Автор Тема: Даосизм: целостное ли религиозное учение?  (Прочитано 86188 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #100 : 03 Ноября 2006 20:47:26 »
мы говорим о разных этапах совершенствования.А формула,выработанная в своё время знаменитым даосом Чэнь Туанем

精化气,气化神,气化虚-

Ааа, понял! Раз на бумаге записано одно за другим - значит разные, последовательные этапы. Понятненько. :)
壯士一去兮不复還

Оффлайн Chu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1337
  • Карма: 57
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #101 : 03 Ноября 2006 21:39:19 »
Уважаемый 天師

Вы меня разочаровываете даже больше,чем я ожидал.

Есть вещи и концепции ,которых просто не может не знать человек,пытающийся рассуждать о даосизме.Всё было бы ничего,но явное невежество подкрепляется просто фантастической уверенностью в своей исключительности и причастности к истине.

Я попытался намекнуть на некоторые фундаментальные концепции,но вы просто не понимаете,о чём идёт речь.
В таком формате продолжение беседы смысла не имеет.

Давайте сделаем так.Я вам предложу прочитать каую-нибудь даосскую книжку для ознакомления.И после того,как вы закончите чтение,мы её обсудим.

Как вам такой вариант?

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #102 : 03 Ноября 2006 22:20:53 »
Уважаемый 天師

Вы меня разочаровываете даже больше,чем я ожидал.

Есть вещи и концепции ,которых просто не может не знать человек,пытающийся рассуждать о даосизме.Всё было бы ничего,но явное невежество подкрепляется просто фантастической уверенностью в своей исключительности и причастности к истине.

Я попытался намекнуть на некоторые фундаментальные концепции,но вы просто не понимаете,о чём идёт речь.
В таком формате продолжение беседы смысла не имеет.

Вот те раз...а счастье было так возможно  ;D..г-н Чу со мной соглашался, соглашался..а в итоге бац ..."опять двойка" ;D



Давайте сделаем так.Я вам предложу прочитать каую-нибудь даосскую книжку для ознакомления.И после того,как вы закончите чтение,мы её обсудим.

Как вам такой вариант?

Замечательный вариант. Неужто в оригинале ? Это что же получается? Я по китайски всам деле читать могу? Самоучкой выучившись? И г-н Чу верит в мои силы? Урррррррра!!!!!Банзай!!!!!!!

Все, сегодня выпью на радостях за г-н Чу здоровье.

Жду книжку, г-н Чу.

壯士一去兮不复還

Оффлайн Chu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1337
  • Карма: 57
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #103 : 04 Ноября 2006 00:02:44 »
Ну да,двойку вы схлопотали ;D

Честно говоря,я не уверен,что вы готовы читать древние даосские тексты.Дело даже не в том,что вы самоучка.Просто у вас многовато собственных концепций по этому поводу.Будет мешать  читать.Ну и ваш  уровень китайского мне не совсем ясен.

Тем не менее,это будет гораздо полезней,чем та бурда,которой мы здесь с вами занимаемся.

Попробуйте почитать две штучки связанные с именами знаменитых даосов Чжун Лицюаня и Люй Дунбина.
Прочитайте оба трактата-они связаны друг с другом.

钟 吕 传 道 集-    http://www.daoism.cn/up/data/ZHLSHF/l07zhlch.htm      или здесь           http://www.ctcwri.com/book.asp?id=7
灵 宝 毕 法-       http://www.daoism.cn/up/data/ZHLSHF/l05lbbf.htm         или здесь           http://www.ctcwri.com/book.asp?id=5

Эти работы принадлежат к наиболее ранним произведениям по внутренней алхимии.

Желательно было бы читать полными иероглифами.Если найду в интернете,я вам адрес скажу.

Большая просьба-не надо опубликовывать на форуме ваши переводы.Но если что-то неясно-спрашивайте :)

Оффлайн Victor_V_V

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1733
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #104 : 19 Февраля 2008 04:53:44 »
Попробуйте почитать две штучки связанные с именами знаменитых даосов Чжун Лицюаня и Люй Дунбина.
Правильнее писать: даосов Чжунли Цюаня (редкий случай фамилии из 2 иероглифов) и Люй Дунбиня.
Подобные ошибки отнюдь не свидетельствуют о знании.
« Последнее редактирование: 19 Февраля 2008 04:57:27 от Victor_V_V »

Оффлайн Victor_V_V

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1733
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #105 : 19 Февраля 2008 06:34:44 »
3.Вам известно,что в древности было три возможных написания этого иероглифа.Почему?
Хоть разговор и старый, но момент остался непрояснен:
Мне известно об этих 3 написаниях:
(первый вариант соответствует 氣)

« Последнее редактирование: 19 Февраля 2008 06:38:50 от Victor_V_V »

Оффлайн severin

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 6
  • Карма: 0
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #106 : 30 Марта 2009 02:19:45 »
Сегодня можно говорить, что даосизм - это языческое верование. Много богов-духов, демоны, верхний мир, нижний мир и т.д.
Держись на ногах, дружок.

