Автор Тема: Что такое востоковедение или чему нас учат?  (Прочитано 57314 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Привет

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 212
  • Карма: 23
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #100 : 19 Октября 2006 23:00:40 »
Нидэм сначала заработал денег как химик, а потом занялся тем, что ему было по душе.
Мой друг кочевой!
Замечу некоторую деталь в Вашем выступлении "сначала - потом". Ипостаси разнесены во времени. А это принципиально. Сначала-потом - сколько угодно, а вот ОДНОВРЕМЕННО - не выйдет. Поэтому когда "попрет", то неизбежно приходится выбирать меж двух господ.

Это первое.

То что такие люди на пару голов выше тех, кто ТОЛЬКО ученые книги читал - да кто ж этим будет спорить. Жизненный опыт, сами знаете. Вообще знание РАЗНОГО оно способствует пониманию тоже разного или одного, но с разных сторон.

А теперь про САМОЕ главное. Зациклились все на этих деньгах, а суть ТЕМ НЕ МЕНЕЕ не в них. Более важен вопрос сообщества. Во-первых, без адекватного диалога гуманитарное знание не кристаллизуется и второе какая-никакая отдача. Допустим, есть у ученого деньги до той степени, что можно о них не думать (собственно ТОЛЬКО для этого они и нужны), он все равно не выдержит, как нищий, ходить и умолять господ издателей издать его труд, а они будут за это с него помимо результата работы еще и денег желать за то, что соизволят снизойти до его авторства (а то такое никому не нужно, не купят) - это уже вариант проститутки, которую не покупают, а она готова сама приплатить лишь бы отъимели.
Это уже вариант унижения самой работы. И сейчас в отечестве именно такой уровень существования культуры – уровень полного безкультурно, отсутствия общества с внутренним дискурса, лозунг: «это слишком сложно, значит не надо». Когда речь дет о содержании науки, то в первую очередь не о зарплате – это приложится, и это как раз мизер от необходимых вложений, например, на закупку книг, журналов, на издание и распространение, в конце концов на содержание зданий и оборудования. Т.е собственно на обеспечение самого процесса. А просто отдельные ученые с отдельными суммами на счете – это все не серьезно.

Вот так-то, наш Друг Кочевой. :)
Вот они, дикие гунны - налетели, забросали аргументами. А мы народ оседлый, земледельческий, и ваши аргументы не противоречат нашей теории пяти злаков, лишь укрепляют их корни  8)

(Вы, надеюсь, помните про нагло стребованное мною с Вас книжное обещание)
« Последнее редактирование: 19 Октября 2006 23:18:00 от Привет »
終然永思

Оффлайн хп Алимов

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 879
  • Карма: 69
  • Пол: Мужской
    • In Between
  • Skype: hp_alimov
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #101 : 20 Октября 2006 00:31:19 »
Остальное - как-нибудь за чаркой пива или рюмочкой чая (если Дао приведет свидеться)  :)

Буду с большой долей вероятности в Пекине в апреле 2007-го, минимум на две недели.

Цитировать
Кстати, можно поинтересоваться, что там со Спириным?

Вторая корректура заканчивается. Много возни с иероглификой: все надо проверять.

ЗЫ. Послушайте, Привет, я уже отчаялся понять, мгм, Тумана, но - быть может, Вам открывается смысл фразы "если вы не видите начала нового синтеза, никто вам глаза не откроет" - в части "начала нового синетза"? Быть может, я что-то пропустил?
« Последнее редактирование: 20 Октября 2006 04:40:31 от хп Алимов »
A man's reach should exceed his grasp, or else what's Heaven for?

                                               Robert Browning

Оффлайн groovy_merchant

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 559
  • Карма: 23
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #102 : 21 Октября 2006 17:32:56 »
Нидэм сначала заработал денег как химик, а потом занялся тем, что ему было по душе.
Мой друг кочевой!
Замечу некоторую деталь в Вашем выступлении "сначала - потом". Ипостаси разнесены во времени. А это принципиально. Сначала-потом - сколько угодно, а вот ОДНОВРЕМЕННО - не выйдет. Поэтому когда "попрет", то неизбежно приходится выбирать меж двух господ.

Это первое.

То что такие люди на пару голов выше тех, кто ТОЛЬКО ученые книги читал - да кто ж этим будет спорить. Жизненный опыт, сами знаете. Вообще знание РАЗНОГО оно способствует пониманию тоже разного или одного, но с разных сторон.

А теперь про САМОЕ главное. Зациклились все на этих деньгах, а суть ТЕМ НЕ МЕНЕЕ не в них. Более важен вопрос сообщества. Во-первых, без адекватного диалога гуманитарное знание не кристаллизуется и второе какая-никакая отдача. Допустим, есть у ученого деньги до той степени, что можно о них не думать (собственно ТОЛЬКО для этого они и нужны), он все равно не выдержит, как нищий, ходить и умолять господ издателей издать его труд, а они будут за это с него помимо результата работы еще и денег желать за то, что соизволят снизойти до его авторства (а то такое никому не нужно, не купят) - это уже вариант проститутки, которую не покупают, а она готова сама приплатить лишь бы отъимели.
Это уже вариант унижения самой работы. И сейчас в отечестве именно такой уровень существования культуры – уровень полного безкультурно, отсутствия общества с внутренним дискурса, лозунг: «это слишком сложно, значит не надо». Когда речь дет о содержании науки, то в первую очередь не о зарплате – это приложится, и это как раз мизер от необходимых вложений, например, на закупку книг, журналов, на издание и распространение, в конце концов на содержание зданий и оборудования. Т.е собственно на обеспечение самого процесса. А просто отдельные ученые с отдельными суммами на счете – это все не серьезно.

Вот так-то, наш Друг Кочевой. :)
Вот они, дикие гунны - налетели, забросали аргументами. А мы народ оседлый, земледельческий, и ваши аргументы не противоречат нашей теории пяти злаков, лишь укрепляют их корни  8)

(Вы, надеюсь, помните про нагло стребованное мною с Вас книжное обещание)


Если Вы, Привет, про Нидэма и подобных ему говорите, то там ничего не разнесено. Это ж история, дисциплина довольно странная - там сначала набираешь фактуру, лет этак двадцать, а потом - возможно! - чего-нибудь и проклюнется. Это в топологии, или в матлингвистике, или там в шахматах бывают юные гении. А в истории, или биологической систематике, или сравнительном литературоведении одни старперы, так устроен материал, "в пятьдесят лет я понял волю неба".  И ясное дело, Нидэм копил деньги и начитывал свою монструозную энциклопедичность одновременно, тут нету противоречия.

