Например, возьмем СССР. Режим в целом авторитарный. Но ведь какое было киноискусство
Интересный вопрос. Но мне все-таки кажется, что при действительно репрессивном режиме хорошее кино в массе своей не получается. Фильмы, приведенные в качестве примеров выше, касаются в основном тех отрезков времени, когда режим либо еще не развернулся в полную мощь, либо ослаб и потерял зубы, но еще по старинке продолжает государственное финансирование. В период же расцвета диктатуры примеры действительно сильного искусства крайне малочисленны.
Причина, на мой взгляд, в том, что любая диктатура нацелена на создание в обществе единства. Единства, единомыслия любой ценой, с максимальным принижением и игнорированием любого диссонанса, включая неполитические. В тоталитарном обществе не может быть плохих свекровей, непослушных детей, сбежавших с привязи телят. У него все должно быть под контролем. Потому что непорядок: сегодня она изменяет мужу, а завтра изменит самому товарищу Ким Ир Сену. А киноискусство кормится именно диссонансом и конфликтом. Оно не может правдоподобно изображать нирвану. Вот почему практически все сталинские фильмы о повседневной жизни советских людей--это пропагандистский сироп, который смотреть невозможно.
Почему же хорошие фильмы иногда, очень редко, но все-таки бывают? Потому что диктатура оставляет узкие области, в которых конфликт допустим. Это чаще всего тема войны, национального освобождения и, наконец, классика. Это те немногочисленные сферы, где кинорежиссер может порезвиться от души. И поначалу у него выходит неплохо, душевно и убедительно. Но проблема в том, что за неимением других разрешенных конфликтов искусство начинает повторяться, бесконечно доить одну и ту же тему, истощая ее до пародии. В восьмидесятые годы было невозможно смотреть фильмы и читать книги о войне--от их повторяемости тошнило.
Конечно, эта проблема, истощение тематики, характерна не только для тоталитарного кинематографа. Я в последние годы с грустью наблюдаю упадок моего любимого Диснея, большинство классики которого в связи с некоторыми обстоятельствами знаю практически наизусть. Сегодня он доит один и тот же старый набор конфликтов, смотреть на результат бывает почти стыдно, как на стареющую Аллу Пугачеву у микрофона. Но, по счастью, вокруг полно активной молодежи, поэтому его аудиторию перехватывает новая волна-- создатели "Шрека", "Импоссибл" и тд. В этом преимущество свободного общества и свободного рынка--запретов минимум, проблема только с продаваемостью некоторых идей.