Конспекты некоторых докладов
День первый, 15 мая 2013г.
Видунас В. (Вильнюс). О звуковом составе ведийского текста.
Звуковые особенности ведийского языка хорошо известны. Звуковая схема совпадает с
санскритом с небольшим исключением. Насчитывается 46 - 47 звуков. Число меняется в зависимости от слогового L долгого. Порядок расположения всем известен: гласные, пять
рядов согласных плюс сонанты. Эта схема впервые появляется в пратишакхьях. Ригведа-
пратишакхья - древнейшее сочинение индийской лингвистики, относится к 6 - 2 вв. до н.э.
Другой известный памятник - Ваджасанейи-пратишакхья - близка к грамматики Панини.
В Ваджасанейи-пратишакхье-тот же порядок перечисления звуков. Гласные даются в трехчленном порядке. После сонант идут анусвара, висарга. В Ригведа-пратишакхье этот
список в самом начале. Шлоки включают пронумерованные сутры (с 11-й шлоки). В Ригведа-пратишакхье оригинальный порядок звуков: 1.Краткие гласные, 2.Дифтонги,
3.Долгие гласные. Специально оговаривается L слоговое. Согласные: сонанты, фрикативные, вспомогательные согласные L согласное не относится к гласным, долгие гласные вводятся не прямым перечислением, они переходят. Смычные образуют пять рядов - 21-трижды семь. Это список-запоминалка - самамная. Мнемотехнические стихотворения. Варна-чисто технический термин для обозначения звуков, а акшара это слог.
Тавастшерна С. С. (Санкт-Петербург). Страсти и бесстрастие Бхартрихари.
Включил стихи Бхартрихари в хрестоматию для изучающих санскрит, потому что этот автор использует все многообразие санскритской метрики. Всего 30 размеров. Супруга индийца, который начитывал эти стихи, сочла их женоненавистническими. Однако это неверно. В стихах есть прямое значение, и есть еще два плана скрытого значения.
Русанов М. А. (Москва). История Агададатты в романе Сангхадасы «Странствия Васудевы».
Роман принадлежит к гуптскому времени. От этой эпохи очень мало дошла, и сохранив-
шимся памятникам уделялось незначительное внимание. Роман представляет собой джайнскую версию Брихаткатхи (второй части). Очень много вставных историй, как в
Панчатантре. Подаются как речи персонажей. Описания содержат сложные сравнения. Много перечней (оружия, музыкальных инструментов и т.д.) История Агададатты это как
раз вставная история. Существуют пересказы этой истории. Проблема акхьяики (катха-
повествование от третьего лица, акхьяика-от первого). Эта история именно, акхьяика. Сюжет заимствован, джайны вообще любили плагиат. История включает пять частей традиционной биографии: 1. детство, 2. женитьба, 3. изгнание в лес, 4. возвращение, 5. уход от мирских дел. Главный герой родился в Удджаини, он сын возницы. Его отец умер, и другой незаконно занял его должность. Агададатта удаляется в изгнание и там женится. Претерпевает многочисленные приключения. В частности, сражается с разбойником Арджуной (имя разбойника-явная ирония ). При этом прибегает к хитрости: ставит жену впереди в спадающих одеждах, и когда разбойник отвлекается на её прелести, убивает его. В итоге Агададатта возвращает свою должность, однако недолго наслаждается мирским счастьем: змея кусает жену и та умирает. Тогда Агададатта выбирает путь отречения: он знакомится с джайнами-подвижниками и сам становится подвижником.
Шомахмадов С.Х. ( Санкт-Петербург ). Эпитеты Будды в тексте «Аджатасена-вьякараны».
Будда /Бхагаван, Будда-Бхагаван, Татхагата, Архат, Самьяксамбудда. Буддханама-сутра - жанр буддийской литературы, посвященный именам будд. Имена будд в «Лотосовой сутре»: 1. татхагата, 2. архат, 3. лока удалади, 4. лока удалади/локе бхавшиьяси, 5. видья-
чарана-сампанна, 6. сугата, 7. локавид-анут-тара, 8. пурушадамьясаратхи и др.
Имена будд в Махавьютпатти: татхагата, архат, самьяксамбуддха, сугата, локавид, ануттара, шаста.
Хрущева П.В. (Екатеринбург ). Тамильские женские божества в средневековой литературе.