Жизненный опыт зарабатывателя денег есть вещь в своем роде увлекательная, но по-моему для специалиста по фонетике Шицзина малополезная. Может и вредная.

Что же до денег и сообщества...

Привет, гуманитарное знание во все времена было, есть и вероятно будет уделом людей праздных. Праздность, без-делие, услада души, то, что называли кайф в культурах постарше, есть величайшее благо для arts and humanities, оплодотворяющее начало. Существо, предающееся кайфу, уж точно не будет ставить свои изыскания в упрек неблагодарному человечеству и строить дальнему своему овечьи глаза. Ибо до лампы - вино ведь под луной никто не пьет, чтоб соседу досадить. Чтоб досадить надсадные песни ожесточенно поют про мороз-мороз. Под луной и соседским окном.

И сообщества, значительно расширившиеся в последние десятилетия, дают мало чего. Привет, следите за руками - всю настоящую, гигантскую науку, знание колоссов можно разместить в условном диапазоне 1850-1950 гг. Всю, без исключений: физику, математику, филологию, науки о жизни... Вот я Вам нарочно про востоковедение скажу. Бартольд, Ольденбург, Щербатской, Бодуэн де Куртене, А.И.Иванов, Крачковский, В.М.Алексеев, Козин, Фрейденберг, Минорский, Владимирцов, фон Будберг, Серж Елисеев, Радлов, Залеман, Коковцев, Марр, Тураев, Поливанов, половину-то и забыл наверняка... Это, плюс-минус несколько лет, первая половина 20 в. Поставьте рядом с ними любого из выдающихся людей второй половины века и Вы увидите разницу. Потому что первые это пионерные исследования, а вторые - исследователи частных проблем, часто блестящие, но - частных. В ту, первую половину они тоже входят - Драгунов, Смыкалов, Щуцкий, Невский, дело здесь не в фамилиях, а в постановке задач. Про современных уже не говорю, рано, да и неудобно. Но разница, кажется, очевидна.

Думаете это про нас только? Черта с два. Есть во Франции кто-то, хотя бы на сантим подобный Полю Пелльо? В Германии Йозефу Маркварду? Вайли в Англии?Дудки, они там гранты пилят как в Америке или начальство подсиживают как во Франции. Черта времени.

Думаете это про востоковедение? Так посмотрите на музыку, архитектуру, на государственное строительство посмотрите. На технологии взгляните - все фундаментальные разработки это наследие той поры. Один неглупый человек толковал про надвигающийся закат Европы, так ему все укоризны строили...

А и к гуннам Вам надобно поменять отношение. Кочевники вообще народ малоподвижный в сравнении с земледельцами, они ограничены маршрутами кочевания и у них обыкновенно мало зерна, чтоб передвигаться на большие расстояния. Овец, конечно. можно с собой брать, но тогда скорость передвижения будет 5 км в сутки, да и много ли их возмешь? Посмотрите для интересу длины операционных линий ханьских войск и сравните их с гуннскими. И кроме того, у гуннов вообще была городская цивилизация. В последней книжке Ма Лицин только на территории Внутренней Монголии аттестуются полсотни городов, добавьте сюда наши Черемуховую Падь и прочие, плюс Ляодун, плюс Цзяохэ и т.д. в Восточном Туркестане, плюс Ордос.

Крайне подвижной была аристократическая прослойка, вроде всадников у римлян или кешиктена у Чингиза. Только они аристократы, они везде свои и непонятно можно ли их считать гуннами или, к примеру, ханьцами. Гляньте, к примеру, на численный состав хоу, т.е. высшей аристократии не императорской крови, при ханьском Уди. Тот вроде воевал с гуннами вовсю, а половина хоу и дикое количество старших чиновников как раз гуннами и было. Я так полагаю, что с аргументми у них было все в большом порядке.

Копии сино-кавказских штудий я Вам заказал в двух местах, чего-то должны придумать. Там просто МБА, дело, сами понимаете, какое.

Оффлайн groovy_merchant

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 559
  • Карма: 23
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #103 : 21 Октября 2006 18:47:51 »
А вот еще... Про легкость бытия.

"Никогда никому не признавайтесь, но ведь мы, в сущности, занимаемся ерундой. И это страшное счастье, что мы имеем возможность заниматься искусством и делать вид, что это труд. (Неожиданно повышает голос.) Всем говорите, что это каторга, что это ад, что мы привязываем кисть к руке, потому что не можем её держать".

Это Репин сказал Чуковскому.

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #104 : 22 Октября 2006 04:01:00 »
Touche, прости-господи

Не зря Курёхин упрекал русский рок в звериной серьёзности – у всех российских arts & humanities печать пророка на челе.

Впрочем, конечно, нехай расцветают сто цветов
Ezzzy Rider

Оффлайн Привет

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 212
  • Карма: 23
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #105 : 22 Октября 2006 21:16:04 »
Гуннский Купец:
Интересно, в Вашей буре и натиске столько слышно субъективизма, что без подписи ясно, кто, что со всей историогеогробиографией. Поэтому почти не получается уже вести абстрактный разговор и тянет «перейти на личности» (сколько у меня субъективного – куда от него деться, но во всем стараюсь абстрагироваться)
Это ж история, дисциплина довольно странная - там сначала набираешь фактуру, лет этак двадцать, а потом - возможно! - чего-нибудь и проклюнется. Это в топологии, или в матлингвистике, или там в шахматах бывают юные гении. А в истории, или биологической систематике, или сравнительном литературоведении одни старперы, так устроен материал, "в пятьдесят лет я понял волю неба".  И ясное дело, Нидэм копил деньги и начитывал свою монструозную энциклопедичность одновременно, тут нету противоречия.
У меня не вызывает сомнения успешность Вашего процесса накопления. Просто вдруг захочется перейти из этого этапа в этап, когда вдруг зачем-то очень захочется осчастливить мир своими познаниями и открывшимся пониманием. Тут-то и окажется, что мир не только не счастлив, но просто никто не понимает произносимых Вами фраз и ни капельки не стремится понять. Окажется, что идти то некуда, т.к. нет этого самого чертова ученого сообщества, где люди хоть как-то владеют тем же материалом, о котором Вы говорите и на котором Вы строите свои выводы.

Если ученое сообщество есть, то тоже такому не ученику почтенного профессора, а выскочке со стороны райские кущи не откроются, там своя иерархия, особенно если господа ученые полжизни что-то трактовали по одному, а Вы тут пришли и не по злобе ярко доказали, что весь их труд был зря. Такой пришелец не нужен, такого постараются заткнуть.

