Позволю себе вставить свои три копейки на эту тему.
Вне всякого сомнения главные ценности для китайцев это деньги и еда. Отношения между людьми строятся действительно на материальной основе «ты мне, я тебе», причем «ты мне» не обязательно должно произойти прямо сейчас или завтра, этого можно подождать какое-то время.
Но как показывают наблюдения и опыт меня и многих других людей, китайцы проявляют «заботу» и «интерес» к тебе, хотят быть «друзьями» когда ожидают что-то от тебя получить или в настоящее время или в обозримом будущем. Как только вероятность материальной пользы от человека исчезает, отношение к человеку сразу же меняется.
Это ни хорошо, ни плохо. Так исторически сложилось, такова объективная реальность. Обвинять китайцев в материализме также глупо, как обвинять небо в том, что оно голубое, а траву, что она зеленая.
Объяснять это только большим населением Материка не совсем корректно. На острове Тайвань, который находится в настоящий момент на более высокой стадии развития и в некоторой степени может служить ориентиром, к какому обществу движутся их собратья на Материке, живут точно такие же этнические китайцы, которые никак не могут страдать от огромной демографической нагрузки, население острова в полтора раза меньше, чем в отдельно взятой провинции Хэйлунцзян. И от бедности и голода тут давно никто уже не страдает.
Так вот, уверяю вас, что традиционные китайские жадность, мелочность, паталогическое недоверие (не только к иностранцам, что можно понять и объяснить, но и к своим собственным сотрудникам-соотечественникам) здесь цветут и пахнут ничуть не хуже, чем в самом Китае, которому они так старательно себя противопоставляют. Цель одна – заработать, скопить как можно больше денег и потратить их на еду, разговоры о которой на тему «а что мы будем сегодня жрать?» начинаются с самого утра.
И не надо рассказывать сказки про семейные ценности. На том же самом Тайване нет никаких ограничений по количеству детей, тем не менее, рождаемость и ожидаемое количество детей, рожденных женщиной в репродуктивном возрасте однт из самых низких в мире. Молодежь хочет жить для себя, ради себя, своих удовольствий и матриального потребления. А если и женятся, то не спешат обзаводиться детьми, так как они будут помехой для работы (и следовательно для зарабатывания денег) и собственной жизни.
Многие девушки не хотят связывать себя браком с мужчинами, особенно с соотечественниками. И если не получается найти американского жениха или хотя бы состоятельного тайваньца, то они предпочитают жить одни. И, надо заметить, пока от одиночества никто не умер. Мужчины же вынуждены завозить «невест» из Китая, Индонезии, Вьетнама, которые выполняют роль домохозяйки и секс-игрушки в одном флаконе. Как показывает статистика, 9 из 10 женатых тайваньских мужчин, долгое время работающих в материковом Китае, в конечном итоге разводятся с тайваньскими женами и женятся на более молодых, агрессивных китаянках. И я уже не говорю о многочисленных любовницах, «вторых женах», которыми обзаводятся тайваньцы, работающие в Китае.
Где же традиционные китайские семейные ценности?
Иными словами, китайцы идут точно такой же дорогой, как и западные нации, которым их часто пытаются противопоставить. То что они имели много детей в прошлом говорит не о высоких семейных ценностях, а скорее о том, что дети были единственным способом хоть какой-то социальной защиты в старости.
Цель этого поста не «опустить» китайцев, как могут подумать многочисленные «поклонники» Китая, которые тут пытаются, понимаешь, идеализировать Китай и китайцев, а всего же показать, что и у китайцев, несмотря на многочисленные плюсы, есть и свои недостатки и минусы.