Анангу это одновременно и безличная сила, разлитая в пространстве и персонифицированное божество, являющееся воплощением красоты и связанное с юностью, сексуальностью, опасностью и победой. Живет в Мадураи, бродит ночью с демонической свитой, спускается из небесной обители. Тигры убивают слонов возле её жилища. До битвы ей приносят в жертву рис, смоченный собственной кровью, а после битвы-смоченный кровью врагов. Богиня один раз связывается с Дургой. Мать Муругана,искусно танцует, окруженам демонической свитой. Защищает почитателей, её красота-зловещая, связана с опасностью. Связь с Шивой не упоминается. В постсамгамский период (600-900 гг.) отождествляется с Дургой. Анангу-прекрасная и опасная, имеет власть над мужчиной, соблазняет, чтобы погубить. Связана с Шивой, охраняет его танец, выступает ритм его танца. Происходит слияние традиций почитания. Шива считается отцом Муругана. В Повести о браслете - детализованное описание Коттравей, восхваление ее как богини победы. Богиня живет на горе Виндхья, отождествляется с Умой, ей приписывается убиение Махиши. В постсамгамский
период она супруга Шивы и сестра Вишну, мать Муругана. Устраивает танцевальное состязание с Шивой и охраняет его танец. Убиение Махиши - признак слияния традиций. Процесс брахманизации - на рубеже эр. В поэзии бхакти иронически изображается жизнь Шивы и Коттравей, Ганга оказывается удачливой соперницей (она в волосах Шивы, а Коттравей - только на колене). Что касается Каньякумари, то храм её поздней постройки, но культ весьма древний. Согласно преданию, Шива сотворил девственную богиню для сокрушения демона. У Аллара Ума соотносится с Анангу. Ума держит лингам во время потопа. Богиня выступает одновременно и посредником и препятствием между богом и бхактами.
День второй, 16 мая 2013г.
Канаева Н.А. (Москва). Классификация наук в традиционной индийской культуре.
Классифицировать знание означает систематизировать знание с целью его производства. Классификаторская эпистомология - у Платона. В средние века были известны «семь свободных искусств». Бэкон-великий классификатор науки. Позднее Спенсер классифицировал знание. Западные эпистемологи игнорируют материал восточных культур. Термин наука - неопределенный, поэтому в настоящее время вытесняется термином «дисциплина». В индийской литературе содержатся перечни дисциплин. Две формы теоретического знания в Индии: даршана (религиозно-философская система) и шастра (наука). Ведийская религия - дофилософская форма мировоззрения. Инклюзивная установка брахманской идеологии - включение
массива знания самого разного характера. Знание должен приобретать каждый. Не эвристика (поиск нового знания), а адхьяя (изучение). Когнитивная практика основана на образовательной практике, а образовательная-на религиозной. В Чхандочья-упанишаде
(VII.1.1) перечисляются дисциплины, в Яджнявалкья-смрити I.3-четырнадцать наук.
В Рамаяне, Дашакумарачарите, Камасутре и Бхагавата-пуране (Х.45.36) перечисляются 64
искусства. Традиционные науки: 1. четыре упаведы (аюрведа, дханурведа, гандхарваведа,
артхаведа) и 2. шесть веданг.
Лысенко В.Г. (Москва). Варна - это фонема, букв, звук или...
Появление термина «варна» связано с атомистическим принципом. Иванов и Кобзев
связывают его с письменной традицией, а В.Г.Лысенко - с устной. Т.Я.Елизаренкова указывала, что это не фонема. Здесь необходимо провести демаркационную линию между
западным метоязыком и индийской традицией. Елизаренкова использует западную методику. Некоторые исследователи полагают, что варна похожа на фонему или приближается к ней. Патанджали: варны сами по себе лишены значения, это абстрактные единицы языка. Варны это не эмпирические звуки, произносимые носителями языка. Шанкара: устная передача знания, лучше, чем письменная. Варны не полноценные фонемы. Индийские фонетисты заняты проблемой рецитации текстов. Главное — не смысл, а звучание. Внимание к смыслу возникает впоследствии у Патанджали. Спхота ассоциируется с варной. Спхота - дифференцированный фактор звучания. Бхартрихари: смысл ассоциируется со сложными единицами речи (предложение). Аллен: варна это буква без фигуры. Б.А.Захарьин: варна - звукотип.
Пахомов С.В., Фиалко М.М. (Санкт-Петербург). Индологический миф: к вопросу о происхождении термина «индуизм».
Есть понятия-мастодонты, которые медленно отмирают. Термин «индуизм» относится именно к таким. Происхождение его таково: Синдху (санскр. название реки Инд) - Хинду
(перс.) - Индос (греч.) - сатрапия Хинду -Хиндустан -Хинду (люди- верующие) -Hindoo / Hindu creed / reliqion / fаith. До прихода мусульман этот термин относился только к
северу Индии, но не к югу. Хинду это не самоназвание. Хинду -язычество, все смешивали
в кучу, и шиваитов, и вшинуитов.