Но стремление заткнуть в ученой и около ученой среде в 1000 раз лучше всеобщего абсолютного непонимания (если это не властная среда – но это уже другая песнь). Там можно вырабатывать тактику, там найдутся 1-2 сторонника и т.д. а когда НИКТО не понимает вообще, о чем речь – это уже ни тпру, ни ну.

Если сделаете Вы свою работу на русском языке – она пропадет втуне. И для объяснения этого явления кто-нибудь великомудро сошлется на видного востоковеда Курёхина. Поняв сей факт, Вам захочется лишь плюнуть на все и уйти в горы Гуань, но и тамошний таможенник уже не потребует записать мысли перед уходом, даже имени не спросит. Т.о. судьба Нидема современному пришельцу не грозит. Конкретная социальная ситуация иная.

Жизненный опыт зарабатывателя денег есть вещь в своем роде увлекательная, но по-моему для специалиста по фонетике Шицзина малополезная. Может и вредная.
опыт, он и есть опыт, разнообразнее – значит шире обзор.

Привет, гуманитарное знание во все времена было, есть и вероятно будет уделом людей праздных. Праздность, без-делие, услада души, то, что называли кайф в культурах постарше, есть величайшее благо для arts and humanities, оплодотворяющее начало. Существо, предающееся кайфу, уж точно не будет ставить свои изыскания в упрек неблагодарному человечеству и строить дальнему своему овечьи глаза. Ибо до лампы - вино ведь под луной никто не пьет, чтоб соседу досадить.
Только это все не про тех, чьи имена Вы помянули – а про тех, кто просто услаждает душу знаниями, не пытаясь замарать еще одну тонну бумаги.

Кто же начал неблагодарный труд бумагомарательства, тому, увы, уже не до лампы. Тот хочет отдачи, хочет не только сам выпить с Луной, но и показать другим, что при происходит, когда один пьешь с Луной, доставить ту же усладу и другим, чтобы хотя бы кто-то понял и т.д. А если никто не услаждается, если вместо радости Вам строят козью морду, а также требуют денег, чтобы осчастливить Вас, ущербного, изданием не востребованной продукции, то кайф познания, конечно, останется…

Кстати, помянули Вы тут мат.лингвистов. Для справки, первым человеком, который этим занимался в скромном отечестве был мой отец, начал он это дело в конце 50-х, и в 60-х еще что-то делал, что-то открыл там какой-то закон. Но никто тогда эту буржуазную лженауку не понял и не одобрил, отправился ученый со знанием 40 языков корректором в Moscow News. Поработал там несколько лет, а в 45 годин ушел за заставу Гуань, умерев от рака мозга. Мозг, в прямом смысле слова, «опух» от унижения, заткнутости и вынужденного не использования. Вот меня зачем-то произвел перед самым уходом. Тоже вариант.

Хотя перевод Сань-го-чжи, конечно, купят. Но именно перевод Сань-го-чжи, а весь Ваш «кайф познания» никто не разделит (это если в русскоязычной среде) Да и пропадет эта работа в безвестности (как, увы, «Янь-те-лунь», народ во всем мире продолжает изучать «Янь-те-лунь» вместо того, чтобы для начала Кроля прочесть, русский язык – непроходимая преграда, увы).

В какой-нибудь среде, где кочевниковедение еще живо, сначала будет по схеме «зачем нам еще нужен один» (если, конечно, сразу не найдется покровитель). Но там, хоть есть надежда на диалог, а это само по себе уже дорогого стоит.
И сообщества, значительно расширившиеся в последние десятилетия, дают мало чего.
Дают среду людей, с которыми можно говорить на одном языке.

Привет, следите за руками - всю настоящую, гигантскую науку, знание колоссов можно разместить в условном диапазоне 1850-1950 гг.
За всю не буду говорить по причине неграмотности, а остальное – не удивительно:
«Тебя как первую любовь России сердце не забудет». В Отечестве может родиться ни один поэт ярче Пушкина, но он был первым поэтом современного языка, поэтому все кто потом – уже невольно становятся частностями
Это первое.
Второе: 19-начало 20 – эпоха открытия новых вопросов и новых интересов. Первичный интерес, социальный заказ. Социальный заказ удобряет почву, и грибочки почкуются.
Третье: Был этап первичной аналитики, эта задача была решена. Естественно, что потомки какое-то время могли лишь осваивать и уточнять. Да и в общество временно наелось.

А теперь, следите за руками дальше:
На сегодняшний день синология начала 20 в. катастрофически устарела и уже почти вредна. По двум причинам:

1.Китайская культура до сих пор рассматривается как явление, а это процесс
(как и любая культура). В связи с этим все выводы Нидэма (возьмем уж дальше его для примера) из «общих» превращаются в частные или оказываются просто ни о чем. Т.е. всегда хочется спросить: что, когда, откуда и куда. Кроме того, материал, с которыми работали синологи последние 100 лет – абсолютно вторичен (спасибо Чжу Си и пр.пр.) Все имело свое зарождение, развитие, в течение которого изменялось вплоть до противоположного. Общеисторические, общие филологические и пр. методы почти не применялись в синологии, словно Китай - это какое-то совсем отдельное явление. А на одном структурализме без историзма далеко не уедешь. Соответственно и застыл Китай в умах читателей эдакой куклой.

2. Как раз нехватка конкретики. Вот для примера, мои магистранты приходят в полный кайф, когда мы час читаем одну косточку с 5 иероглифами, и через последовательный 考證 каждой мелочи за этими 5 знаками встает целостная картина произведенного ритуала, и понимание, почему этот ритуал выполнялся именно в этот день, в этом месте и указанным образом. Только через конкретику знания оживают, их становится можно увидеть и пощупать. Иначе все – общие слова. А вот этой то лепкой старое поколение не владело.

Например, поговорим про инь-ян? Тогда возьмем ВСЕ случаи употребления этих знаков, учитывая историческую последовательность и пр. факторы. Вот и окажется – не основа это основ, а одна из многих школ Чжаньго, достаточно позднее учение, и не факт, что гуа Чжоу-и исходно были привязаны к инь-ян. Это учение, может, и пропало бы в туне, если бы не Циньско-Ханьские пристрастия.

Почему, например, Спиринские работы, к сожалению? Опять из-за слабости в конкретном материале: на один его пример пять других, не подтверждающих вывод. При этом его выводы не полная чушь, а именно не проработаны, как следует, с материалом. У Нидема тоже с конкретикой худо. С конкретикой и с исторической точки зрения. Интереснее бывает Чэнь Мэн-цзя читать, ей богу.