Оффлайн Victor_V_V

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1733
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #107 : 04 Апреля 2009 12:00:09 »
Сегодня можно говорить, что даосизм - это языческое верование. Много богов-духов, демоны, верхний мир, нижний мир и т.д.
То же самое можно сегодня говорить и о христианстве: это модификация языческого верования, ангелы-демоны, верхний мир, нижний мир, свечки-иконы, одежды и т.д.
Есть что по сути? :))

Оффлайн konovalov

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 17
  • Карма: 1
Предлагаю несколько развернуть тему. А каковы лики даосизма вообще? Впору утверждать, что в головах увлеченных россиян бытует совершенно особая иллюзия даосизма, некое "дао-цзяо.ру". Но совокупность этих идей создает парадигму нашего российского понимания даосизма. Может ли это понимание развить и обогатить идеологическую жизнь мира? Загадка...

Вот к примеру лик даосизма из книги "Культурная почва и социальные корни китайской организованной преступности":



Процессы специализации мысли по сферам человеческой практики, продолжавшиеся в периоды «Весны и осени» и «Борющихся царств», не только вызвали к жизни упомянутые нами выше учения, но породили и необъятный пласт культуры мышления китайской нации, называемый – даосизмом. Его формирование на стыке рафинированной мудрости, сформулированной, по выражению автора трактата «Хань шу», «придворным летописцем»  [55, с.1] и банальной веры в колдовство заложили во многие аспекты даосской мысли парадоксальность, которую западная логика не всегда может понять и, потому, идеализирует, китайская же логика до новейшего времени и не стремилась понимать, принимая за само собой разумеющееся.

То, что мы сегодня называем идеологией даосизма, есть сосредоточение мыслей определенного рода, которые трудно расчленить, не убив «даосский дух». Эта особенность связана с состоянием духовной среды, из которой вышла даосская культура. Среда эта состояла из некоторого множества представлений людей о государственном и общественном устройстве, веры в духов, колдовства и алхимии.

Многие современные ученые, размышляя об истории даосизма, принимают в расчет два его воплощения столь же связанных друг с другом, как и противостоящих одно другому – элитарный «философский даосизм» (дао-цзя) и массовый «религиозный даосизм» (дао-цзяо). По мнению автора настоящей работы, на формирование этого мнения большое влияние оказали источниковедческие методы исследований, которые действительно позволяют прийти к выводу о наличии двух пиков в развитии даосской мысли – доциньском (конец периода «Весны и Осени» - «Борющихся царств»), когда преобладали даосские источники протофилософского содержания, и позднеханьском (с конца существования династии Восточная Хань), когда появились источники, преимущественно фиксировавшие духовные аспекты веры в сверхъестественное.

Однако, рассматривая эволюцию даосизма с точки зрения развития китайской культуры мышления, в целом, и применяя герменевтические подходы, можно заметить, что даосы не только пользовались теми же терминами, что и представители современных им школ мудрости, но и многие идеи древних мудрецов носили сходный характер, различаясь лишь в деталях и интерпретациях. На этом основании мы можем предположить наличие единого источника духовных движений доциньского Китая – некой древней веры предков современных китайцев. Возможно, на базе этой веры и в форме сопряженных с нею социальных структур – клановых религиозных групп – сформировались первые учения и школы древнего Китая.

На историческом этапе от Восточного Чжоу до Восточной Хань в процессе умножения в обществе социальных ролей наметилось разделение научной и религиозной мысли, что открыло возможность существования идеологиям утилитарной направленности. Посему нужно признать условным не только деление даосизма, на философский и религиозный, но и отказаться от строгого деления философских взглядов в доциньском Китае. Согласившись, что школы скорее различались позициями мудрецов, стоявших во главе, чем методологиями и объектами интереса.     

Это позволяет объяснить, почему даосизм эпох «Весны и осени» и «Борющихся царств» можно представить как единый порыв множества параллельных и тесно сопряженных течений. Исследователь методов древнего мышления Ли Цзяньшэн вслед за историком китайской философии Гэ Чжаогуаном выделяет как минимум четыре течения доциньской даосской мысли: «Мысли первого течения, позднее получившего название «Учение Хуан-ди» (Хуан-ди чжи сюэ) или «даосизм школы Цзися» (Цзися дао-цзя), изложены в написанной на шелке книге «Хуан-ди шу», найденной близь местечка Маваньдуй в могиле датируемой периодом Хань, и нескольких главах трактата «Гуань-цзы», приверженцы которого уделяли внимание практическим знаниям и техникам; еще одно течение даосской мысли представлено ранним полусторонником теории «инь-ян», полунумерологом Фан Ли и другими; направление, запечатленное в книге «Лао-цзы» и рассматривавшее путь человека как путь космический; течение, искавшее трансцендентную духовность внутри человека и в трактате «Чжуан-цзы», делавшее упор на запредельную духовность человека» [52, с.84]. 

Косвенно о «многопоточности» даосской мысли может свидетельствовать и то, что в период «Борющихся царств» одновременно рождались непростые для понимания идейные конструкции и снаряжались экспедиции на поиск мифических гор Пэнлай и Фанчжан, по преданию являющихся местами обитания бессмертных святых (речь идет об экспедициях, снаряженных между 378 и 324 гг. до н.э. цискими Вэй-ваном и Сюань-ваном, а также в 311-298 гг. до н.э. яньским Чжао-ваном). На путь поиска правителями направлялись придворные колдуны, гадатели и алхимики того времени – «фан-ши» [41, с. 17].

