Один из маразмов жизни в Корее для большинства иностранцев состоит в том, что посмотреть корейское кино в Корее гораздо труднее, чем в Москве, например. Я имею ввиду людей, которые не знают корейского языка. И это несмотря на то, что популярность корейского кино внутри Кореи сопоставима, если даже не выше, чем популярность голливудских фильмов. Часто можно увидеть, что очереди на корейские фильмы в кинотеатрах длинее, чем на голливудские. Просматривая перед началом сеанса очередного голливудского фильма рекламу корейских фильмов у меня часто текут слюни, но посмотреть я их не могу т.к. показы для иностранцев (с субтитрами на английском) устраиваются крайне редко. Может быть я не прав, и где-то в Сеуле существует место, где корейские фильмы с английскими субтитрами можно смотреть на регулярной основе? Или проще выучить корейский язык?
в общем за два года жизни в Корее я сумел посмотреть всего два корейских фильма: "Чингу" ("Друг") и "Оазис". Имена режиссеров мне неизвестны.
"Чингу" я смотрел примерно полтора года назад. Тогда его рекламой был обклеен весь Сеул. События фильма происходят в Корее лет 25 назад. Фильм рассказывает о четырех школьных друзьях из простых рабочих семей. Сначала об их бурном школьном времени с массовыми драками, молодежными группировками и т.д. Потом они вырастают. Двое из них становятся "нормальными" людьми, а двое - главарями двух мафиозных группировок в Пусане. По стечению обстоятельств эти группировки начинают враждовать друг с другом. Бывшие друзья пытаются найти выход из сложившейся ситуации, но из-за чужих интриг, взаимных претензий и внутренних душевных противоречий им это не удается и все заканчивается плохо: один из них убит, другой, считая, что убийство произошло по его вине, берет на себя вину за это убийство и его приговаривают к высшей мере наказания.
Фильм довольно неплохой, но...
1) Любовь корейцев к плохим концовкам поначалу, после голливуда, казалась мне, по крайней мере оригинальной, в последнее время как-то начинает раздражать.
2) Массовые драки, жестокая резня, реки крови, текущие по асфальту... Тут вспоминается фраза из замечательного английского фильма "Lock, stock and two smoking barrels": "Пушки для понта, ножи для дела!" В "Чингу" в одном эпизоде показывают инструктаж для молодых мафиози: каким должен быть хороший нож и как правильно его втыкать в тело жертвы, а потом на живом примере демонстрируют, как это надо делать... в общем все это как-то сильно не вяжется с тем образом корейцев, который сложился у меня в результате жизни в Корее. Хотя, черт его знает, может 25 лет назад жизнь и была такой суровой.
3) Чтобы понять всю психологическую подоплеку фильма надо хорошо понимать корейские традиции и культуру: отношения "старший брат - младший брат", "отец - сын", корейские понятия о дружбе. Все это держится на конфуцианских традициях, которые западному зрителю могут быть малопонятны.
Второй фильм - "Оазис" мне понравился гораздо больше, несмотря на свою незамысловатость и отсутствие голливудского глянца. В начале фильма вообще возникает ощущение, что фильм снят любителями: никаких операторских изысков, местами кажется, что камеру держали в руках, а не на штативе, отсутствие специально сделанных декораций - снимали в настоящих домах и на настоящих улицах, именно таких, привычных, грубоватых, как мы видим их в повседневной жизни. По ходу фильма втягиваешься и эта натуралистичность съемок уже начинает казаться очень органичной и какой-то родной и знакомой. Нету дистанции между зрителем и фильмом, как это происходит в голливуде. Простота и предсказуемость сюжета мне тоже показалась в кайф. Иногда устаешь от запутанных и навороченных сюжетов и хочется чего-то простого и гармоничного, как белые облака плывущие по небу и отражающиеся в ручье.
Фильм очень добрый, смешной и грустный одновременно. Рассказывает о парне, который только что вышел из тюрьмы и у которого возникает странная (с точки зрения окружающих) дружба (любовь?) с девушкой-инвалидом (церебральный паралич). По ходу фильма он совершает множество простых, по-детски наивных поступков, которые раздражают всю его семью. Ему постоянно говорят: "когда же наконец ты вырастешь и образумишься". Постепенно мы видим, что единственными нормальным человеком вокруг него оказывается эта девушка-инвалид, а она, в свою очередь, первый раз в жизни сталкивается с человеческим к себе обращением, несмотря на то, что в самом начале фильма он пытается ее изнасиловать. Ближе к концу фильма мы узнаем, что он сидел в тюрьме за преступление, которое совершил его старший брат, которого ему постоянно ставят в пример и который постоянно пытается сделать из главного героя "человека". Брат по пьяному делу несколько лет назад задавил отца девушки-инвалида и на семейном совете решили, что в тюрьму сядет средний брат, т.к. старший главный добытчик в семье, а от нашего героя нет никакого толка. В начале фильма, выйдя из тюрьмы, он покупает корзину фруктов и решает навестить родственников задавленного дворника, где и знакомится с главной героиней, которую родственники бросили одну в старой раздолбанной квартире, а сами переехали в новую квартиру, полученную от фонда помощи инвалидам.
История, по корейской традиции, заканчивается плохо. Когда отношения героев достигают своего романтического пика, девушка просит его остаться с ней на ночь т.к. это первый для нее шанс в жизни провести ночь с мужчиной. Далее идет постельная сцена, за которую, я считаю, надо давать Оскара: и смех и слезы и сопереживание героям. И в этот момент их застают родственники девушки, случайно заехавшие к ней домой. Шум, гам, соседи, полиция. Естественно все решают, что он воспользовался беспомощностью инвалида и ее изнасиловал. Она и в обычном состоянии практически не способна членораздельно говорить, а тут могла только возбужденно мычать в полицейском участке, а он и не пытался как-либо оправдываться. За нее говорили ее родственники, которые сказали его братьям: "от того, что его посадят нам нет никакого толку, мы можем забрать заявление, если договоримся о денежной компенсации". На что старший с ухмылкой отвечает: "Мой брат совершил такое страшное преступление, что кощунственно думать о деньгах. Для всех лучше, если он будет изолирован от общества." В следующую ночь наш герой сбегает из полицейского участка, чтобы выполнить обещание данное когда-то своей возлюбленной: спилить дерево перед ее домом, тень от которого пугает ее по ночам. Он залезает ночью на дерево с ножовкой и она по движению тени на стене догадывается, что происходит, но не в состоянии самостоятельно открыть окно, чтобы увидеть его. Единственное, что ей удается - это включить на полную громкость радио, которое начинает греметь на весь двор. Шум, гам, громкая музыка, крики соседей из окон, люди выбегающие из домов, наш герой, пилящий дерево, полиция, пытающаяся его оттуда стащить. Последняя ветка падает на землю, героя вяжут полицейские, героиня плачет от беспомощности... Финальные кадры фильма: героиня в свой квартире упорно пытается подметать пол, хотя все тело ее корчится и руки не слушаются. В магнитофоне играет кассета, полученная по почте из тюрьмы, герой рассказывает, что у него все нормально, его хорошо кормят и он обязательно вернется и они вместе сходят в ее любимый ресторан...