Восточное Полушарие

Китайский форум => Китайская литература и искусство => Тема начата: pnkv от 17 Июля 2003 05:50:26

Название: Жанр гунъань
Отправлено: pnkv от 17 Июля 2003 05:50:26
Тут на
http://polusharie.com/?id=1058405478pnkv; коснулись жанра гунъань. Кто-нибудь понимает смысл историй, написанных в этом жанре?
Название: Re: Жанр гунъань
Отправлено: хп Алимов от 18 Июля 2003 07:58:35
Тут на
http://polusharie.com/?id=1058405478pnkv; коснулись жанра гунъань. Кто-нибудь понимает смысл историй, написанных в этом жанре?


"Гунъань — одна из важнейших составляющих техники чань-буддизма, являющаяся как бы общественным свидетельством, «удостоверяющим» корректность понимания индивидуумом сути чань. Гунъань реализуется в виде исходящего от известного Наставника некоего положения или ответа на вопрос ученика, что должно вызвать у собеседника то состояние сознания, выражением которого и является предложенное высказывание или ответ. С позиций обыденного сознания такое высказывание воспринимается как весьма странное, а ответ как абсолютно не связанный с вопросом".

Комментарий И. С. Гуревич. В кн.: "Линь-цзи лу" (СПб.: "ПВ", 2001).
Название: Re: Жанр гунъань
Отправлено: Papa HuHu от 18 Июля 2003 12:44:44
в марте это особенно хорошо.... просто прелесть какие груши... и по деревьям лазить это вовсе не так приятно...
Название: Re: Жанр гунъань
Отправлено: pnkv от 18 Июля 2003 20:34:16

"Гунъань — одна из важнейших составляющих техники чань-буддизма, являющаяся как бы общественным свидетельством, «удостоверяющим» корректность понимания индивидуумом сути чань. Гунъань реализуется в виде исходящего от известного Наставника некоего положения или ответа на вопрос ученика, что должно вызвать у собеседника то состояние сознания, выражением которого и является предложенное высказывание или ответ. С позиций обыденного сознания такое высказывание воспринимается как весьма странное, а ответ как абсолютно не связанный с вопросом".

Комментарий И. С. Гуревич. В кн.: "Линь-цзи лу" (СПб.: "ПВ", 2001).

Хорошо. Наставник говорит какую-нибудь бессмысленную фразу (с точки зрения стороннего наблюдателя), которая вызывает особое состояние осознания у ученика. Тот тоже, говорит в ответ какую-нибудь дичь. Но зачем все это записывать? Тот, кто не практикует техники чань, этого состояния не достигнет, сколько бы раз он не читал данные диалоги. А кто практикует, тот имеет учителя. Ведь, насколько я понимаю, дело не в фразе, а в правильно подобранном моменте, когда она произносится. Или в особом ответе наставника, который является чистой импровизацией.
Название: Re: Жанр гунъань
Отправлено: хп Алимов от 19 Июля 2003 22:35:40

Хорошо. Наставник говорит какую-нибудь бессмысленную фразу (с точки зрения стороннего наблюдателя), которая вызывает особое состояние осознания у ученика. Тот тоже, говорит в ответ какую-нибудь дичь. Но зачем все это записывать? Тот, кто не практикует техники чань, этого состояния не достигнет, сколько бы раз он не читал данные диалоги. А кто практикует, тот имеет учителя. Ведь, насколько я понимаю, дело не в фразе, а в правильно подобранном моменте, когда она произносится. Или в особом ответе наставника, который является чистой импровизацией.


В любой культурной традиции есть привычка фиксировать так или иначе сведения о выдающихся лицах, их деяниях и речениях. Вы не замечали? Фиксация образцов, к которым нужно стремиться. И единственное, что существенно уводит вас в сторону, это слово "дичь" - расстаньтесь с ним и вам станет проще. :-)
Название: Re: Жанр гунъань
Отправлено: pnkv от 01 Августа 2003 23:30:36
  Башо До-ичи был одним из великих наставников Ганской династии; мы могли бы даже сказать, чаю это с него начинается дзен. Его обращение со опрашивающими было самым революционным и оригинальным. Одним из спрашивавших был Суйро, которого наставник сшиб с ног, когда тот опросил об истине дзен. В другой раз Башо ударил монаха, пожелавшего узнать первый принцип буддизма. А в третий раз дал в ухо тому, чья вина заключалась в вопросе: "Каков смысл прибытия Бодхидхармы в Китай?"

  Внешне эти грубые выходки Башо не имеют ничего общего с заданными ему вопросами, если не считать их родом наказания для тех, кто был достаточно глуп, чтобы задавать такие жизненно важные вопросы. Странным кажется и то, что эти монахи вовсе не были оскорблены или разгневаны. Напротив, один из них был так переполнен радостью и восхищением, что воскликнул: "Самое странное в том, что все истины сутр явлены нам на конце волоса!" Как мог удар наставника в грудь монаха исторгнуть из нее такое трансцендентальное чудо?

  Другой великий наставник, Току-сан, брался за посох еще до того, как монах открывал рот. Его знаменитое изречение таково: "Тридцать ударов палкой, если тебе есть что сказать, тридцать ударов, если тебе нечего сказать".

  Пока мы остаемся на уровне относительности, подобные действия наставника непонятны; мы не обнаруживаем ни малейшей связи между вопросами монахов и тем, что кажется вспышкой ярости у гневливой личности, не говоря уж о результатах этой вспышки для вопрошавших. Бессвязность и невразумительность всего происходящего тут по меньшей мере удивительна.
Истина состоит в том, что целостность человеческого существования не вмещается в интеллект, что с нею имеет дело воля в изначальном смысле этого слова. Интеллект может задавать всякого рода вопросы - он имеет на то полное право, - но ожидать от него окончательного ответа - значит требовать от интеллекта слишком многого, ибо не такова природа его деятельности. Ответ сокрыт под глубинными пластами нашего бытия. Чтобы вывести его на поверхность, требуется самое фундаментальное потрясение воли. Когда оно ощутимо дает о себе знать, тогда открываются двери восприятия и мы обретаем новое видение, которое ранее нам и не снилось. Интеллект предполагает, но располагает не сам предполагающий. Что бы мы ни говорили об интеллекте, он в конечном счете поверхностен, он плавает по поверхности сознания. Эту поверхность следует разломать, чтобы достичь бессознательного. Но пока бессознательное проходит по ведомству психологии, не может быть и речи о сатори в смысле дзен. Психологию следует превзойти, трансцендировать, дабы уловить то, что можно обозначить как "онтологическое бессознательное".
Наставники эпохи Сун поняли это на собственном долгом опыте, а также на опыте обращения со своими учениками. Они хотели взорвать интеллектуальную апорию посредством "My", в котором не было и следа интеллекта, но присутствовала лишь чистая воля к преодолению интеллекта.


Из книги: Э.Фромм, Д.Судзуки Дзен-буддизм и психоанализ.

Название: Re: Жанр гунъань
Отправлено: B M от 02 Августа 2003 00:11:52
Русского побей - часы сделает!
:D) :D) :D)