Работой был не загружен, бороздил интернет.
На замечательном сайте
http://www.specnaz.ru/ наткнулся на статью.
Немедленно вооружился красным карандашом:
Заметим, по жизни интеллигентствование неотвратимо приводит личность к умственной и духовной деградации.
В целом же интеллигенция склонна презирать образование и умственный труд, если они выходят за рамки ее, интеллигенции, влияния и контроля. Так А.И.Солженицын придумал дразнилку для неинтеллигентных людей интеллектуального труда — «образованщина».
Для интеллигента значение имеет не наука, а некая «культура», даже ненаучная, а также «идея», причем безотносительно ее разумности и целесообразности.
Интеллигенцию сплачивает сознание своего морального превосходства над остальным обществом (человечеством), принадлежность к интеллигенции порождает личное и корпоративное самоощущение «духовной избранности». Обществу внушается, что интеллигенция есть Совесть Народа, имеющая неоспоримое право и обязанность судить и осуждать всех (даже и Бога), казнить и миловать (хотя бы морально). Для человека интеллигентность большой соблазн».
И последнее. Интеллигенты, считая себя образованными и эрудированными, полагают, что именно они должны «руководить процессом». Не в смысле чиновничества (это совсем другой типаж), а именно в «духовном смысле». Должны присутствовать, вдохновлять, а главное - критиковать. Но – не работать сами.
Еще столетие назад в альманахе «Вехи» было очень верно подмечено:
«…средний массовый интеллигент в России большею частью не любит своего дела и не знает его. Он — плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист, непрактичный техник и проч., и проч. Его профессия представляет для него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения. Если он увлечется своей профессией, всецело отдастся ей — его ждут самые жестокие сарказмы со стороны товарищей».
И дело не в том, что интеллигенты глупы — отнюдь, IQ у них может быть вполне высок. Просто весь он идет не на понимание, а на рационализацию того, что заклинило в мозгах.
У интеллигента, как он всегда хвалится, такой почвы никогда не было. Его ценности невещественны. Мы бездомны, бессемейны, бесчинны, нищи — что же нам терять?» (А. Блок, «Интеллигенция и революция»)
Интеллигент же отрывается от корней (именно поэтому среди интеллигентов такое количество космополитов) и витает где-то в мире своих идей, которые сцепляются с действительностью лишь по какой-либо случайности.
Таким образом, всякий интеллигент — это отщепенец, и потому он вступает в противоречие с органической жизнью и историческим бытием общества и государства.
Между интеллигенцией и образованным слоем русских людей лежит пропасть, и не заметить ее может только слепой. Единственное, что их сближает, — это наличие образования, однако сами интеллигенты усиленно подчеркивали, что далеко не всякий образованный человек может быть причислен к интеллигенции.
интеллигентский подход: мужчины должны быть заменены на «тварей дрожащих», но зато — со «сложным» внутренним миром и кучей переживаний.
На мой взгляд, сие проливает свет если не на все наши беды, то, по крайней мере, на многие.