Экстремальное вождение в городе Каждый раз, вставляя ключ в замок зажигания и выезжая на дорогу, мы и представить себе не можем, что ждет нас на дороге, какую ситуацию создаст соперник, какие сложности он нам готовит. К счастью, в экстремальные ситуации на дороге мы попадаем редко. Беда в том, что большинство водителей, привыкнув к спокойной езде, теряют необходимые навыки поведения в нестандартной ситуации.
Спортсмены, например, не позволяют себе пропускать систематические тренировки, постоянно поддерживая себя в форме. Так почему же водители считают, что, однажды научившись водить автомобиль, они превратились в ассов дороги? Ведь совершенству нет предела...
Городской экстримНе так давно в нашем лексиконе появился термин
«экстремальное вождение». У большинства автолюбителей он вызывает лишь улыбку. Конечно, кто же собирается, например, в центре города выполнять «полицейский» разворот или гонять на скорости 240 км/ч? Хотя, и такие, к сожалению, найдутся. Но сейчас речь не об этом. Экзерсисы с дымом из-под колес и визгом покрышек невероятно красиво смотрятся где-нибудь на специальном испытательном полигоне, а на городских дорогах могут стать убийственными в прямом смысле этого слова.
Однако экстремальное вождение, это не столько умение носиться на бешеной скорости, как думают многие, сколько умение вести себя в нестандартных ситуациях - не теряться и не паниковать, судорожно нажимая на все педали одновременно и резко выкручивая руль, вводя машину в занос.
По словам инструкторов по экстремальному вождению, многих водителей, которые приходят в школу, приходится банально «ломать». Для этого на специальной площадке предлагается выполнить три упражнения, которые моделируют основные сложные ситуации на городских дорогах.
Первые минуты занятий тратятся на демонстрацию правильного положения водителя в кресле, расположения рук на руле. Если начинаешь спорить и доказывать, что тебе так неудобно, инструкторы тут же смоделируют внештатную ситуацию на дороге и покажут, что может случиться с водителем. Так, водительское сиденье должно быть отодвинуто на такое расстояние, чтобы левая нога, выжимая педаль сцепления до пола, оставалась при этом лишь слегка согнутой в колене.
Что касается положения рук на руле, то инструкторы рекомендуют положение «3 и 9 часов» или «2 и 10 часов». Однако первый вариант более предпочтителен по той простой причине, что на поворотах за одно движение рукой руль совершит достаточно большой круг, и не нужно будет делать несколько мелких перехватов, теряя при этом драгоценное время.
Пробки на дорогахУпражнение «на габариты» поначалу кажется немножко... детским, и воспринимать его всерьез не хочется. Подумаешь, проехать между двумя пластмассовыми стойками. Это, что ли, то самое хваленое экстремальное вождение?
«Каждый раз, подъезжая к этим стойкам, вижу снисходительную улыбку на лице ученика» - говорит инструктор экстремального вождения, заметив мою ухмылку.
Свою ошибку понимаешь сразу, как только при попытке вписаться в первый из десяти проемов, правым боком сшибаешь стойку. Недоумение в моих глазах развеселило инструктора: «Дело в том, что большинство из водителей отлично «чувствуют» левый бок машины, но при этом правая сторона остается «чужой».
Расстояние между двумя стойками равно среднему размеру легковой машины, и ни сантиметром больше - попробуйте-ка проскочить между ними на скорости. Инструктор делает это легко и непринужденно, при этом стрелка на спидометре замерла где-то в районе 70-80 км/ч. Освоив это упражнение, лавировать в транспортном потоке можно будет практически с «закрытыми глазами».
Неожиданное препятствиеВторое упражнение рассчитано на экстренное торможение и одновременный объезд препятствия. Меня попросили пристегнуться и хорошенько держаться. Впереди ровной полоской маячили буйки, которые выступали в роли, например, забытого дорожными рабочими ограждения, открытого люка, резко затормозившей машины или неожиданно выскочившего пешехода.
Автомобиль разогнался до 90-100 км/ч и буквально за пару-тройку метров до препятствия инструктор резко утопил педали тормоза и сцепления в пол и дерзко крутанул руль вправо. Машина круто, но послушно совершила объезд неожиданной дорожной закавыки. Упражнение эффектное и не очень сложное.
Повороты и заносыНу, и упражнение на выход из заноса. Непредсказуемая зима, превращающая дороги то в месиво, то в голый лед, опасна ситуациями с «лихо закрученным сюжетом». Впервые мне удалось наконец-то понять, что значит «втягивать» машину в поворот. Рассказать об этом сложно, нужно почувствовать. Сразу оговорюсь, когда мне предложили выполнить банальную «змейку», улыбаться уже не хотелось, поскольку предыдущие демонстрации показали, что все не так просто.
Проехать «змейку» без ошибок так, как учили в автошколе проще пареной репы - поворот руля начинаешь тогда, когда передняя фара сравнялась со стойкой (при этом скорость, если вы помните, равна от силы 10 км/ч)... Ну, и так далее. Гораздо сложнее ехать зигзагом на средней «городской» скорости, не задев при этом буйки и не войдя в занос.
Если все выполняешь правильно, то чувствуешь, как автомобиль послушно «втягивается» в повороты. Достигается сей эффект за счет правильного обращения с педалью газа - на входе в поворот газ добавляем, на выходе - чуть отпускаем.
Совершенству нет пределаКонечно, в нештатные ситуации на дорогах мы попадаем нечасто и каждый вправе решать сам, насколько ему необходимо тратить время и деньги на какие-то дополнительные занятия. Но разве повышение профессиональной квалификации кому-то когда-то мешало? Представьте себе, что большинство водителей будут хотя бы раз в полгода совершенствовать свое мастерство. Думаю, тех самых пресловутых экстремальных ситуаций на дорогах станет гораздо меньше.
Ну, и напоследок немного статистики из Росгосстраха. Так, для раздумий. За прошедший год из 63 учеников одной из школ экстремального вождения в ДТП попали всего 7 человек, при этом в пяти случаях вина лежала на другом участнике аварии.
Елена Николаева, специально для Леди@Mail.ru