Реально на сегодняшний день синология – непаханое поле. Но социальная ситуация пока не зовет пахарей и сеятелей. Хотя, кажется (вернее ОЧЕНЬ хочется, чтобы казалось) в Китае зреет. В России это с течение нашей жизни исключено по многим причинам, в которые пока не буду вдаваться.

А и к гуннам Вам надобно поменять отношение. Кочевники вообще народ малоподвижный в сравнении с земледельцами, они ограничены маршрутами кочевания и у них обыкновенно мало зерна, чтоб передвигаться на большие расстояния.
Охотно верю, это говорит лишь о том, что кочевниковедение – такое же непаханое поле. Кстати про миграцию аристократических и торговых слоев все понятно, военное сословие – тоже более менее, а вот явление т.н. «кочевых народов» мне лично не ясно, не жизненно как-то. Женщины должны где-то рожать, старики доживать. Вынужденное брожение возможно, примерно как сейчас в Афганистане, но как форма существования – что-то не то. Впрочем, тут мои рассуждения могут быть смешны. Не знаю материал. Просто сидит в голове вопрос Сыма Цяневских 8 переселений шанов в купе с пришлыми кавказцами. То, что сейчас предлагают китайские археологи –失敗 (кстати, руководитель раскопок в Аньяне буквально вцепился в мои опровержения, но нового решения пока нет) Ну это уже другая тема, оставим.
"Никогда никому не признавайтесь, но ведь мы, в сущности, занимаемся ерундой. И это страшное счастье, что мы имеем возможность заниматься искусством и делать вид, что это труд. (Неожиданно повышает голос.) Всем говорите, что это каторга, что это ад, что мы привязываем кисть к руке, потому что не можем её держать".
Это Репин сказал Чуковскому.
Не убедительно, а главное пример не корректен и даже не приятен. Эта парочка субъектов народного достояния могла так вальяжно рассуждать (не отрицаю их блестящих талантов). Но некто из их современников, кому не перепало издавать памфлет на Ген.сека миллионными тиражами, кто тщетно пытался быть услышанным, те, о чьих талантах мы ничего не знаем – вряд ли. Да и говорить им такое было просто некому. Да и всякие там Модильяни – тоже вряд ли. Так что цитировать их как-то странно.
Один мой знакомец, ныне один из самых влиятельных германских синологов, получил наследство, мгновенно вышел из грантописательской гонки и занимается удовлетворением собственного любопытства, даже диссертацию не стал защищать. Ему не надо - он на две головы выше всех в своей области.
Быть выше на две головы германскую синологию – дело архи не сложное.
А насчет лень защищать. Ничего в этом нет умного. Если такой молодец, то неужели трудно сыграть годок по правилам. Сдают же спортсмены нормы на кандидата и мастера, ГТО еще было. Это не более того. А то великий спортсмен, да вот ГТО сдать не может. Трудно что ли?

Только Малявина вообще-то и не звал никто особенно.
С этим человеком все не так просто. А то, что он уже лет 20 не является действующим синологом – так это он сам Вам скажет без доли кокетства, но с явной долей сожаления.
А вот адекватность вписывания в китайскую среду, благородство и честность Малявина проявляются во всем, включая попсовые книжки. Он выполняет конкретную социальную функцию, не закатывая глаза и не скрывая, что это просто бизнес. При этом выполняет ее профессионально. От того, то не специалисты читают «Китайскую цивилизацию» никакого вреда кроме пользы. Он, например, не способен якобы для «пользы дела» солгать в тексте, да и не только в тексте. Сочетать конъюнктурность с честностью - не всякому дано. Я про этого человека знаю чуть больше других, и за многие годы знакомства не было ничего, что бы не вызвало уважение.

ЗЫ. Послушайте, Привет, я уже отчаялся понять, мгм, Тумана, но - быть может, Вам открывается смысл фразы "если вы не видите начала нового синтеза, никто вам глаза не откроет" - в части "начала нового синетза"? Быть может, я что-то пропустил?
Я так думаю, что идея такая: в туманном полураспаде и полном разложении де намечаются тенденции к восстановительному синтезу.
Однако, мои возражения: синтез – штука нейтральная. Вопрос из чего синтезируется и что синтезируется. После полураспада частицы то уже мутировали, так что…
Туман, вот Вам совет чаньского наставника, и не только Вам. Почитайте «Войну и мир» - с начала до конца, а потом еще перечитайте, обращая внимание на мелочи. Штука длинная, да и не кирпичное строение, а, скорее, бетонное – т.е. придется долго напрягаться и держать в уме всякие связи, чтобы перекрытие не рухнуло, и стены бы не обвалились. Неплохая гимнастика для организации мысли.
 :D
終然永思

Оффлайн хп Алимов

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 879
  • Карма: 69
  • Пол: Мужской
    • In Between
  • Skype: hp_alimov
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #106 : 22 Октября 2006 21:58:28 »
ЗЫ. Послушайте, Привет, я уже отчаялся понять, мгм, Тумана, но - быть может, Вам открывается смысл фразы "если вы не видите начала нового синтеза, никто вам глаза не откроет" - в части "начала нового синетза"? Быть может, я что-то пропустил?
Я так думаю, что идея такая: в туманном полураспаде и полном разложении де намечаются тенденции к восстановительному синтезу. Однако, мои возражения: синтез – штука нейтральная. Вопрос из чего синтезируется и что синтезируется. После полураспада частицы то уже мутировали, так что…

Я, собственно, совершенно искренне спрашивал - и именно про это: из чего и что синтезируется - и имел в виду, что, быть может, я что-то пропустил такое судьбоносное в окружающем востоковедном процессе, оказался настолько на его обочине, что не заметил этого до тако степени, что мне уж и глаза никто не откроет. Я думал, Вы, быть может, в курсе и приподнимете мне веки до самого затылка: где это у нас (или еще где) намечаются те самые означенные тенденции? Судя по ответу, - как я и предполагал, все это суть туманные фантазии Тумана. Мутации сознания, так сказать. Да.
A man's reach should exceed his grasp, or else what's Heaven for?

                                               Robert Browning

Оффлайн хп Алимов

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 879
  • Карма: 69
  • Пол: Мужской
    • In Between
  • Skype: hp_alimov
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #107 : 22 Октября 2006 22:00:05 »
Впрочем, конечно, нехай расцветают сто цветов

Вот спасибо.
Теперь нам легче жить стало, конечно.
Особенно после ссылки на Курёхина.
A man's reach should exceed his grasp, or else what's Heaven for?

