчиком. Результатом стало всего небольшое отклонение от указанной информации. Так что таксисты действительно не возят кругами (при условии доверия к информации, почерпнутой в сети). Но нельзя же сомневаться во всем…
При заселении нам пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Девушка на ресепшне не говорила по-английски, однако с горем пополам смогла нас зарегистрировать и протянула ключи от номера. Мы открыли дверь и застыли на пороге. Нашим глазам предстала довольно большая комната, посередине которой стояла кровать, а за ней – полностью стеклянная стена, которая отделяла раковину, душ и унитаз от жилого пространства.
Отсутствие возможности уединиться нас не вдохновило и, вооружившись разговорником, мы пошли добывать себе лучшие условия.
Ткнув пальцем в вопрос «Говорит ли здесь кто-нибудь по-английски?» и, получив в ответ кивок, мы изобразили желание видеть этого человека. Девушка шустро набрала какой-то номер и, что-то пролепетав, протянула нам трубку. Ха. Понять английский китайцев итак непросто, а она хочет, чтобы мы ещё и по телефону поговорили. Упрямо помотав головой, Лёша показал «Зови сюда».
В конце концов, после недолгих переговоров и блужданий по коридорам для выбора номера, мы нашли то, что устроило нас: одна из стен ванной всё равно была стеклянной, но стекло хотя бы было матовым и располагалось со стороны душа, а не унитаза.
Устроившись в номере, мы решили сразу разобраться со всеми организационными вопросами и купить билеты в Шанхай. К нашему разочарованию, хостел не предоставлял услуги по покупке билетов, но охранник любезно показал, куда нам идти. Мы и пошли.
По дороге увидели солидный отель и решили полюбопытствовать, а заодно уточнить дорогу. Услышав вопрос о билетах, сотрудница отеля спросила, будем ли мы у них останавливаться. Ну, в общем-то, всё понятно: какая им радость делать что-то просто так. Стоимость номера раза в 2,5 превышала наш.
Ещё раз уточнив направление, мы двинулись дальше. По дороге нам всё время попадались стоянки велосипедов. И тут… нашим глазам открывается такое зрелище: из невысокого здания серого цвета в разные стороны вьются четыре огромных очереди. «Кажется, мы пришли», - обреченно вздохнула я и оказалась права. Это были железнодорожные кассы.
Выбрав наиболее "понравившуюся" очередь, мы приготовились ждать. Китайцы с удивлением нас рассматривали. Видимо, не могли понять, что мы тут забыли.
Не выдержав долгого ожидания, Лёша отправился исследовать окрестности.
Надо сказать, что очередь, конечно, двигалась, но она была такая большая, что это происходило очень медленно…
Через некоторое время вернулся Лёша и сказал, что нашёл ещё один отель, но не смог понять, продают ли они билеты. Пойдём, говорит, пусть их Оксана спросит по телефону.
А как же очередь?
За нами стояла молодая девушка. Решив, что она должна понимать по-английски, мы с ней заговорили. Девушка нас действительно поняла и согласно закивала, когда мы объяснили, что нам надо отойти, но мы вернёмся.
К сожалению, найденный Лёшей отель также не помогал покупать билеты. Нас снова отправили обратно к кассам.
Долго ли коротко ли, заветная цель становилась всё ближе. И вот оно окошечко… Я уже ничуть не удивилась, увидев, что кассир отрицательно качает головой, постучав по клавишам компьютера: билетов на желаемый нами поезд не было. Всё та же девушка решила нам помочь. Поговорив с кассиршей, она нам сообщила, что на завтра сидячих мест до Шанхая нет совсем. Но есть стоячие всего за 54 юаня. Брать будете?
Если честно, в этот момент я испугалась. Во-первых, я начиталась всякого про hard seat места в китайских поездах. Это наша электричка, в которую набиваются, как селёдки в бочку, китайцы со своими котомками. Провести так даже 2 часа мне хотелось не очень. Во-вторых, у меня в памяти всплыли рассказы Оксаны: как какой-то китаец в hard seat водрузил ноги на колени её подруге.
Но с другой стороны, двигаться дальше нам было надо и, скрепя сердце, мы купили стоячие билеты на завтра до Шанхая.
Наконец-то выбравшись из людского моря, мы решили, что наши силы требуют подзарядки и отправились покушать. Наш выбор остановился на «Пицца-хат».
Когда мы вышли на улицу, уже стемнело. Было понятно, что о какой-то длительной прогулке можно забыть.