Поддержка политических лидеров в деле расширении кругозора своих современников-даосов и их активное «соучастие» в поисках святости и бессмертия позволяют нам сделать простой вывод – ранняя даосская (или протодаосская) мысль, зафиксированная в письменных памятниках, во многом «питалась» ресурсами власти и общества. Если профессиональные философы и мистики существовали, значит, они создавали духовные продукты, имевшие определенный общественный спрос. Однако трудно себе представить, чтобы широким спросом пользовалась рафинированная философская мысль. Подобных примеров, в истории человечества не было никогда. Любая высокая теория может существовать только в узком кругу подготовленных для ее восприятия и передачи лиц, с выходом на более-менее широкие общественные просторы она профанируется.

Опираясь на имеющиеся источники, мы можем с уверенностью утверждать, что в доциньском Китае власть прямо или косвенно выступала «заказчиком» отвлеченного мудрствования и механики даосских чудес. «В главе «Тайши-гун Цзы Сюй» трактата «Ши цзи» сказано: «[Школы] Инь-ян, Конфуция, Мо-цзы, номиналисты-«мин-цзя», легисты, даосы – все, занимались вопросами правления» [52, с.92].

При дворах правителей Поднебесной вклад в сотворение духовных ценностей даосизма вносили гостюющие и служилые интеллектуалы (мэнь-кэ, ю-ши). Но лишь со сменой общественных условий к концу династии Восточная Хань (25 – 220 гг.) «придворная» даосская мысль окончательно размежевалась с наукой, слилась с народным даосизмом и, оформившись как последовательная религиозная доктрина, получила широчайшую социальную опору, стала духовной средой, порождавшей новые письменные памятники.

Как и другие учения своего времени, даосизм вобрал в себя критику современных ему общественных порядков. Отрицание обыденности стало заметно в даосских источниках уже в доциньскую эпоху. Китайский исследователь древней философии Ли Цзяньшэн пишет: «Прежде всего, [даосские] способы отрицания имеют тесную связь с духом скептицизма доциньской эпохи. В «Ши цзине» сказано: «Небесный мандат не постоянен» (Тянь мин ми чан) (часть «Да я», стих «Вэнь-ван»), в главе «Цзюнь Ши» трактата «Шан шу» говорится: «Небо не надежно, лучший способ – следовать путем добродетельного государя» (Тянь бу кэ синь, во дао вэй нин ван Дэ). Чжоуская религия не смогла остановить падение доверия людей к «Небесной воле». «С упадка религии началось превращение Неба в одну из сущностей Природы, что совпадало с практическими знаниями человека, накопленными после пробуждения его мудрости» [52, с.87].

Но в отличие от легистской и конфуцианской, например, даосская критика сопровождалась магическими демонстрациями и играла на извечном страхе людей – страхе смерти, что обеспечило ей более глубокий отклик в сердцах правителей, аристократов и простых людей.

Кого же принято считать «солью земли» доциньского даосизма? Слава основателя даосского учения принадлежит Лао-цзы. Однако вопрос о реальности личности Лао-цзы окончательно не закрыт. В главе «Лао-цзы чжуань» трактата «Ши цзи» он упоминается то, как Лао Лай-цзы, то, как «чжоуский придворный архивариус» (Чжоу тайши дань), то, как Ли Эр [63, с. 16]. В трактатах «Хань Фэй-цзы», «Чжуан-цзы» и «Люй ши чуньцю» он упоминается под именем Лао Дань [63, с. 16]. Сегодня самой распространенной является версия о том, что фамилия Лао-цзы была Ли, имя Эр, прозвище Дань. Родился он где-то в конце периода «Весны и осени» или во времена «Борющихся царств»  в селении Цюйжэньли, волости Лисян, уезда Кусянь, царства Чу (ныне территория г. Бочжоу провинции Аньхой) [55, с. 15]. По другим источникам Лао-цзы – уроженец княжества Пэй. Споры о возможных датах, событиях его жизни и возрасте не утихают по сей день. Его авторство трактата, известного нам под названиями «Лао-цзы», «Лао-цзы дао-дэ цзин» или «Дао-дэ цзин», также весьма условно (подробнее см. [63], [55]). Продолжаются споры и о времени создания этого трактата, но многие склонны считать, что предположительная дата его появления лежит где-то около 300 г. до н.э. Как отмечает известный ученый Сюй Дишань в работе «История даосизма», некоторые части «Дао-дэ цзина» весьма противоречивы и не последовательны в плане излагаемых мыслей [63, с.24]. Многие признаки указывают на то, что и сведения о личности Лао-цзы, и текст «Дао-дэ цзина» являются продуктом эпохи, общества и творчества нескольких безвестных авторов.

Нам, как носителям другой культуры, следует учесть еще и то, что смысл «Дао-дэ цзина» практически невозможно транслировать на русский язык, так как он предельно конкретен и чрезвычайно парадоксален. Вдумываясь в значение текста, переводчик скоро замечает, что его логика не позволяет сделать перевод с желаемой степенью адекватности оригиналу. В итоге, он оказывается перед «дилеммой психиатра» – принять логику «больного» и «сжечь мосты во внешний мир» или пытаться навязывать «больному» свою логику, заранее зная, что этим он обрекает «лечение» на провал… 

Роль еще одного крупнейшего столпа даосского учения принадлежит Чжуан-цзы (ок. 369 – 286 гг. до н.э.). Впрочем, о его личности также известно мало.  Сыма Цянь в тракте «Ши цзи» писал о нем: «Чжуан-цзы, уроженец местности Мэн, именной иероглиф Чжоу. Чжоу служил чиновником, заведовавшим плантацией лаконосных деревьев в местности Мэн во времена лянского  х**-вана и циского Сюань-вана» [55, с.65].  В современных исследованиях наиболее часто высказывается мнение о том, что Чжуан-цзы родился в уезде Мэн, царства Сун (ныне либо уезд Шанцю, провинции Хэнань, либо уезд Цао, провинции Шаньдун, либо уезд Мэнчэн, провинции Аньхой, КНР) [55, с.65].