                                               Robert Browning

Оффлайн Glasha

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 238
  • Карма: 11
    • LJ
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #108 : 22 Октября 2006 22:42:14 »
"Всем говорите, что это каторга, что это ад, что мы привязываем кисть к руке, потому что не можем её держать".

Это Репин сказал Чуковскому.
Простите, что некстати. Но тот же Чуковский сказал, что большинство сказок ему "приходилось добывать долгим и упрямым трудом, неизменно радостным, но тяжким". Думаете, это он слукавил, Репина послушался?

Оффлайн apei

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1908
  • Карма: 9
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #109 : 23 Октября 2006 16:45:10 »
ЗЫ. Послушайте, Привет, я уже отчаялся понять, мгм, Тумана, но - быть может, Вам открывается смысл фразы "если вы не видите начала нового синтеза, никто вам глаза не откроет" - в части "начала нового синетза"? Быть может, я что-то пропустил?
Я так думаю, что идея такая: в туманном полураспаде и полном разложении де намечаются тенденции к восстановительному синтезу. Однако, мои возражения: синтез – штука нейтральная. Вопрос из чего синтезируется и что синтезируется. После полураспада частицы то уже мутировали, так что…

Я, собственно, совершенно искренне спрашивал - и именно про это: из чего и что синтезируется - и имел в виду, что, быть может, я что-то пропустил такое судьбоносное в окружающем востоковедном процессе, оказался настолько на его обочине, что не заметил этого до тако степени, что мне уж и глаза никто не откроет. Я думал, Вы, быть может, в курсе и приподнимете мне веки до самого затылка: где это у нас (или еще где) намечаются те самые означенные тенденции? Судя по ответу, - как я и предполагал, все это суть туманные фантазии Тумана. Мутации сознания, так сказать. Да.
просто есть много желающих поминить цебя цудбоносцами.
阿佩敬上

Оффлайн groovy_merchant

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 559
  • Карма: 23
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #110 : 23 Октября 2006 18:51:07 »
Гуннский Купец:
Интересно, в Вашей буре и натиске столько слышно субъективизма, что без подписи ясно, кто, что со всей историогеогробиографией. Поэтому почти не получается уже вести абстрактный разговор и тянет «перейти на личности» (сколько у меня субъективного – куда от него деться, но во всем стараюсь абстрагироваться)

Субъективен, да-с... Тем и жив.

У меня не вызывает сомнения успешность Вашего процесса накопления. Просто вдруг захочется перейти из этого этапа в этап, когда вдруг зачем-то очень захочется осчастливить мир своими познаниями и открывшимся пониманием. Тут-то и окажется, что мир не только не счастлив, но просто никто не понимает произносимых Вами фраз и ни капельки не стремится понять. Окажется, что идти то некуда, т.к. нет этого самого чертова ученого сообщества, где люди хоть как-то владеют тем же материалом, о котором Вы говорите и на котором Вы строите свои выводы.

Если ученое сообщество есть, то тоже такому не ученику почтенного профессора, а выскочке со стороны райские кущи не откроются, там своя иерархия, особенно если господа ученые полжизни что-то трактовали по одному, а Вы тут пришли и не по злобе ярко доказали, что весь их труд был зря. Такой пришелец не нужен, такого постараются заткнуть.

Но стремление заткнуть в ученой и около ученой среде в 1000 раз лучше всеобщего абсолютного непонимания (если это не властная среда – но это уже другая песнь). Там можно вырабатывать тактику, там найдутся 1-2 сторонника и т.д. а когда НИКТО не понимает вообще, о чем речь – это уже ни тпру, ни ну.

Если сделаете Вы свою работу на русском языке – она пропадет втуне. И для объяснения этого явления кто-нибудь великомудро сошлется на видного востоковеда Курёхина. Поняв сей факт, Вам захочется лишь плюнуть на все и уйти в горы Гуань, но и тамошний таможенник уже не потребует записать мысли перед уходом, даже имени не спросит. Т.о. судьба Нидема современному пришельцу не грозит. Конкретная социальная ситуация иная.

Вот честно, Привет... Я ж не спорю, что с сообществом лучше. Лучше. Только их нету почти, сообществ-то. А есть трофические цепи разной длины. Внизу водоросли сине-зеленые, наверху всякие хищники. Все чего-то жрут беспрерывно, чавкая и притоптывая копытом. Подергивание конечностей порой принимается за творческий импульс, "дрожжание его левой икры есть великий признак".

На самом деле, для нескольких здравомыслящих людей нелепость ситуации вполне ясна, наука, любая наука, уже полвека как ничего нового не производит, за некоторыми яркими, но единичными исключениями. Есть поэтому попытки создания центров нового типа, на манер террариумов, как в Bures sur Yvette во Франции или ASI в Принстоне. Жаль, что рано ушел Сергей Старостин, который на деньги нескольких нобелевских лауреатов создал исследовательский центр нового типа в Санта-Фе, кардинально переоборудовал с Любоцким лингвистику в Лейдене и создал параллельную структуру в РГГУ, Красную Касталию, как говорил Аверинцев. Ну, и еще кой-чего есть, у нас в том числе.

И вот эти новые центры, а на самом деле новое издание монастырей, может быть спасительным выходом. Потому что там из духовного обихода убираются всякие постыдные вещи, вроде тщеславия или сребролюбия. Монах ведь о спасении души думает, не о гранте РФФИ... Это довольно похоже на то, как были устроены институты АН СССР, только Академия оказалась очень хрупкой субстанцией, если посмотреть как легко разделались с ЛО ИВРАН и прочими заведениями.

Почему эти новые институции устойчивы? Потому что это преимущественно частная инициатива, центр принятия решений там вынесен за любые национальные границы. Почему они производят дикое количество действительно новой доброкачественной продукции? Потому что туда идут не за деньгами и званиями, ничего такого там может и не быть, а чтоб удовлетворять любопытство на чужой счет.

Смотрите теперь. Человек, который любопытничает за свои деньги, находится в той же самой ситуации. Монах-общественник. Почти все книги сейчас доступны, любые профессиональные связи устанавливаются мгновенно. Если есть чего сказать, конечно. Больше того, поскольку выключается самое понятие конкуренции, тонус таких связей значительно, кардинально дружелюбней. Все ж нормальные любопытны до самозабвения.

Что же до русского языка... Привет, все алтаисты учат русский язык. Потому что на русском куча хороших книжек. А китаисты не учат, потому что книжек хороших почти и нет, вот и весь сказ.

