Почему ТРАСЕКА до сих пор не заработала? Потому что, ИМХО, это абсолютно искусственное новообразование. Чтобы понять, почему это так, рассматривать её нужно не с географической точки зрения, а с политической.
Вот давайте проведем аналогию с трубопроводным транспортом. Сейчас газ из РФ в Европу поставляется через Украину. И что мы видим? Регулярные срачи на тему воровства, задержек и т.д. и т.п. А теперь представим, что этот же газ поставляется из Китая в Европу через Киргизию, Узбекистан, Туркмению, далее, в сжиженном виде, по Каспию, далее опять в "расжиженном" по горным дорогам Кавказа - через Азербайджан и Грузию, потом опять в сжиженном виде по Чёрному морю...
И геморройно, и куча рисков, как стандартных логистических (нестыковка таможенных служб, проблемы с подвижным составом, сезонные проблемы типа снежных заносов или селей на Кавказе, воровство, наконец), так и политических, когда кто-то кому-то из соседей начинает "руки выкручивать". Можно, конечно, говорить, что логистические проблемы и в РФ присутствуют. Да, конечно. Вот только в Трасеке все эти риски нужно на 5 умножать, по числу участников. А это ведь все - бывшие союзные республики, так что системные проблемы у всех одинаковые.
Так что я, честно говоря, считаю ТРАСЕКу мертворожденным дитятею, единственное предназначение которого - запугивать Россию, с её Транссибом: а вот мы вам сейчас КАААААААААААК запустим ТРАСЕКу, если вы нам вот тут и вот здесь не уступите!
Типа щуки в пруду, чтобы карась не дремал.