Чжуан-цзы считается автором одноименного трактата, но разница в количестве глав, упоминаемых различными источниками, непоследовательность в изложении одних мыслей при наличии «сквозных» идейных концепций, свидетельствует в пользу того, что на протяжении многих эпох трактат «Чжуан-цзы» дописывался и редактировался [63, с.74-80]. Но, несмотря на то, что аналитический подход к основополагающим текстам доциньского даосизма дает почву для разного рода сомнений, в Китае на протяжении веков все возникающие колебания мыслей устранялись комментариями авторитетов к тем же самым текстам. Реальный историзм всегда уступает место тому, что большинством принимается за исторический факт. В этом смысле для нашего исследования также не важно кто был автором «Дао-дэ цзина» или «Чжуан-цзы», важно лишь то, как мысли, изложенные в письменных источниках и профанированные комментаторами, воздействовали на мистически настроенного и суеверного человека, к каким общественным объединениям и поступкам они его толкали.

Образы Лао-цзы и Чжуан-цзы к нашему времени затмили своими фигурами многих других древних мудрецов. В современном китайском языке их имена даже используют как синоним словосочетания «философский даосизм» - «Лао Чжуан чжи сюэ» (Учение Лао-цзы и Чжуан-цзы). Тем не менее, до нас дошли разрозненные сведения и о других течениях даосской мысли от Лао-цзы до Чжуан-цзы внесших свой идеологический вклад в даосскую «кухню»:

- даосизм Гуань Иня. Считается, что он принадлежал к первому поколению учеников Лао-цзы. В главе «Бу эр пянь» трактата «Люй ши чуньцю» упоминается о школах Лао-цзы и Гуань Иня, при этом говорится, что «Лао-цзы ценил мягкость, а Гуань Инь ценил чистоту» [63, с. 44]. Более того, в трактате Сыма Цяня «Ши цзи» Гуань Иню приписывается соучастие в появлении трактата «Дао-дэ цзин» [63, с.21-22];

- даосизм Ян Чжу. О самом Ян Чжу и его учении известно мало, в основном по эпизодам, описанным в трактатах «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы», «Хань Фэй-цзы», «Люй ши чуньцю», «Хуай Нань-цзы». Говорят, что он вел жизнь отшельника, с чем связывается особая индивидуалистическая направленность его мыслей [55, с.3];

- даосизм Сун Сина и Инь Вэня.  О личностях Сун Сина и Инь Вэня практически ничего не известно. Имеются сведения об их идеологии альтруизма, мира, противостояния войне. [55, с.3];

- даосизм Пэн Мэна, Шэнь Дао, Тянь Пяня. Сведения о том, что они могут представлять одно даосское течение, имеются в главе «Тянься пянь» трактата «Чжуан-цзы» [55, с.3]. В трактате «Люй ши чуньцю» упоминается, что Тянь Пянь «учил циского правителя управлению государством» [55, с.3]. Шэнь Дао был автором трактата «Шэнь-цзы», а некоторые аспекты его идей трансформировались в идеи учения легизма [55, с.3];

- даосизм Ле-цзы. Ле-цзы многократно упоминается в трактате «Чжуан-цзы». В «Люй ши чуньцю» его идеи характеризуются кратко «Ле-цзы ценил пустоту» [55, с.4].

В различных источниках упоминаются также имена живших в рассматриваемый период философов Вэнь-цзы, Гэн Санчу, Цзе-цзы, Хуань Юаня, но выяснить особенности их мышления сегодня не представляется возможным. Нельзя восстановить и особенности устных традиций шаманско-колдовских линий передачи знаний о мире, так или иначе участвовавших в сотворении даосской культуры мышления. Продолжаются споры о методологии и идеологическом значении гадательных практик, оказавших влияние на становление многих базовых концепций даосизма. Можно лишь отметить, что различные выражения даосской культуры в период от Лао-цзы до Чжуан-цзы начали письменно осмысляться, формируя, таким образом, базу для утверждения даосской мысли во всех ее ипостасях.

При всем многообразии проявлений даосской мысли несомненно лишь то, что всех даосов объединяет положение в центр учения представлений о Дао (Пути). Хотя само понятие Дао – не даосская прерогатива. Французский китаевед М. Гране в своей работе «Китайская мысль от Конфуция и Лаоцзы» писал: «Все авторы, как даосские, так и другие, используют термин «дао» для обозначения совокупности остающихся очень близкими идей, даже если они принадлежат к системам взглядов заметно разной направленности. В основе любого истолкования Дао находятся понятия порядка, всеобщности, ответственности и действенности» [8, с.209].