Только это все не про тех, чьи имена Вы помянули – а про тех, кто просто услаждает душу знаниями, не пытаясь замарать еще одну тонну бумаги.

Кто же начал неблагодарный труд бумагомарательства, тому, увы, уже не до лампы. Тот хочет отдачи, хочет не только сам выпить с Луной, но и показать другим, что при происходит, когда один пьешь с Луной, доставить ту же усладу и другим, чтобы хотя бы кто-то понял и т.д. А если никто не услаждается, если вместо радости Вам строят козью морду, а также требуют денег, чтобы осчастливить Вас, ущербного, изданием не востребованной продукции, то кайф познания, конечно, останется…

Кстати, помянули Вы тут мат.лингвистов. Для справки, первым человеком, который этим занимался в скромном отечестве был мой отец, начал он это дело в конце 50-х, и в 60-х еще что-то делал, что-то открыл там какой-то закон. Но никто тогда эту буржуазную лженауку не понял и не одобрил, отправился ученый со знанием 40 языков корректором в Moscow News. Поработал там несколько лет, а в 45 годин ушел за заставу Гуань, умерев от рака мозга. Мозг, в прямом смысле слова, «опух» от унижения, заткнутости и вынужденного не использования. Вот меня зачем-то произвел перед самым уходом. Тоже вариант.

Хотя перевод Сань-го-чжи, конечно, купят. Но именно перевод Сань-го-чжи, а весь Ваш «кайф познания» никто не разделит (это если в русскоязычной среде) Да и пропадет эта работа в безвестности (как, увы, «Янь-те-лунь», народ во всем мире продолжает изучать «Янь-те-лунь» вместо того, чтобы для начала Кроля прочесть, русский язык – непроходимая преграда, увы).

Чего ж начинать что-то неблагодарное? Писание есть специальный внутренний акт, выравнивание внутреннего и внешнего давления. Не напишешь разорвет к чертям. Или сплющит. Нельзя не писать в таких условиях. А если нельзя, если это потребность сродни физиологической, зачем тревожиться о благодарности? А если не плющит - зачем пишешь?

Батюшку Вашего жалко, в те времена полно разбитых жизней. Немало и сейчас. Я Вам историю расскажу. У меня прадед был такой антибольшевик в Гражданскую войну, полжизни, ясное дело, в лагерях. Слушай, говорю, обидно наверное за годы в тюрьмах, злобишься на Советы? Нет, говорит, я им был враг и есть враг, я боролся с оружием в руках, они имели полное право меня посадить. А брат его, духовный человек, помер на Соловках, потому что был пост и еда тамошняя для воздержания не годилась. Он и помер с голоду. В ясном сознании, написал письмо домой, попрощался и преставился. Тоже выбор и тоже делался без ссылок на обстоятельства - каждый умирает сам, в одиночку.

Саньгочжи-то может и купят, только его докомментировать еще надобно, потом найти толкового редактора и хотя бы двух профильных корректоров. И сверстать, чтоб хотя бы элементарная видимость книжки была. Так что до "они купят" еще довольно далеко. И то, если разгребу завалы - у меня 80 листов готовых переводов тюрков лежит, вычитывать надо кровь из носу, а я тут посты строчу...

С этим человеком все не так просто. А то, что он уже лет 20 не является действующим синологом – так это он сам Вам скажет без доли кокетства, но с явной долей сожаления.
А вот адекватность вписывания в китайскую среду, благородство и честность Малявина проявляются во всем, включая попсовые книжки. Он выполняет конкретную социальную функцию, не закатывая глаза и не скрывая, что это просто бизнес. При этом выполняет ее профессионально. От того, то не специалисты читают «Китайскую цивилизацию» никакого вреда кроме пользы. Он, например, не способен якобы для «пользы дела» солгать в тексте, да и не только в тексте. Сочетать конъюнктурность с честностью - не всякому дано. Я про этого человека знаю чуть больше других, и за многие годы знакомства не было ничего, что бы не вызвало уважение.

Я ж не человека осуждаю, это было бы бестактно делать за глаза, а одно только проявление чувств. Меня немного покоробила его фраза, которую здесь кто-то приводил, что, дескать, преподавание в России несовместно с какими-то высшими максимами. Гаспарову вот уместно было, или там Лосеву, или Вяч.Вс.Иванову, или Старостину, Аверинцеву, Лотману, Панченко, а Малявину де унизительно. Чего кокетничать-то? Книжки же его для определенной аудитории вполне полезные, спорить не буду, и человек он достойный, слышал о том не раз.

Оффлайн groovy_merchant

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 559
  • Карма: 23
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #111 : 23 Октября 2006 19:06:06 »
"Всем говорите, что это каторга, что это ад, что мы привязываем кисть к руке, потому что не можем её держать".

Это Репин сказал Чуковскому.
Простите, что некстати. Но тот же Чуковский сказал, что большинство сказок ему "приходилось добывать долгим и упрямым трудом, неизменно радостным, но тяжким". Думаете, это он слукавил, Репина послушался?

Понимаете, Glasha, у Чуковского был синдром Марфана, следствие одного дефектного гена. Там одним из симпомов - жуткие головные боли, что и известно из разных источников у Чуковского. Писание для него было - говорят - способом избежать проявлений этого синдрома, потому что это гормональная встряска. Вот кто-то водку пьет, чтоб уровень эндорфина повысить, а кто-то стихи пишет. Поэтому, возможно, и труд для него был радостным, но тяжким.

А так талантливым был, да. Это ж надо ...убежало//... простыня исхитрится без мата зарифмовать. Истинный талант.

Оффлайн хп Алимов

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 879
  • Карма: 69
  • Пол: Мужской
    • In Between
  • Skype: hp_alimov
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #112 : 24 Октября 2006 06:11:36 »
Гаспарову вот уместно было, или там Лосеву, или Вяч.Вс.Иванову, или Старостину, Аверинцеву, Лотману, Панченко, а Малявину де унизительно. Чего кокетничать-то?..

А Вы слышали что-нибудь про то, что все эти люди - жили, когда у нас была совсем другая эпоха?..
A man's reach should exceed his grasp, or else what's Heaven for?

                                               Robert Browning

Оффлайн хп Алимов

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 879
  • Карма: 69
  • Пол: Мужской
    • In Between
  • Skype: hp_alimov
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #113 : 24 Октября 2006 06:13:27 »
просто есть много желающих поминить цебя цудбоносцами.