Однако, я понадеялась, что набережная озера будет подсвечена и мы всё равно сможем им полюбоваться. Лёша поддался на мои уговоры, и мы двинулись в том направлении, где по моим представлениям должно было быть озеро.
С ориентированием всё оказалось в порядке и вскоре мы действительно попали на набережную. Но… то ли освещение не включается так рано, то ли оно вообще не включается для поддержания романтики. Однако за исключением редких фонариков путь наш ничто не освещало.
Окончательно расстроившись, мы вернулись в номер с надеждой отдохнуть и уж назавтра точно наверстать упущенное.
С утра, рассчитавшись с гостиницей и оставив багаж на хранение, мы повторили наш маршрут к озеру. Поскольку до отправления поезда в Шанхай оставалось не так уж много времени, остановили свой выбор на небольшой лодочке, в которой можно совершить прогулку по озеру.
Пока лодка неторопливо покачивалась на воде, управляемая гребцом, мы глазели по сторонам. Озеро Сиху практически со всех сторон окружено возвышенностями, а за ними виднеются силуэты современных многоэтажек. Честно говоря, если бы они, можно было представить, что ты находишься далеко от современного города. Кое-где из-за деревьев выглядывают пагоды.
В общем-то озеро, действительно, очень симпатичное. Но отсутствие времени не позволило нам близко с ним познакомиться.
Закончив водную прогулку, мы отправились гулять по набережной.
Тут же в парке увидели, как женщина с каким-то оборудованием на колёсиках самозабвенно пела песни. В качестве зрителей выступали ещё несколько женщин, они хлопали в ладоши и всячески её поддерживали. Дворник, следящий за чистотой, ненадолго отвлёкся от своих обязанностей и остановился послушать пение.
Мы также присели неподалёку на скамеечку, немного отдохнуть и приобщиться к народному творчеству.
Как мне показалось, китайцы вообще очень просто относятся к таким вот «выступлениям».
В небольшом прудике в парке мы снова увидели лотосы.
Ещё одна сценка, участниками которой мы стали, тоже вызвала у нас улыбки. Мы спокойно прогуливались, когда к нам несмело подошла молоденькая девушка и, показывая на фотоаппарат, произнесла «Can we photo?».
Видимо, девушка была делегирована как самая смелая на переговоры к странным белым людям.
Как только мы выразили согласие, вокруг нас выстроились человек пять ребят с такими счастливыми лицами, как будто они, как минимум, выиграли в лотерею. Пока они меняли фотоаппараты, я тоже решила запечатлеть Лёшу в окружении китаянок.
В процессе этой импровизированной фотосессии, к нам «присоединилась» вполне взрослая женщина: она сунула «мыльницу» в руки своему спутнику, а сама, схватив Лёшу под локоть, принялась усиленно улыбаться в объектив.
Так мы на несколько минут почувствовали себя звёздами, которые фотографируются с фанатами.
Так мы и прогуливались по набережной, разглядывая город и его жителей. А город и его жители, в свою очередь, приглядывались к нам.
Но время быстро утекало, нам пора было возвращаться за вещами и направляться на вокзал.
Уже не удивляясь тому, как же всё удобно и понятно устроено, мы быстро прошли на посадку. И тут нас ждало первое приятное удивление: поезд совсем не походил на нашу электричку. В вагоне стояли мягкие кресла, было довольно просторно. За крайними креслами мы обнаружили небольшое свободное место, куда и пристроились на всё время переезда. Как оказалось, мы были не единственными несчастными, кому не досталось сидячих мест до Шанхая. Некоторые предусмотрительно принесли с собой раскладные табуреточки.
Всё было очень чинно и спокойно. Включив плеер с кинофильмом, мы незаметно провели весь путь в Шанхай за просмотром.
Шанхай, 10-11 день
В Шанхае мы прибыли на железнодорожный вокзал и уже по привычке пошли искать такси. Надо сказать, что к Шанхаю я как-то не очень подготовилась: у меня не было ни названия станции метро, где расположен отель, ни какой-никакой карты города.
Хвост очереди из желающих ехать с комфортом был впечатляющим. Кажется, даже больше чем очередь за ж/д билетами. Стоим, ждём. Сначала к нам подошёл прохожий и узнав, куда нам надо, попытался объяснить, что лучше ехать на метро. Но это я сейчас всё так хорошо понимаю, а там… В общем мы продолжили стоять в очереди. Через некоторое время к нам подошла девушка и предложила свои услуги в качестве такси, написала, что это будет стоить. Стоявший рядом китаец согласно покивал головой, говоря, что на такси дешевле не будет.