Между доциньским даосизмом и современными ему учениями можно провести множество параллелей. Скажем, общий метод обращения к историческим прецедентам для доказательства собственных взглядов или терминологическая общность, как в следующих взятых из «Лунь юя», но звучащих вполне по-даосски фразах: «Направь волю на [постижение] пути-«дао», опирайся на [накопленную] добродетель-«дэ», [в поступках] придерживайся добродетели-«жэнь», действуй [словно упражняешься в шести] искусствах» [34, с.77] или «Небо наделило меня добродетелью-«дэ», что мне [прокуратор] Хуань-туй» [34, с.85].

Своеобразие даосизма следует скорее искать в даосской критике. Стремясь к увеличению в субъекте силы, распространяющей влияние на окружающих людей и предметы, даосы связали освящающую право власти магическую добродетель-«дэ» с жизненной силой. Этим они предельно обобщили Дэ и, тем более, порождающий эту добродетель путь-«дао». Эта революционная идея дала возможность рассчитывать на святость не только благородным господам-«цзюнь-цзы», но всем обладающим жизненной силой существам. Отныне к святости вело два пути – путь накопления добродетели-«дэ» и путь накопления жизненной силы.



Оффлайн konovalov

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 17
  • Карма: 1
И далее....



Эта ориентация была связана не только с широтой методов даосизма, но и его психологизмом, неминуемо возникающем в практике применения избранных методов, например, в попытках соединения ритма жизни человека с ритмом вселенной. Погружаясь во внутренний мир человека, даосы в современных им терминах констатировали его бессилие перед лицом мироздания, общественных и психологических процессов. Это вытолкнуло их на особый путь «наблюдателей жизни из-за ограды господского садика». Именно эта позиция позволила даосам в мире общинной коммунальности ставить индивидуалистические цели, бывшие философическим продолжением человеческого эгоизма, себялюбия и стремления к силе. Даосизм в определенной степени проявил себя как индивидуализм древности. А еще даосизм можно назвать «мышлением стариков», любой думающий пожилой человек, наблюдая за поколениями людей, идущими за ним, отметит, что каждое из них открывает для себя одни и те же истины, но делает это, опираясь на различные источники и события. Единство в многообразии – не доказательство ли это наличия единого принципа Мира?

Отдельные следы чаяний и страхов китайцев зафиксированы в их языке. Желая обозначить печаль и горести земной жизни, в Китае до сих пор говорят: «Шэн лао бин сы», что в вольном переводе звучит «Жизнь, есть жизнь», в дословном же «Жизнь [заканчивается] старостью, болезнь – смертью». Эти надежды и трепет современников, их стремление к спокойной и сытой жизни, отсутствию болезней и долголетию, стали базой общественного спроса, объединившей идейно разношерстный отряд мыслителей, алхимиков, гадателей и шаманов. Даосизм строил свою базу на стремлении простых людей и могущественных чжухоу к тому, чего у них не было – к бессмертной святости.

К концу периода «Борющихся царств» движение даосской мысли в этом направлении привело к появлению нового течения даосизма – «Учения Хуан-ди и Лао-цзы» (Хуан Лао чжи сюэ), получившего свое полное развитие, позднее, во времена династии Хань. С тех древних времен в даосизме наметилось преобладания «физики» и «биологии» над общественной моралью. По крайней мере, вне даосских моральных координат балансирует на грани приемлемости рассуждение о том, что и мясник, ловко разделывающий тушу, не натыкаясь на кости, и безжалостно убивающий разбойник, равно демонстрируют обладание добродетелью-«дэ» и ведомы круговоротом пути-«дао».

Что же такое «дао» и «дэ»? Первое, что бросается в глаза – неразрывность самих этих понятий. В главе «Синь шу шан» трактата «Гуань-цзы» сказано: «[Обладающий] Дэ, вмещает [в себе] Дао» [55, с.27]. Исследователь Даосизма Лю Цзэнхуй в работе «Аспекты даосской культуры» приводит следующие суждения о Дао, Дэ и их соотношении: «Дао – это обозначение источника мира. Дэ – это обозначение присутствия источника [мира] в вещи (вещах)… В форме вещи и ее смысле (назначении) проглядывает Дэ – признак Дао… Дэ – это проявление и действующая сила Дао… В человеческом обществе, например, имеется множество проявлений Дао. Вся совокупность этих проявлений составляет чувственный опыт человека. Чувственный опыт диктует принципы поведения различных типов людей. Люди следуют принципам поведения, постепенно постигают их, используют свое мышление, чтобы понять их и овладеть ими, накапливают их в сердце – это и есть Дэ…»  [55, с.27].

Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что категория «дэ» – наиболее «удобный» для умозрительного познания объект, так как он позволяет нащупать поток Дао. Поэтому именно эта категория и была выбрана даосами в качестве инструмента мысленного постижения Дао. Уже в «Дао-дэ цзине» Лао-цзы было сделано принципиально важное различение: «Шан дэ» (высшее Дэ, изначальное Дэ) и «Ся дэ» (низшее Дэ, последующее Дэ). В трактате «Дао-дэ цзин» сказано примерно следующее: «Высшее Дэ не [существует там, где есть] целенаправленное действие, но нет ничего, что бы делалось [без высшего Дэ]. Низшее Дэ [существует там, где есть целенаправленое] действие, но оно [всего лишь] сопутствует действию» [55, с.27].