Ди и Будды ради. Если за этоим реально что-то кроется.
Лично я не вижу - что?
Вопрос, видимо, риторический.
A man's reach should exceed his grasp, or else what's Heaven for?

                                               Robert Browning

Оффлайн groovy_merchant

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 559
  • Карма: 23
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #114 : 24 Октября 2006 14:46:55 »
Гаспарову вот уместно было, или там Лосеву, или Вяч.Вс.Иванову, или Старостину, Аверинцеву, Лотману, Панченко, а Малявину де унизительно. Чего кокетничать-то?..

А Вы слышали что-нибудь про то, что все эти люди - жили, когда у нас была совсем другая эпоха?..

Тогда нам вначале нужно определиться, что такое "наша эпоха".

Все эти люди наши современники и преподавали именно тогда, когда теоретически мог бы преподавать уважаемый В.В.Малявин. Иванов и сейчас преподает, Старостин трагически умер совсе молодым год назад, Аверинцев и Гаспаров - два года, Панченко ушел в 2002 г, Лотман в 93, Лосев - в 88.

Надеюсь Вы не считаете 2005 год "совсем другой эпохой"?

Оффлайн хп Алимов

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 879
  • Карма: 69
  • Пол: Мужской
    • In Between
  • Skype: hp_alimov
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #115 : 25 Октября 2006 00:09:33 »
Гаспарову вот уместно было, или там Лосеву, или Вяч.Вс.Иванову, или Старостину, Аверинцеву, Лотману, Панченко, а Малявину де унизительно. Чего кокетничать-то?..

А Вы слышали что-нибудь про то, что все эти люди - жили, когда у нас была совсем другая эпоха?..

Тогда нам вначале нужно определиться, что такое "наша эпоха".

Все эти люди наши современники и преподавали именно тогда, когда теоретически мог бы преподавать уважаемый В.В.Малявин. Иванов и сейчас преподает, Старостин трагически умер совсе молодым год назад, Аверинцев и Гаспаров - два года, Панченко ушел в 2002 г, Лотман в 93, Лосев - в 88.

Надеюсь Вы не считаете 2005 год "совсем другой эпохой"?

Я имел в виду, что сформировались эти люди так, как сформировались, и стали тем, чем стали, вовсе не в 2005 году, а в другую эпоху. Что не говори, а отнршение к образованию и к науке в обществе тогда сильно отличалось от нынешнего. Были вполне уместны и престижны вещи, дела и предметы, которые ныне в грош не ставят. Вот и все.
A man's reach should exceed his grasp, or else what's Heaven for?

                                               Robert Browning

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #116 : 25 Октября 2006 10:05:47 »
На самом деле, для нескольких здравомыслящих людей нелепость ситуации вполне ясна, наука, любая наука, уже полвека как ничего нового не производит, за некоторыми яркими, но единичными исключениями. Есть поэтому попытки создания центров нового типа, на манер террариумов, как в Bures sur Yvette во Франции или ASI в Принстоне.
...
Почему эти новые институции устойчивы? Потому что это преимущественно частная инициатива, центр принятия решений там вынесен за любые национальные границы. Почему они производят дикое количество действительно новой доброкачественной продукции? Потому что туда идут не за деньгами и званиями, ничего такого там может и не быть, а чтоб удовлетворять любопытство на чужой счет.

Как говорится, сверим часы:
Михаил Фейгельман Российская наука к 2017 годуhttp://www.polit.ru/science/2006/10/18/nauka_2017.html

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #117 : 25 Октября 2006 12:11:14 »
Не зря Курёхин упрекал русский рок в звериной серьёзности – у всех российских arts & humanities печать пророка на челе.

Впрочем, конечно, нехай расцветают сто цветов

Впрочем, конечно, нехай расцветают сто цветов

Вот спасибо.
Теперь нам легче жить стало, конечно.
Особенно после ссылки на Курёхина.


Что не говори, а отнршение к образованию и к науке в обществе тогда сильно отличалось от нынешнего. Были вполне уместны и престижны вещи, дела и предметы, которые ныне в грош не ставят. Вот и все.

Собственно, об чем и речь

.... писатели, вот - тоже жалуются, что читатель пошёл совсем не тот в последнее время...

"Но не хватит алфавита..."©

но это не серьёзно
Ezzzy Rider

Оффлайн groovy_merchant

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 559
  • Карма: 23
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #118 : 25 Октября 2006 14:44:12 »
Я имел в виду, что сформировались эти люди так, как сформировались, и стали тем, чем стали, вовсе не в 2005 году, а в другую эпоху. Что не говори, а отнршение к образованию и к науке в обществе тогда сильно отличалось от нынешнего. Были вполне уместны и престижны вещи, дела и предметы, которые ныне в грош не ставят. Вот и все.

Что ж, не могу не согласиться, формировались в другую эпоху.

Но мы, кажется, не о том... Не о времени научного возмужания, а об идиосинкразии к преподаванию в современной России (см. высказывание, приписываемое Малявину). У кого-то она есть, у кого-то нет. Старостин ровесник Малявина. И Старостин - мировая величина, the Russian linguist, как написал Пуллиблэнк.

Эпоха же действительно была другой. В той эпохе был, к примеру, институт красных профессоров (а остальных попытались засадить подальше или уничтожили), М.М.Бахтин без публикаций в саратовской глуши, эскапады акад. Т.Д.Лысенко, рассуждения начальников о языкознании и кибернетике, А.Ф.Лосев, ослепший в тюрьме, диковатые комсомольские активисты в аспирантурах и тотальное, гнетущее отсутствие книжек в библиотеках. Библиотеки, собственно, только в Москве и кое-как в Питере, так что дефицит, кажется, не особенно ощущался.

А так, что ж, неплохое было время. Мне было вполне комфортно, какая разница при каком правителе вино хлестать. 

Оффлайн Привет

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 212
  • Карма: 23
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #119 : 25 Октября 2006 15:43:17 »
Но мы, кажется, не о том... Не о времени научного возмужания, а об идиосинкразии к преподаванию в современной России (см. высказывание, приписываемое Малявину)
Оставим в покое Малявина. Я лично это говорю. Не надо все валить в кучу. Научная деятельность и преподавание вообще разное.
Преподавать в Союзе 80-х (думаю, и 70-х) годов было явно неплохо.
В современной ситуации это именно УНИЗИТЕЛЬНО.
По ряду причин
Именно по РЯДУ, и ДАЛЕКО не только власть придержащие, финансирование и пр., более того - дай деньги - толком ничего не изменится.(если интересно. изложу как-нибудь на днях - сейчас замот по счетчику).
Библиотеки, собственно, только в Москве и кое-как в Питере, так что дефицит, кажется, не особенно ощущался.
Ну а сейчас и туда ничего не поступает. Так что большой прогресс на лицо.

