Я тут не так давно на тему корейцев-возвращенцев писал на другом форуме. Решил и сюда запостить, раз и тут така беседа идет. Татьяна, правда, высказалась, но я все-таки добавлю.
ЦИТАТА мне кажется, то, о чем написал А.Ланьков, касается, в основном, причин, по которым в Корее поощряется эмиграция, а нас интересуют причины, прямо скажем, враждебного отношения южан к своим этническим "родственникам", желающим вернуться на Родину Предков. и это относится не только к "нашим" корейцам, но и корейцам, которые были усыновлены/удочерены в той же Европе. то есть, их выкинули за борт, как ненужный балласт, а они теперь трепыхаются, ищут биологических мамаш, причем, некоторые вообще "почему-то" хотят жить и работать в Корее. КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Я, конечно, не кореец и многое вижу по-другому, со своей кочки. Тем не менее, рискну высказаться.
Я бы не сказал, что отношение к возвращенцам "враждебное". Оно - никакое. Когда еврей приезжает в Израиль, он сразу же оказывается в заботливых руках программы абсорбции. Его бросаются учить языку (непростому и очень непохожему на его родной индоевропейский), ему дают льготные кредиты, а чиновники помогают устроиться на работу и учебу. В Германии - такая же картина, хотя и во много меньших масштабах. Иначе говоря, в обоих государствах существует мощная и дорогостоящая сеть официальных программ помощи возвращенцам. Стоит это немало, особенно в Израиле. Однако Израилю а) нужны солдаты для его бесконечных войн с соседями; б) рабочие руки (отчасти по той же причине); в) бюджет у него все равно во многом финансируется извне, так что деньги тратятся американские.
А что в Корее? Потенциальные возвращенцы – это корейцы из стран, в которых сейчас уровень жизни заметно ниже, чем в Южной Корее, то есть корейцы КНР и СНГ (есть еще Латинская Америка, но там корейцев мало, уехали они недавно, и могут вернуться по семейным каналам). Сколько их? Примерно 2,5 миллиона. Даже если учесть, что поедут не все, на их переваривание все равно нужны очень большие деньги. И вот тут-то встает вопрос: «а оно нам надо»? Солдаты Корее как-то не требуются, да и рабочих рук вполне хватает. Каких-то особых навыков или ценных связей потенциальные возвращенцы тоже привезти в Сеул не могут. А средства лучше приберечь для неизбежной в будущем абсорбции Севера, где действительно будут серьезнейшие проблемы.
Посему этнические корейцы могут приезжать... на общих основаниях. Однако, приехав на общих основаниях, они сразу сталкиваются с двумя обстоятельствами.
Во-первых, корейское общество очень конкурентно, куда конкурентнее и жестче, чем общества Запада (причина проста: в стране практически нет социального обеспечения, и неудачник не может сидеть дома и пить пиво за казенный счет). Чтобы продвинуться надо: а) иметь образование и б) поддержку той или иной влиятельной общины (клан, семья, соученики, землячество). Возвращенцы, как правило, не имеют супер-пупер образования. Даже если они окончили университеты, это были университеты зарубежные. Понятно, что знание, скажем, российской бухгалтерии не слишком поможет в корейской фирме, где отчетность построена отчасти - по японскому, а отчасти – по американскому образцу. А еще терминология, а еще широкое использование китайских иероголифов в некоторых видах действительно серьезных бумаг! С поддержкой общины еще хуже. Карьера корейца, если он только он не супер-гений или супер-везунчик, определяется его связями по линии «сам ён» - клановые, земляческие, университетские связи. Понятно, что ни русские, ни китайские корейцы в такие игры не играют. Это означает, что они так и останутся на уровне работы «круглое - кати, плоское - кидай».
Во-вторых, корейское общество подозрительно к чужакам и сурово к неудачникам. Понятно, что возвращенцы всегда относятся к первой, а часто - и ко второй категории. Посему им кажется, что к ним относятся враждебно. Ничего подобного, к ним просто относятся как к чужакам, да еще и низко стоящим на социальной лестнице.
Конечно, для классного специалиста, особенно из западной страны, в Корее все дороги открыты. И если он кореец, то открыты еще шире. Таких возвращенцев немало в топ-менеджменте, финансах, инженерном деле, науке. Но сначала эти люди добились серьезного и реального успеха на своей новой родине, а уж потом прибыли в Корею.
Теперь о приемных детях, о корейских сиротах или отказниках, которых в огромных количествах (4-8 тыс. в год) усыновляли на Западе с конца 1950-х гг.
Приемным детям, действительно, хуже. Хотя если «удочеренная» барышня, выпускница Гарварда вздумает приехать на родину биологических предков, ее там, полагаю, не обидят (хотя не поедет она туда , в Штатах для этой категории специалистов зарплаты куда больше, даже с учетом высоких западных налогов).
Однако в целом «усыновленным», действительно, приходится хуже, чем прочим. Почему? Таскать мешки и класть кирпичи они не приучены и не собираются, а квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие места в Корее бывают, в общем-то, трех типов.
1) «Нормальные» корейские места. На них «усыновленные» претендовать не могут по тем же причинам, по которым на них не могут претендовать «возвращенцы» из Китая и СНГ. «Усыновленные» не знают языка, обычаев, не имеют принятого в Корее образования. Вдобавок, их западные привычки тоже на пользу не идут. Представьте: непонятно как, непонятно с какой стати, но какую-нибудь барышню с чисто корейской внешностью и с чисто шведским воспитанием взяли работать в корейскую фирму. И вот она туда приходит, вся такая западная, со всеми своими феминистскими идеями, с неприятием показной иерархии (иерархии и на Западе хватает, но там ее скрывают, а не демонстрируют), со стремлением видеть «харрррасссмент» в любом мужском взгляде, с готовностью шумно отстаивать свои права. Ну, и долго она там проработает?
2) Места посредников, которые служат мостом между корейскими и западными структурами. Переводчики, консультанты, представители, сотрудники внешнеторговых отделов и пр. Именно на таких местах занято большинство «корейцев-возвращенцев» из стран Запада и некоторые, особо удачливые, «возвращенцы» из стран не-Запада. «Усыновленным» там места тоже нет, потому что такая работа предусматривает хорошее знание как зарубежных (почти всегда американских) обычаев и привычек,так и их корейских эквивалентов. Поскольку «сироты» корейских привычек не знают, конкурировать с «возвращенцами» или всерьез учившимися на Западе корейцами им практически невозможно.
3) Места, где нужна экзотическая внешность. Это вовсе не обязательно танцовщицы или что похуже. Преподаватель языка, например, обычно относится к таким специальностям, да и вообще много в Корее мест где хотели бы сказать «А у нас и иностранцы работают! Настоящие иностранцы!» Но тут есть условие: иностранцы должны и выглядеть по-иностранному, как в голливудских фильмах. Большой нос – условие поступления, так сказать. «Усыновленные» с их 100% корейской внешностью совершенно для такой работы не подходит.
Впрочем, из 140 тысяч усыновленных (точнее, в основном, удочеренных) на Западе корейцев интерес к Корее проявляет только меньшинство, да и те, обычно, быстро разочаровываются. При первом же столкновении с реальностями Кореи эти барышни тут же осознают свою шведско-австралийскую сущность (и часто пишут на эту тему книги).