Разделение категории «дэ» на две составные части задает человеку перспективу и направление совершенствования (сю). Видимо даосским мудрецам было понятно, что если путь-«дао» подобен пустыне, то человеку не жить. Ему нужно было дать пространство для движения, которое он сам разукрасил бы цветами своих фантазий и метафизических переживаний. От низшего Дэ к высшему Дэ, от Дэ к Дао. Таков отрезок даосской свободы действия, все остальное – океан, текущий из бесконечности ниоткуда в бесконечность никуда.

Сегодня смысл слова «дэ» эволюционировал до значения «нравственность, мораль, этика, добродетель» [33, с.181]. Но в российской, испытавшей сильное влияние христианства, и в даосской культурных традициях содержание «нравственности» и «морали» существенно различаются. В древнем даосском содержании «дэ», например, не было оттенка жалости по поводу возможной биологической смерти человека, в нем даже не присутствовало конфуцианское сожаление об утрате человеком его социальной и ритуальной функций в связи с кончиной. Трудно сказать является ли фундаментальная нравственная оцепенелость даосских мудрецов результатом их благоговения перед поразительной масштабностью Дао, или продиктована другой причиной, но выстроенное ими подобие материализма способствовало появлению парадоксальных взглядов на общество и методы управления им.

Результатом многочисленных наблюдений даосов за властью стала их уверенность в том, что действия управляющих вызывают неминуемое противодействие управляемых, которое трактуется как преступление. Устранить преступления можно только, устранив их причины. Если не будет действия, то не будет и противодействия ему. Политическим «лозунгом» даосизма становится призыв к правлению, основанному на «недеянии» (у-вэй). В этом, прежде всего, прослеживается антитеза чжоускому «жэнь вэй» – деянию, располагающему Небо к деятелю. «Политическая идеология Лао-цзы, упрощенно говоря, принимала Путь небытия в качестве пути благородного человека. Возвращение благородного человека к добродетели-«дэ», формировало обращение народа к добродетели-«дэ». Политическая мысль «Дао-дэ цзина» концентрируется в основном на «недеянии» (у-вэй), а неподвластность органам чувств (у) – это одна из важнейших особенностей Пути (дао). Таким образом, недеяние-«у-вэй» – это проявление Дао в политической области» [55, с.92]. 

Отрицая чжоуские политические взгляды, даосы не признавали разумности взглядов разделявших эти взгляды школ мудрости. В «Дао дэ цзине», например, есть строка об отсутствии «жэнь» у Дао, который относится к «десяти тысячам вещей Мира как к бесполезной жертвенной соломенной собачке» [42, с.8]. Похоже, что строка эта – противоположение строке из главы «Янь юань» трактата «Лунь юй», где на вопрос о том, что такое «жэнь» Конфуций, якобы, ответил: «…используй народ так, словно совершаешь важное жертвоприношение»  [2, с.205].

«Лао-цзы считал, что «недеяние» – суть «Пути Неба». Высший принцип всего сущего – следование «естественности». Конфуцианские гуманность и ритуалы, легистские законы и наказания, моистская всеобщая любовь – все это, [по его мнению,] нарушает естественность Недеяния. С Лао-цзы соглашался Чжуан-цзы: «[Когда] десять тысяч вещей естественным образом рождаются и изменяются, душа чиста как глубокий источник, [жизнь] народа естественна и проста» [47, с.63].

Фактически даосские мудрецы провели разграничительную линию между понятиями «мир человеческий» с его культурными детерминантами и «мир естественный» с его биологической «простотой». Единожды сформулированные и отраженные в зеркале повседневной жизни многих поколений китайцев «формулы» даосизма, веками привносили свой вклад в формирование асоциальных и индивидуалистических черт национального характера китайцев, находившихся в балансе с известной китайской коммунальностью.

Даосизм в отличие от ранее рассмотренных нами учений полагает, что ни честь и справедливость; ни святость и знание; ни сыновья почтительность и родительская любовь; ни преданность и вера не соответствуют человеческому естеству [48, с.75]. В то же время даосами не задается четких идеалов социально приемлемой или неприемлемой личности. Дело здесь, видимо, в концепции личности, как одного из продуктов вечного изменения Дао, поэтому, за каждой личностью признается собственный смысл существования. «Лао-цзы сказал: «Добрый человек – злому учитель, злой человек – доброму средство» [55, с.53-54]. Ни одобрения, ни осуждения.

Другой эпизод из трактата «Хуай Нань-цзы» приводит историю с даосских позиций характеризующий равнополезность людей (приводится по [55, с.54]: Чуский генерал Цзы Фа славился тем, что искал талантливых в своем деле людей. В ту пору в царстве Чу жил один искусный вор. Явился он как-то ко двору Цзы Фа и потребовал у стражи встречи с ним: «Говорят, что генерал повсеместно ищет таланты. Я – вор, в этом искусстве со мной не сравнится никто. Хочу отдать свой талант под покровительство генерала, как это делают простые солдаты». Цзы Фа выслушал доклад стражи, накинул парадный костюм, кое-как нахлобучил шапку и поспешил встретить гостя, забыв даже завязать шнурки и подвязки. Дворовые люди предостерегали его: «Вор – это обычный грабитель, люди в Поднебесной, прослышав, что вы с такими церемониями принимаете его, вас осудят». Цзы Фа ответил: «Вам объяснять бесполезно, все равно не поймете».