А насчет проблем красных времен. Обществ идеальных без проблем не бывает. В одной ситуации м.б. опасно. но приносить уважение и такая ситуация намного интереснее. И для "пострадавших" она порой оборачивается большой пользой всеобщего признания. Хотя иные сгинули. Тут опять много факторов.
А вот в ситуации унизительности не остается ничего, т.к. сама мысль уже не уважаема. Т.е. опять как с библиотеками. И того, что было не остается.

При отсутствии уважения к учителю, когда учителя превращаются в обслуживающий персонал с нагрузкой под 20 часов в неделю, а ученики на примитивных работах успешне учителей, и плевать им на жалких замотанных преподов, при всем этом преподавать именно УНИЗИТЕЛЬНО, даже за огромнейшие деньги.

А если еще точнее - в отечестве идет ползучая культурная революция. Началось это с дикой коммерциолизации образования с начала 90-х. в обществе, которое не было к этому готово (опять же если надо подробнее, то в другой раз).
Затяжная форма культурной революции куда более эффективна, но результт приносит не сразу. Только тогда, когда кончается инерция, а поколение, получившее ущербное образование становится активно действующим в обществе. Сейчас это уже стало явным. И речь не только о сумме набраных знаний. Знания можно со справочником сверить, все намного серьезнее. Но говорить об этом вряд ли есть смысл. Исправить словами не возможно, т.к. это результат более чем 10 процесса. Разве что заронишь в чью-то голову мысль о том, что принимаемое за культуру - это уже не она, чтобы этот кто-то ушел в "лишние", а потом бы страдал   ;D
« Последнее редактирование: 25 Октября 2006 16:10:49 от Привет »
終然永思

Оффлайн apei

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1908
  • Карма: 9
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #120 : 25 Октября 2006 16:39:00 »
Мне кажется, что недофинансирования основной источник унизительности. При отсутствии номального финансирования проблему не решить, но и его одного будет сейчас уже мало. Нужен уелый ряд факторов: "реформа образования". Пока же ни того, ни другого даже на горизонте, так что по нашей фундаментальной науке можно спокойно расслабиться.
阿佩敬上

Оффлайн хп Алимов

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 879
  • Карма: 69
  • Пол: Мужской
    • In Between
  • Skype: hp_alimov
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #121 : 25 Октября 2006 17:57:16 »
Мне кажется, что недофинансирования основной источник унизительности. При отсутствии номального финансирования проблему не решить, но и его одного будет сейчас уже мало. Нужен уелый ряд факторов: "реформа образования". Пока же ни того, ни другого даже на горизонте, так что по нашей фундаментальной науке можно спокойно расслабиться.

Лично я расслабился. А Вы?
A man's reach should exceed his grasp, or else what's Heaven for?

                                               Robert Browning

Оффлайн apei

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1908
  • Карма: 9
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #122 : 26 Октября 2006 19:17:23 »
Мне кажется, что недофинансирования основной источник унизительности. При отсутствии номального финансирования проблему не решить, но и его одного будет сейчас уже мало. Нужен уелый ряд факторов: "реформа образования". Пока же ни того, ни другого даже на горизонте, так что по нашей фундаментальной науке можно спокойно расслабиться.

Лично я расслабился. А Вы?
меня вынужденный бизнесс расслабил...  ::)
阿佩敬上

Оффлайн Tuman

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3207
  • Карма: 33
  • Пол: Мужской
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #123 : 30 Октября 2006 14:56:45 »
Лично я расслабился. А Вы?

ооооо!!! Вот первое, действительно здравое суждение, которое я с Вами полностью разделяю.

По сути темы:

Востоковедение в России износилось, говоря словами Розанова, это была хорошо отлитая пушка, из которой много постреляли, и она сделалась "молотком". Стреляли, правда, из нее не востоковеды сами, а начальство, но это не имеет решающего значения.

Пушка сплавилась в молот, остается только ждать жара горнила, который разогреет металл и хорошего кузнеца, который выделает новый инструмент. Но сейчас не время. Не сезон.

Востоковедение в России никогда наукой не было, это было призвание отдельных людей и ШКОЛЫ, ими созданные, или в которые они входили. Школы при умных и разных учителях. Плеяды востоковедов тихо выплывали из-под начала всех тех, чьи фамилии тут назывались и не назывались. А что потом? А потом ученики попадали в среду благоприятную или не очень. Если благоприятную, то работали, а если нет, то искали себя в другом, находили или нет. Но это уже личная судьба, дело по большей части психологии, а не логики и истории.

А что теперь? Школ стало меньше, меньше изучается, точнее не меньше, а под другим уклоном, под другим аспектом, и вообще иначе. Куда больше ценится знание не классики, а современности, куда больше важно знание, кому сунуть в китайском правительстве взятку, чтобы вырвать выгодный контракт, чем знание о происхождение знаков «гуа». В принципе, и то и другое равноценно, но наша эпоха придает первостепенное значение первому, несколько принижая второе. И такова среда сегодняшняя, она подстраивает востоковедов под себя. Только они уже не такие, какими были их предшественники. Но это и нормально, всякому цветку свой срок, свое время цветения и увядания, свое место и своя пышность. Это надо уметь принять.

Нынешняя ситуация, осень, она ясна. Все в ней говорит о прошлом, все в ней обращено к воспоминанию, к ностальгии, но это только осень, время плодов, коих и так не мало. Собрать бы все, да сохранить на зиму. А за ней будет весна, вот о чем стоит тщательно поразмыслить. Плодов много, и если их кто-то не видит, то это его дело.

А весна принесет с собой новый толчок, основа которого будет опять же в расцвете ШКОЛ, учителей, одни из которых обратятся к традиции, ибо плодов запасли, будут искать, а другие, запустив руки в землю, к новациям. Среди последних, знание китайской культуры в ее прогрессии принесет развитие еще только нарождающимся дисциплинам, расположенным на стыке отраслей. Это будет интересно.

P.S. не время сейчас пахать, не время сеять, и даже не время пожинать. Время заготавливать.
« Последнее редактирование: 30 Октября 2006 15:25:21 от Tuman »
тише едешь - дальше будешь :-)

Оффлайн apei

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1908
  • Карма: 9
Re: Что такое востоковедение или чему нас учат?
« Ответ #124 : 30 Октября 2006 15:39:16 »
无话可说 ::)
阿佩敬上