Уилфред Смит: это идеал, а не историческая реальность. Фон Штитенкрон: индуизм это цивилизация, включающая несколько религий. Нотт: есть несколько «индуизмов». Лоренцен: индуизм -результат самоопределения групп индуистов, естественный путь.
Впервые в письменных источниках термин упоминается в письме Чарльза Гранта Уильяму Уилберфорсу об учреждении христианских миссий (1787) в форме Hindooism. Это термин был явно в ходу и ранее, но неизвестно, кто его запустил. Первые упоминания в печати: Бьюкенен. «Christian Researches in Asia». (1811) -индуизм- хорошая система. Уорд, баптист (1811): самая кровавая и нечестивая форма идолопоклонства.
Среди самих индейцев первым этот термин стал употреблять Раммохан Рой: настоящий
индуизм-это доктрина о единстве Бога, главная часть теории и практики индуизма-
особый тип диеты. Моньер-Вильямс, в книга «Hinduism»-придал законченную форму,
разработав «стандартную модель» индуизма. Почему индийцы соглашались с использова-
нием этого термина? 1. незнание о термине; 2. равнодушие к определениям «чужаков»;
семантическое несовпадение (отсутствие точного соответствия понятию «религия» в
индийских языках); 4. удобство для экспансии неоиндуизма и централизации индуистских общин. Выводы: индуизм это сконструированный колониальными миссионерами ангажированный термин конца 18-начала 19 вв. Термин был создан на основе прежних терминологических словосочетаний (Hindu/Hindoo reliqion/creed/faith) и носил негативный оттенок. Ретроспективно стал применяться к религиозным реалиям древности. А.В.Парибок добавил: индуизм это просто ругательство, ср. рус. «жидовство», «махновщина».
День третий, 18 мая 2013г.
Лелюхин Д.Н. (Москва). О формульности надписей на санскрите.
Мало работ по источниковедению надписей. Издатели их не классифицируют. Только
в отечественной историографии попытки их анализа. Санскритские дарственные надписи
носят типовой характер. Содержит информацию по темам: землевладение, налогообложе-
ние, царь и царская власть и др.
Альбедиль М.Ф. (Санкт-Петербург). О символическом языке вещей.
Сосуд-ритуальный инструмент, который может соотносится с различными сферами жизни. Для земледельца сосуд ассоциируется с землей, женщиной, плодородием. Известно погребение в сосудах. На сосудах встречаются жертвенные надписи. В дравидском ритуале богиня почитается в виде сосуда (напр.,Мангала). Сосуд-вместилище жизненной субстанции, связан с жизнью и смертью. Сосуд-символ чрева, дарующего жизнь. Сосуд в метафорическом значении: боги создают человека как сосуд. Голова называется сосудом. Атман это сок, наполняющий тело-сосуд. Проситель и достойный человек на санскрите- патра (сосуд). Очищение тела сравнивается с очищением сосуда. Брюсов: женское тело сравнивал с сосудом.
Васильков Я.В. (Санкт-Петербург). Герасим Лебедев и британская элита Калькутты: момент разрыва.
Сначала англичане обожали Г.Лебедева в Калькутте, но затем возненавидели. Его разорили и вынудили уехать. Произошло это после второго представления пьесы «Притворство». Причины конфликта сам Лебедев описывал по-разному. Во-первых, как
интриги конкурентов. Во-вторых, что он стал изучать местные языки, и у него не было времени посещать своих покровителей, и они обиделись. На самом деле, все дело в пьесе
«Притворство», где Лебедев сатирически изобразил нравы англоиндийских юристов, что
англичан сильно задело. Лебедев вместе с Анкетилем-Дюпероном и У. Джонсом были пионерами индологии. Их роднит, что они были масонами и, как и все масоны, с уважением относились к индийской мудрости, видя в ней нечто близкое к изначальной религии. Но если Джонс находился на службе у колониализма, то Анкетиль и Лебедев вступили с ним в конфликт.
Донченко С.С. (Санкт-Петербург). Современные баулы: от деревни до концертного зала.
В настоящее время баулы стали нечто вроде символа штата Западная Бенгалия и их музыка пользуется популярностью, став известной и за пределами Индии. При этом образовался разрыв между «респектабельными» баулами, выступающими в концертных залах и ездящими в турне, и традиционными, деревенскими. У «респектабельных», выше технический уровень (хотя организация концертов отстает даже от российского на несколько десятилетий), зато у деревенских больше душевности. При этом деревенские относятся к своим коллегам одновременно с завистью и пренебрежением, не считая их полноценными баулами.