В скором времени войска царства Ци напали на Чу. Цзы Фа выступил на встречу противнику, но потерпел три поражения подряд. Ни какие планы чуских стратегов не могли остановить продвижение циских войск. Тогда к Цзы Фа явился вор и смело заявил: «У меня есть способ помочь генералу отбросить армию Ци». Не вдаваясь в подробности плана, Цзы Фа согласился. В ту же ночь вор скрытно пробрался в лагерь противника, украл полог походной палатки циского генерала и передал его Цзы Фа. Тот обрадовался и послал людей вернуть полог цисцам со словами: «Один наш воин пошел за хворостом и натолкнулся на ваш полог, специально посылаю людей, чтобы вернуть его вам». На следующую ночь вор снова пробрался в лагерь армии Ци и украл подушку циского генерала. Цзы Фа вновь послал людей вернуть подушку владельцу. На третий день вор украл шпильку из прически генерала царства Ци, которая также была ему возвращена. Этого оказалось достаточно. Циский генерал не стал ждать пока люди Цзы Фа украдут его голову и вместе с войсками ушел прочь. С тех пор говорят, нет умения, которое бы не пригодилось главное то, как использовать это умение». 
 
Внешне сторонясь общественной жизни, Лао-цзы задает человеку образец для подражания в иной, хотя и не оригинальной для того времени, плоскости – на пути внутреннего совершенствования (сю). В «Дао-дэ цзине» те, кто понял неразрывность связи добрых (шань жэнь) и злых людей (бу шань жэнь), предстают существами нового качества – совершенномудрыми (шэн жэнь). Внешне они характеризуются следующим образом: «Совершенномудрый доброжелателен к людям и готов прийти им на помощь, поэтому люди не оставляют его; [он] доброжелателен и готов прийти на помощь животным, поэтому животные не оставляют его» [55, с.53].

Развивая учение Лао-цзы, Чжуан-цзы в главе «Сяояо ю» трактата «Чжуан-цзы» в качестве образца человеческих типов утверждает триединство «самозабвенный человек», «святой человек», «совершенномудрый человек» (или в авторитетной интерпретации В.В. Малявина [28] «мудрый человек», «божественный человек», «духовный человек»): «Самозабвенный человек не помнит себя, [слившись со Вселенной], святой человек не имеет заслуг, [следуя естественному ходу вещей], совершенномудрый человек не пользуется [ложными] названиями вещей, [следуя их сути]» [55, с.79].

Но что открывает человеку путь к идеалу? «Совершенное знание» (чжэнь чжи) – утверждает Чжуан-цзы. Что нужно, чтобы достигнуть «совершенного знания»? Стать «совершенным человеком» (чжэнь жэнь).

В.В. Малявин так говорит о «совершенном человеке» (в его интерпретации «настоящий человек») в своем переводе трактата «Чжуан-цзы»: «Знать действие Небесного и действие человеческого – вот вершина знания. Тот, кому ведомо действие Небесного, берет жизнь от Неба. Тот, кому ведомо действие человеческого, употребляет знание познанного для того, чтобы пестовать непознанное в известном. Прожить до конца срок, уготованный Небом, и не погибнуть на полпути – вот торжество знания.

Однако тут есть сложность: знание, чтобы быть надежным, должно на что-то опираться, но то, на что оно опирается, крайне неопределенно. Как знать, что именуемое нами небесным не является человеческим? А именуемое человеческим не является небесным? Следовательно, должен быть настоящий человек, и тогда появится настоящее знание. Что же такое настоящий человек? Настоящие люди древности не противились своему уделу одиноких, не красовались перед людьми и не загадывали на будущее. Такие люди не сожалели о своих промахах и не гордились своими удачами. Они поднимались на высоты, не ведая страха, погружались в воду, не замочив себя, входили в огонь и не обжигались. Таково знание, которое рождается из наших устремлений к Великому Пути. Настоящие люди древности спали без сновидений, просыпались без тревог, всякую пищу находили одинаково вкусной, и дыхание в них исходило из их сокровеннейших глубин. Ибо настоящий человек дышит пятками, а обыкновенные люди дышат горлом. Скромные и уступчивые, они говорили сбивчиво и с трудом, словно заикались. А у тех, в кого желания проникли глубоко, источник Небесной жизни лежит на поверхности.

Настоящие люди древности не знали, что такое радоваться жизни и страшиться смерти; не торопились прийти в этот мир и не противились уходу из него. Не предавая забвению исток всех вещей, не устремляясь мыслью к концу всего сущего, они радовались дарованному им, но забывали о нем, когда лишались этого. Вот что значит "не вредить Пути умствованием, не подменять небесное человеческим". Таковы были настоящие люди. Сердце у таких людей было забывчивое, лик покойный, чело возвышенное. Прохладные, как осень, теплые, как весна, они следовали в своих чувствах четырем временам года, жили, сообразуясь со всем сущим, и никто не знал, где положен им предел» [28].

Как мы удостоверились вся этическая составляющая даосизма сосредоточена не вокруг нравственных качеств человека, а вокруг процесса его возвращения к пути-«дао». Так как ориентиры этого движения были строго заданы (низшее Дэ – высшее Дэ – Дао), то все внешние проявления ценностей, идеалов и желаемых для достижения образов мыслились «цветами у дороги», «срываемыми» по мере продвижения человека по пути совершенствования (простите, за буддистское сравнение). В качестве примера можно привести даосский утопический идеал общества, живущего по «естественным принципам», или «три драгоценности» (сань бао) Лао-цзы.

