Дело тут не в одних китаистах. В России пока еще не привыкли к идее достойной зарплаты. Не привыкли платить. И не привыкли получать.
Как известно, в России существуют три класса населения:
1) Те, кто очень много работает и очень мало получает. Они зато утешены тем, что их труд одухотворен (ибо практически бескорыстен) и дает им право считать себя носителями духовности.
2) Те, кто очень мало работает и почти ничего не получает. Они могут сказать, что у них или запой, или поиски себя, или жизнь не сложилась из-за инородцев/евреев/ демократов/ мужа-пропойцы– и все их поймут и зауважают.
3) Те, кто совсем не работает и получает все. Их все очень ненавидят, но отчаянно стремятся к их образу жизни.
И только человек, которые хочет достойно получать за достойный труд, остается вне общества и подвергается остракизму со всех сторон - в ненависти к нему объединяются все: от ветхих бабушек-пенсионерок до олигархов.
Приведу 2 высказывания:
Незнакомая старушка на улице: «Разве молодежь будет работать? Молодежи деньги нужны!»
Знакомый топ-менеджер: « Да, я знаю, сколько стоит настоящий профессионал, который может справиться с этой работой. Но я не готов столько платить»
Эти люди поймут друг друга. И сомкнув строй, плечом к плечу, чеканя шаг, поведут нас по направлению к ближайшей пропасти.
Недостойная ситуация поддерживается всеми - и теми кто не платит, и теми, кто не ценит на деньги свой и чужой труд, считает, что труд за деньги – это позорно. Поэтому Праздник Непрофессионализма - это праздник, который пока еще всегда с нами. Доходит до смешного. Как-то раз я просматривала рекламный каталог какого-то бутика. Гламур там старательно изображали очень милые очкастенькие девочки с толстенькими коленками, небольшими пузиками и серьезными честными лицами. Вероятнее всего, в качестве моделей бутик использовал секретарш или бухгалтерш. В то же самое время моя подруга отчаянно искала себе секретаршу, но на собеседование упорно приходили девицы, доверительно сообщавшие, что английский они не слишком разумеют, зато окончили курсы фотомоделей. Почему складывается ситуация, когда секретарши рекламируют дорогую одежду, а фотомодели идут в секретарши? А потому, что российский работодатель еще очень часто принципиально предпочитает человека непрофессионального - и не только потому, что ему можно меньше платить, но и потому, что у такого работника нет профессиональной гордости. Вообще нет гордости. (Помните товарища на форуме, который возмущался, что переводчик не хочет сопровождать его в ночных прогулках?)
Положительные примеры все же есть. Некоторые работодатели понимают, что, недоплачивая работнику, они обманывают только самих себя. Но и нормальному профессиональному работнику, и нормальному здравомыслящему работодателю очень трудно пробиться через стену, которая создается большей частью общества.
По поводу высказывания Привет: мне ( бывшему преподавателю СПбГУ) никогда не пришло бы в голову упрекнуть в бедственном положении преподавателей студентов. «Платники» очень часто бывают лучше «бесплатных» студентов. Многие семьи платят за обучение из последних денег, при этом студенты остаются совершенно бесправными – и в смысле выбора преподавателя, и в смысле качества образования. Странно ждать, что бедные студенты, забыв про собственные невзгоды, бросятся воевать за права преподавателей. Если экстраполировать Вашу логику, Привет, то и Те Кто Учит, обязаны отказаться от собственной зарплаты - пока не выправилось социальное положение ….. к примеру м-м-м…тех, кто лечит. Ведь вырезать кучу аппендицитов куда тяжелее, чем проверить стопку тетрадей. Так получается?
Вообще же ситуацию с учебными заведениями улучшить гораздо сложнее. В бизнесе плоды дурных и глупых деяний вызревают гораздо быстрее. И очень часто падают на голову непосредственно тому, кто пожадничал, сглупил, думал проехаться и т.д. Сегодня ты для экономии нанял недоучку, а завтра рухнул твой бизнес..Поэтому ситуация, надеюсь, будет меняться к лучшему. В сфере науки все не столь прямолинейно. Возможно, тут поможет формирование в широких слоях общества правильного понимания, как соотносятся профессионализм, труд и деньги.