Это нас убедило, мы погрузились в машину и поехали. В Шанхае мы впервые познакомились с хорошим таким китайским часом пик (в Шэньчжэне пробки были меньше). До гостиницы мы добирались порядка 2-3 часов (точно уже не помню), петляя по разным улицам. Я успела досмотреть кино, Лёша успел вздремнуть, а водитель и девушка, кажется, успели поругаться. При чём, как мне показалось, причиной этого стали незадачливые туристы, то есть мы. Из жестов и отчаянных взглядов, бросаемых на карту города и на огромное количество машин за окном, мне подумалось, что водитель отчитывает девушку за то, что та согласилась ехать так далеко и, видимо, за небольшие деньги. Наверное, развозя приезжающих на вокзал по ближайшим улицам, они бы заработали больше. Но доставив нас к отелю и любезно его показав, больше денег с нам не потребовали!
С местным отелем тоже было не всё гладко (Мотель "168")
Сначала мы выяснили, что девушки на ресепшене не очень-то говорят по-английски, хотя это было заявлено на сайте как наличие «английского» сервиса. Нас зарегистрировали, и мы направились в номер. Первым делом нашли пульт от кондиционера, и тут нас ждал неприятный сюрприз: кондиционер работал, но он при этом издавал такие дребезжащие звуки, что находиться рядом приятного было мало, что уж говорить о том, чтобы спать. А жара стояла приличная. Спустились мы снова вниз, бороться за правду. Долго пытались объяснить, что же нам не нравиться. Девушки вызвали себе на помощь старшего. Но это не помогло. В конце концов, я сказала «Пойдёмте, мы вам просто покажем». Услышав этот милый агрегат, менеджер всё понял и стал спрашивать, на каком этаже мы хотим новый номер. «Главное, чтобы кондиционер работал, и цена не выросла».
После этого мы пропутешествовали с ним по нескольким номерам. И что бы вы думали? Кондиционеры нигде не работали тихо. Видимо, это их нормальное состояние, а мы привереды
. Наконец, в одном из номеров мы обнаружили бесшумный режим работы кондиционера и сказали, что дальше не пойдём. Кажется, менеджер обрадовался.
Мотель не предлагал услуги по покупке ж/д билетов, поэтому следующим шагом стал розыск касс. Получив инструкции от персонала и прогулявшись пешком минут 10-15, мы увидели уже знакомую нам картину: длинный хвост очереди из желающих отправиться в путь. Я покорно заняла своё место, а Лёша отправился на поиски ближайших магазинов и кафе, где можно было бы питаться.
«Незаметно» прошло ещё около часа времени, наступила наша очередь получить заветные цветные картонки. НО… для этого надо было преодолеть последний рубеж – объясниться с кассиром. Я показала табличку с номером поезда, датой и временем и ничуть не удивилась, получив в ответ отрицательный кивок головой. На желаемое время билетов нет. Вспомнились слова первого встретившегося китайца в Пекине: «наверное, вам придётся перенести поездку». Общаться дальше с помощью жестов кассир отказался и попытался обслужить следующего покупателя. Но от нас так просто не избавиться. Я позвонила Оксане и попросила её объяснить, что нам надо уехать. Поговорив, кассир вернул мне трубку, и Оксана сказала, что билетов в Пекин нет. Совсем. «Ну, хоть что-нибудь… Ну, хоть как-нибудь…», сказала я и снова отдала трубку кассиру. После очередного раунда переговоров выяснилось: билеты всё-таки есть, только не на тот поезд и в soft sleep, а значит дорогие (655 юаней). Кассир по доброте душевной хотел сэкономить нам денег! «Берём, берём», закричали мы.
Так к концу нашего путешествия нам всё-таки предстояло узнать, что же такое китайский soft sleep.
После таких испытаний, всё, чего нам хотелось – душ и спать. Мы добрались до номера и уснули без задних ног.
С утра нас ждал сюрприз: в кафе, расположенном в отеле, отсутствовало меню на английском. Поэтому мы пошли гулять по ближайшим улицам в поисках еды.
Набредя на небольшую кофейню, мы с удовольствием позавтракали.
Как оказалось, найти в Шанхае карту города на английском также очень сложно. Единственное, чем нам смогли помочь на ресепшене отеля – выдали карту-схему центральной части города.
