Знаете, мне просто страшно... Вы хотите убивать- и ничего больше...
Уважаемый pes!
Страх – болезненная реакция. Простите, я не хотел причинять Вам боль.
Теперь по существу вопроса. Анализ – это действительно, говоря сказочным языком, «мертвая вода». Синтез – «живая». Чтобы вернуть богатыря к жизни сказка не случайно использует и ту, и другую. Вы говорите, критика разрушительна (простите, что артикулирую за Вас, но Вы так немногословны). Я согласен с этим. Но пока мы не разберемся, что к чему, «оживлять» будет просто нечего.
Вам жалко страданий великого человека. Вы считаете использование его образа ХвЗ пляской на костях и грязным пасквилем (простите, я опять артикулирую вместо Вас, но я так Вас понял). Но Сахаров сознательно выбрал свой подвиг, сам пошел на тот крест без которого, возможно, не состоялся бы как личность. Во всяком случае, не был бы тем нравственным авторитетом, на который многие смотрят как на некий символ и на защиту которого очень решительно встают.
А мне жалко также те миллионы простых людей, которые были убиты, чьи судьбы были сломаны, кто умер раньше времени или спился в ходе неразберихи последних десятилетий. Они вовсе не герои, а просто жертвы истории. Они не хотели подвигов, они хотели жить, как они привыкли, или хоть как-нибудь по-человечески. Неразбериха, тот самый недостаток анализа, всегда приводит к дополнительным жертвам.
Приведу простой пример. Ругаемая многими инквизиция за все века своего существования казнила сотни, ну, может быть, несколько тысяч ведьм и еретиков. В своей работе она подчинялась строгим процессуальным нормам и церковным канонам. Доля оправдательных приговоров была весьма велика. Как только протестантские страны вместе с властью католической церкви ликвидировали у себя и суд инквизиции, число жертв значительно возросло. Количество «женщин, похожих на ведьм», казненных без всякого суда голосующими сердцем простыми христианами, достигло в протестантских странах сотен тысяч. Так вот, в свете этого примера осмелюсь спросить:
1) Несут ли какую-нибудь ответственность основатели духовных движений за безобразия, учиненные последователями, собравшимися под их знаменами?
2) Могут ли быть критикованы (осмыслены), в том числе в художественной форме, позиции Лютера и Кальвина или эта критика считается недостойным пасквилем, глумлением над великими людьми?
Для себя я считаю, что попытка что-то понять вовсе не есть убийство, хотя иногда приходится пользоваться не только глубинной мудростью художественного прозрения, но и простым хирургическим инструментом абстракции. А если ситуация внутренне проясняется, то это как правило приводит к уменьшению количества случайных жертв.
—————————————————————————————————————————-
Дай, друг на счастье лапу мне
С.Есенин