Пытаясь сориентироваться и определить местонахождение метро, мы сначала двинулись в другую сторону. У нас оставались небольшие сомнения и поэтому мы решили обратиться к местным жителям. Нашими жертвами стали два китайца, которые совсем не говорили на английском. С помощью языка жестов и схемы, мы объяснили, чего мы хотим и нам показали, куда нам идти.
Видимо, на наших лицах по-прежнему была написана неуверенность, потому что на перекрёстке к нам подошёл молодой человек и спросил, может ли он нам помочь.
Узнав, что нам надо в метро, он любезно согласился нас проводить, поскольку ему было с нами по пути. По дороге мы даже о чём-то беседовали (он рассказал нам о празднике, который как раз в эти дни проходил в Китае; мы рассказали о нашем длинном пути по Китаю). Прощаясь перед станцией метро, он спросил, как будет hello по-русски. Я ответила «привет», и он дисциплинированно несколько раз повторил это слово со смешным акцентом ))).
Куда в первую очередь стоит отправиться в Шанхае? Конечно же, к небоскрёбам!
Именно туда и лежал наш путь. Быстро сориентировавшись с покупкой билетов, мы миновали пункт осмотра в метро и быстро добрались до нужной нам станции.
Первое, что мы увидели, выйдя из здания метро, были, конечно же, небоскрёбы. Мы оказались в деловом центре Шанхая, который носит название Пудун.
Когда ты находишься между всеми этими огромными зданиями, ты по-настоящему начинаешь ощущать себя лилипутом. Как можно выстроить такие огромные дома??
Каждый небоскрёб, видимо, проектировал новый архитектор, потому что все они очень отличаются друг от друга.
Но в первую очередь внимание к себе привлекают два из них.
- 88-этажный небоскреб Jin Mao (буквально «Башня „Золотое процветание“», в просторечии "корона"),
- 101-этажный Всемирный финансовый центр ("открывашка").
Башня Jin Mao – один из самых высоких небоскрёбов в Азии, её высота от основания до верхушки шпиля составляет 421 м. Некоторое время (до открытия Всемирного финансового центра) являлась самым высоким зданием в Китае и Гонконге.
Всемирный финансовый центр является четвёртым по высоте зданием в мире. Оно было открыто в 2008 году. Высота здания составляет почти полкилометра (492 метра)! В здании расположены офисы (занимают 70 этажей здания), гостиницы, конференц-залы, рестораны, торговые центры и, конечно же, смотровые площадки. В этом здании находится самый высоко расположенный отель в мире.
В народе это здание не зря получило название «открывашка». Всё сразу становится понятно, стоит только увидеть его. Однако, изначально планировалось, что эта пустота будет иметь форму круга. Но это вызвало столько споров, что архитектор внёс в проект изменения и соорудил именно такую форму пустоты. Её размер составляет 46 метров. Такая пустота появилась не спроста: она была придумана для уменьшения воздействия на здание ветров.
Оказывается, это здание по итогам 2008 года было признано лучшим небоскрёбом на свете.
Первая смотровая площадка расположена на 94-м этаже здания (423 м), вторая – на 97-м (439 м), третья, названная «Обсерватория Мост», - на 100-м этаже на высоте 474 м.
Прогулявшись между высотками, мы натолкнулись на симпатичные памятники улиткам.
Свой выбор мы остановили на открывашке и отправились внутрь. Естественно, мы изъявили желание отправиться на самый верх. И здесь мы ещё раз столкнулись с экономностью китайцев. Дело в том, что именно в этот день мы почувствовали приближение осени, погода хмурилась, на небо набежали тучки. Девушка на кассе с сомнением посмотрела на нас и предложила купить билет на 94-й этаж: «Погода плохая, вы не сможете всё увидеть».
Ха, не на тех напала. Не каждый день мы приезжаем в Шанхай и забираемся на такую высоту.
Высокоскоростной лифт всего за несколько секунд поднял нас наверх, на 94-й этаж, а эскалаторы доставили нас ещё выше.
Мы оказались на высоте 474 м, как раз над пустотой, под ногами был стеклянный пол.
Конечно, на улице действительно было пасмурно, даже накрапывал мелкий дождик, и мы могли наблюдать как облачка весело проносятся за окном. Но впечатления всё равно остались незабываемые. Домики с высоты напоминали игрушечные кубики, аккуратно выстроенные по цветам. Мы так и не смогли понять, с какой целью крыши домов китайцы красят одинаковой краской.
С такой высоты даже небоскрёбы выглядят не такими уж большими. И даже на Корону, одно из самых высоких зданий в мире и второе по высоте в Китае, можно посмотреть сверху вниз.
По дороге вниз мы попали на выставку героев японских аниме. Единственные, кого я там узнала, был Пикачу и котёнок. В остальном японские мультяшки совсем-совсем не мультяшные.
Спустившись с небес на землю, мы направились в сторону Шанхайской телевышки «Жемчужина Востока». Телебашня на данный момент является пятой в мире по высоте. До недавнего времени она была самой высокой в Китае, пока в 2010 году не открыли телебашню в Гуанчжоу.
Её высота составляет 468 м. Смысл этой архитектуры передается стихотворной строкой из древнекитайской поэзии: «Большие и малые жемчужины падают на нефритовое блюдо».
Телебашня смотрится очень интересно именно за счёт «жемчужин».
Мы попытались попасть на набережную, чтобы посмотреть на противоположный берег реки Хуанпу. Но, к сожалению, упёрлись носом в какой-то забор то ли отеля, то ли ещё чего-то похожего.
Лёша очень хотел обратно в номер и спать, но я уговорила его переехать через реку и полюбоваться на вечерние небоскрёбы.
Выйдя из метро, мы сначала никак не могли решить, в какую сторону идти. Из-за высоких зданий особо не сориентируешься. Немного поблуждав среди домов, мы отыскали один из небоскрёбов и двинулись за ним, как за путеводной звёздой.
Так мы оказались на набережной Вайтань, с которой подсвеченные огнями высотные здания смотрятся очень внушительно и красиво.
По дороге в отель мы накупили фруктов. Например, такого большого помело я больше никогда не встречала.
В отеле мы решили уточнить у девушек станцию метро, около которой расположен вокзал.
Ж/д вокзал, с которого мы должны были отправиться обратно в Пекин, был вновь выстроенные, станции метро рядом с ним ещё совсем недавно не было. Вот мы и решили подстраховаться, а заодно уточнить, как можно оставить у них вещи до отправления.
Вот тут-то мы ещё раз столкнулись с «отличным» обслуживанием.
Сначала девушки в принципе отказывались понимать, зачем им наши вещи. Так, они предложили нам отправиться на вокзал и сдать их там в камеру хранения. «Обсуждение плюсов и минусов» такого способа заняло продолжительное время. После чего на переговорах меня сменил Лёша и потребовал разговора с администратором. Телефонные переговоры продлились ещё минут 20, по результатам которых нам подтвердили, что они готовы подержать наши вещи в течение нескольких часов.
Бедные наши организмы, утомлённые массой новых впечатлений и тяжкими спорами, требовали только одного – спать!
Шанхай, 12 день
Позавтракав остатками фруктов, мы спустились вниз, чтобы закончить все формальности с отелем. Тут нас посетило дежа вю. Нас выписали из гостиницы, вернули залог и … судорожно захлопали глазами при словах «мы хотим оставить у вас багаж до вечера».
Вчерашний сорокаминутный разговор повторялся как кошмарный сон. Мы с Лёшей пытались сговорится с ними по очереди, девушки тоже сменяли друг друга. Когда мы попытались сказать, что вчера мы обо всём договорились, нас не поняли. Совсем.
Помогла случайность, как это часто бывает. Подходя к стойке сменить Лёшу в этом бессмысленном разговоре, я увидела сбоку дверь, на которой было написано «baggage». Как же мы обрадовались! Показывая на неё, я говорю: «Так ведь у вас даже специальная комната для этого есть» . Всё! Больше им было не отвертеться. У нас быстренько взяли два наши рюкзака, выдали бирочку и, улыбаясь, помахали нам ручкой.
Мы так и не смогли понять, почему же сначала они так упорно сопротивлялись.
В Шанхае, конечно же, очень много мест, которые можно было посмотреть. Но, кажется, мы уже были немного утомлены обилием впечатлений, свалившихся на нас за последние полторы недели. В итоге мы снова направились в стороны набережной Вайтань, чтобы прогуляться по ней при дневном свете. Мы вышли из метро и, прогуливаясь, направились в сторону набережной. Народу на улицах было очень много. Перед нами шла достаточно большая компания, состоящая из взрослых и детей. И вот один мальчишка, вертя головой по сторонам, вдруг натыкается на нас взглядом. Его глаза расширяются, он отворачивается и дёргает свою подружку за руку. После чего они вдвоём начинают перешёптываться, хихикать и показывать на нас пальцем. Выглядит это всё достаточно забавно и совсем не злобно. Ребята практически увидели снежного человека.
Решив не смущать местных жителей, мы свернули на "менее оживлённые" улицы.
Архитектура в данном районе действительно очень напоминает европейские дома, в ней мало что от китайского. Это объясняется тем, что Шанхай был одним из самых открытых городов Китая. Здесь часто (насколько это применимо к закрытому государству) селились выходцы из Европы, в том числе русские. Поэтому и постройки во многом отражали то, к чему они привыкли.
И вот мы оказались на набережной. Когда-то она была поднята и снабжена цементными укреплениями для предотвращения наводнений. На набережной было очень много народу. Она является местом встреч для местных жителей и гостей города. Здесь же, пока мы фотографировались, одна пожилая дама просто не спускала с меня глаз. Пока мы стояли, смотрели, снова любовались на небоскрёбы и щёлкали друг друга, она, кажется, даже не мигая, не отрываясь, смотрела на меня. Что так привлекло её внимание?
Не спеша, мы направились вдоль набережной. По реке сновали всякие паромчики и судёнышки. Небоскрёбы и в солнечный день смотрятся очень внушительно. Есть в этих огромных зданиях какое-то своё очарование.
Так мы добрались до места на набережной, где всем желающим предлагалось прокатиться на водном транспорте. Надо сказать, что здесь по-английски нас практически не понимали. Кое-как объяснившись, мы стали обладателями двух билетов и отправились на корабль. Разместившись на открытой корме, мы приготовились к прогулке.
Сначала, пока нас катили практически по центру города, было очень интересно смотреть на проплывающие мимо берега. С одной стороны возвышались серьёзные и деловые небоскрёбы, а с другой тесно прижимались друг к другу дома, построенные европейцами.
Но постепенно шумные кварталы остались позади и дальнейшая наша поездка прошла по портовой части реки Хуанпу. Кругом были сплошные баржи и грузовые корабли.
В дороге нас «накормили» какими-то странными не то сухофруктами, не то чем-то похожим. Но показавшимся нам не съедобным.
Мы прошли под высоким-высоким вантовым мостом, и вот вскоре наше путешествие достигло экватора: перед нами открылись мутные воды реки Янцзы, в которую впадает Хуанпу, и дальше они, уже соединившись, несут свои воды в Восточно-Китайское море.
Мутная вода на всём протяжении нашей водной поездки и правда привлекала к себе внимание. Было такое ощущение, что в ней взболтали песок с глиной и они никак не улягутся. Вспоминая чуть позже, мы пришли к выводу, что прозрачного водоёма в Китае мы и не встречали. Даже реки, которые мы переезжали на поездах, были достаточно мутными.
Всякая дорога когда-нибудь кончается. Корабль доставил нас обратно к пирсу и мы двинулись в сторону отеля, решив по пути что-нибудь перекусить.
Но то ли мы заглядывали не в те ресторанчики, то ли ещё что, но в одних не было меню, доступного нам для понимания, другие нам не очень приглянулись. В конце концов, мы оказались около многоэтажного торгового центра и решили, что уж тут мы найдём «и стол, и дом».
Отправившись в путь по этажам, здесь мы впервые столкнулись с тем, о чём нас предупреждала Оксана: очереди за «куском хлеба». Практически перед всеми бистро и кафешками терпеливо стояли и сидели люди, дожидаясь возможности утолить голод.
Однако, у нас подходило время, когда пора было ехать на вокзал. Поэтому мы не могли позволить себе стоять в очереди. После исследования ещё пары этажей, мы всё-таки нашли небольшое кафе, где были места и где нас достаточно быстро накормили и напоили.
Вернувшись в отель, мы забрали свои рюкзаки и, снарядившись, отправились на вокзал.
Ж/д вокзал, с которого отправлялся поезд в Пекин, был новым. Как оказалось, его строительство, а точнее внутренняя отделка, до сих пор продолжалась. Так, на галерее второго этажа располагался МакДак, а дальше тёмные коридоры, в которых лежал строительный мусор, и не было света. Что интересно, даже в таком месте нашёлся туалет, вполне работоспособный, правда, без электричества.
Когда пришло время отправляться на посадку, все очень цивилизованно выстроились в очередь и шустро прошли через контроль к перрону.
Что я могу сказать, путешествовать в soft sleep мне очень понравилось на столе стояли цветочки, предлагались одноразовые тапочки, которые в России и не признали бы одноразовыми, каждое спальное место оборудовано телеэкраном.
Единственное, что нас огорчило, нас поселили в разные купе. Когда проводница проверяла билеты, я спросила, можем ли мы поменяться, она объяснила, что, к сожалению, пассажиры будут садиться на остановках, и она не может нам разрешить поменять места. Ну что ж, нет – так нет.
Под стук колёс мы прощались с Шанхаем. Впереди нас ждала последняя остановка.
По прошествии времени хочу сказать, что на Шанхай, конечно же, хотелось бы потратить побольше времени. Слишком мало мы успели увидеть в этом городе, в котором китайская и европейская культура встретились очень близко.
Пекин, 13 день
В Пекин мы возвращались почти как к себе домой. Было такое ощущение, что здесь-то мы уже многое знаем. Да и билеты больше никуда покупать было не надо, следующий перелёт – только домой.
На дворе уже начала чувствоваться приближающаяся осень. Пришлось доставать кофточки и курточки.
Первым делом мы направились в забронированный хостел. Он тоже находился в центре, на той же станции метро, что и понравившийся нам 161 Hostel.
Было раннее утро, мы вышли из метро и направились в сторону хостела. В очередной раз повернув в соответствии с картой, мы оказались посреди человеческого моря: огромное количество китайцев шумело, кричало, передвигалось, кто-то продавал товар, разложив его прямо на земле, кто-то приценивался и азартно торговался. Среди всего этого хаоса мы продолжали двигаться вперёд и скоро увидели наш хостел. Лёша, сказав, что он не собирается всё время пробираться через эту толпу, зашёл внутрь и отменил нашу бронь. Он решил, что мы вернёмся в наш старый хостел. Благо шагать рядом.
Заявившись в 161 Hostel, мы стали им объяснять, что брони у нас, конечно, нет, но нам так у них понравилось, что мы хотим остановиться ещё на пару дней. Молодой человек заулыбался и обещал сделать, что возможно. Он объяснил нам, что сейчас номера либо заняты, либо убираются, но мы можем пройти в кафе и позавтракать. Так мы и поступили, а буквально минут через 30 (вместо обещанных пары часов) нас подозвали и оформили проживание. В результате, мы попали в тот же номер, что и в первый раз.
Пока мы ожидали, в вестибюль высыпала компания девушек с огромными тюками, которые, как оказалось, были русскими на шоппинге. Они рассказали, что приезжали за покупками, а теперь собираются в аэропорт. Вот только такси приедет. Разговорившись, я спросила, как они вызывали такси. Нам всё рассказали, познакомили с таксистом, который немного понимал по-русски и дали номер телефона. Забегая вперёд, могу сказать, что я его благополучно потеряла в тот же день.
Разместившись в номере, мы отправились на прогулку. В планах был осмотр парков Пекина. Примерное направление мы уже знали, поэтому решили отправиться пешком. По дороге мы купили карточку для оплаты телефоны, потом просили девушку-продавца нам сразу её «пристроить». Зашли в банк обменять деньги, привычно заполнив при этом анкету с полной информацией. Следующая остановка – лёгкий перекус в ближайшем кафе. Кажется, это было что-то напоминающее наши пельмени, но такое длинненькое, как будто мясо завёрнуто в блин. В общем, названия мы, конечно, не знаем, но на вкус очень даже неплохо.
Итак, перед нами вход в Jingshan (парк Угольная горка).Купив билеты (2 юаня), мы прошли внутрь. Что удивительно, входя в любой парк в Китае, как будто перешагиваешь какую-то границу. Вот только что по дороге сновали шумные автомобили, передвигались шустрые мопеды и тому подобные транспортные средства. А тут всё тихо (ну, относительно, конечно) и спокойно. Рядом со входом в парк стояли кадки, в которых цвели лотосы.
Прогуливаясь по парку, мы набрели на «рощу» миниатюрных яблонь и гранатов.
А затем оказались перед небольшой дорожкой наверх.
Этот парк был насыпан в 1420 г. Вокруг Запретного города вырыли ров, и добытую при этом землю нужно было как-то использовать. Говорят, знатоки фэн-шуй требовали, чтобы с севера Запретный город что-то защищало от дующих ветров. И было решено насыпать горку. Так и возник этот парк, который стал личным парком императорской семьи.
Название Угольная горка он получил благодаря расположенному неподалёку складу угля для обогрева Запретного города.
На территории парка находятся пять холмов, на каждом из которых построен павильон. На эти холмы мы и начали взбираться.
С каждого из них открывается вид на Пекин и Запретный город, раскинувшийся перед парком. Особенно вид хорош из павильона Чудесного вида.
По дороге встретили девушку, которая то ли создавала настроение, дефилируя в костюме, то ли просто собиралась в нём сфотографироваться.
С этого же холма нам открылся вид на Белую пагоду. Парк, в котором она находиться, был следующей остановкой в пути.
Парк (да и весь Пекин) уставлен горшочками с цветами. Вот так вот, почти как дома, цветы и живут на улицах Пекина.
Полюбовавшись открывающимися видами и парком, мы вышли из парка и по небольшой улочке, застроенной лавочками с едой и сувенирами двинулись к парку Бэйхай (Beihai).
Войдя в парк (20 юаней), мы сразу же оказались на берегу озера, которое занимает большую часть его площади. Перед нами оказалась дорога на холм с Белой пагодой.
Поднявшись наверх, мы ещё раз смогли увидеть Jingshan, теперь уже со стороны.
Белая пагода находится на острове Нефритового цветка. Когда-то здесь стоял императорский дворец, а остров был центром Даду – столицы династии Юань. Именно в этом месте хан Хубилай принимал Марко Поло. Теперь здесь возвышается Белая пагода. За время своего существования Пагода дважды была разрушена землетрясениями и её восстанавливали.
Погуляв вокруг пагоды, мы спустились обратно к озеру и решили покататься на лодке. Лодки устроены по принципу катамаранов, поэтому усевшись, мы начали крутить педали и осматриваться по сторонам.
Пока мы кружили по воде, я начиталась путеводителя и узнала, что на другом берегу находиться экран Девяти драконов. Несмотря на название, всего на нём изображено 635 дракончиков. И этот экран является единственным в своём роде.
Но меня ждало разочарование: мы никак не успевали к драконам. Потому что время приближалось к обеду, а мы очень хотели попасть в ресторан и попробовать утку по-пекински. Чтобы избежать стояния в очереди за столиками, было решено поймать такси и всё-таки ехать в ресторан.
Пришлось мне мысленно помахать рукой драконам и устремиться к более насущным удовольствиям.
Такси быстро доставило нас по нужному адресу. А вот вход в ресторан пришлось немного поискать. Тут же мы заметили ещё пару туристов, блуждающих в поисках утки по-пекински. Но в процессе поисков мы их потеряли.
В конце концов, вход мы обнаружили. Попав внутрь и оглядевшись, мы поняли, что пока нам везёт и народу за столиками не так уж много. Нас проводили к столу и очень быстро подали меню. А вот дальше произошла заминка: подошедшая девушка не понимала по-английски. Объясниться жестами нам тоже не удалось, после чего девушка смущённо удалилась. Как оказалось, она пошла искать того, кто бы нас понял.
Трудностей с заказом почти не возникло. Мы сразу же ткнули пальцами в пекинскую утку (стоила она около 200 юаней, если я не ошибаюсь). Прозвучал вопрос «желаем ли мы чего-нибудь ещё». Мы задумались, а потом заказали какую-то кашку. Видимо, потому что очень проголодались. Кашу нам принесли быстро, и мы неторопливо поглощали её в ожидании главного действа. Мы наблюдали, как к разным столикам привозили главное китайское блюдо. Зал ресторана постепенно наполнялся гостями, и мы порадовались, что пришли заблаговременно. Оказаться в очереди перед рестораном в ожидании обеда – не самая приятная перспектива. Хотя вполне обычная ситуация для Китая.
Нам вынесли соус, корзинку с тонкими рисовыми лепёшками и тарелки с дополнительными аксессуарами к курице: лук, огурец, ещё какие-то нарезанные овощи. Кажется, я даже подпрыгивала от нетерпения.
И вот, наконец, к нашему столу привезли столик на колёсиках, на котором расположилась запечённая, румяная птица. Повар достал большой тесак и принялся нарезать утку тонкими ломтиками. По правилам, каждый ломтик состоял из мяса и кусочка кожицы. На первый взгляд утка показалось достаточно маленькой (мы даже подумали, а может, надо было двух заказывать), а кожица – очень жирной.
Нарезанное мясо выложили на тарелки и подали нам. На отдельной тарелочке нам также подали утиную голову, разрезанную пополам. Деликатес!