Каков идеал государственного устройства по Лао-цзы? Живя принципами даосизма, общество должно постепенно прийти к форме небольшого государства с малым населением. В государстве будет армия и оружие, но не будет войны. Все помыслы народа сосредоточатся вокруг родной земли, на любви к жизни и страхе перед смертью, так что люди не допустят даже мысли о том, чтобы покинуть свои края. Повозки и лодки будут без дела лежать на боках. Народ будет доволен своими обычаями, еда ему покажется – сладкой, одежда и жилище – удобными. С порога своего дома можно будет видеть соседнее государство, слышать доносящийся оттуда лай собак и крик петухов, но никогда там не бывать. В таком обществе не будет войны, споров, стремления куда-то идти, люди будут жить обособленно и тихо. Исчезнут представления о позоре и сраме, победе и поражении, не будет знаний,  мудрости и размышлений, не будет движения духа, поэтому письмена окажутся ненужными, достаточно будет древней узелковой грамоты. Народ станет глуп и бестолков, его обычаи просты и правдивы, жизнь потечёт со всеми в ладу. Все достижения культуры будут отложены в «долгий ящик», народ заживет «сегодняшним днем», не помышляя о высоких стремлениях.

Резюмируя мысли Лао-цзы об идеальном обществе, автор этих строк, вспомнил еще один, уже современный нам, парадокс даосизма. Многие наши доморощенные почитатели даосских идей не могут своею русской душой принять отказ Лао-цзы от знания и компетентности, его стремление к остановке общественной жизни. По всей видимости, это происходит потому, что для них приход к даосизму был плодом напряженной интеллектуальной деятельности. Войдя в даосский «лабиринт» через «пролом в стене» они не могут воспользоваться ни одним из способов прохождения этого лабиринта. Часто люди, интересующиеся даосизмом, пытаются спастись от душевного раскола, но, приняв даосскую фразеологию, просто облекают свой душевный раскол в другую форму. Некоторые из них даже невольно становятся полезными обществу совсем не по-даосски, привнося инновации в нашу культуру. В социалистическом же, стремящемся к прогрессу Китае, где много делается для того, чтобы отбросить «суеверия и пережитки прошлого» даосизм остается укорененным в национальную культуру явлением. Помнится, в 90-е гг. прошлого века народное правительство города Хуньчуня, расположенного в месте встречи границ России, Китая и Северной Кореи, дарило гостям памятные знаки с изображенной на металлической табличке картой-схемой точки схождения границ трех стран, рисунком петуха и цитатой из «Дао-дэ цзина»: «Слышать доносящийся из соседнего государства лай собак и крик петухов, но никогда там не бывать…»

Что же такое упомянутые нами выше «три драгоценности»? «Лао-цзы говорил, что у него есть три драгоценных сокровища, которые нужно внимательно хранить. Первое – материнская любовь и милосердие (цы), второе – бережливость и расчетливость (цзянь), третье – скромность (бу гань вэй тянься сянь). Но базовой и самой важной ценностью является милосердие» [55, с.43]. Немного не вяжется с безжалостной бесстрастностью Дао, не правда ли. Но ведь эти ценности и к Дао имеют лишь опосредованное отношение. Тесно связанные между собой «три драгоценности» даосизма – это лейтмотив, «точка сборки», ориентир или вектор движения по отрезку «низшее Дэ – высшее Дэ». Их смысл в том, чтобы на этапе «погруженности» человека в общественные связи, повседневные мысли, заботы и чувства задать ему «правильное» направление движения, отправную точку постижения Дао. Здесь как нельзя более красноречиво проявилось то двойственное качество даосского мышления, которое позволяет одну и ту же идею охарактеризовать и как пример гуманизма, и как результат холодной расчетливости. С одной стороны, мы видим, что Лао-цзы показывает нам, что нравственно и гуманно не само Дао, нравственен и гуманен человек, по своей природе. Культивирование «трех драгоценностей» – это «естественный» путь движения человека к Дао. С другой стороны, «три драгоценности» – это инструмент,  ключ, позволяющий использовать самые общественно приемлемые качества для того, чтобы устранить возможные помехи совершенствованию со стороны общества: добрый, непритязательный и скромный даос имеет больше шансов прожить достаточно долго, чтобы приблизиться к познанию Дао, нежели злой, алчный и стремящийся к известности человек. Последний будет «устранен» обществом на том самом труднопроходимом отрезке «низшее Дэ – высшее Дэ», и не важно будет ли он убит соперником или замкнут в «тюрьму» безумия, важно, что его индивидуальная цель не будет достигнута.

Лао-цзы говорит нам, что течению Дао все равно кто Ты, добрый человек или разбойник, кто Ты – важно только Тебе.

Даосский приоритет «внутреннего» над «внешним» закономерно смыкается с критикой тогдашнего государственного порядка. Отношение Лао-цзы к устанавливаемым правителями законам прекрасно проявилось, хотя бы, в следующем его высказывании: «Чем более подробны законы, тем больше [в стране] воровства» [55, с.35]. Учитывая популярность даосизма среди народа, после этой фразы нам чуть-чуть понятнее становятся причины популярности политических идей анархизма среди китайцев в начале XX века.

Но Лао-цзы не жаловал не только современные ему законы. С позиций своего образа мышления он подверг критическому осмыслению даже «вросшие в древность» столпы современного ему общественного порядка. Это наглядно иллюстрирует диалог, по преданию, состоявшийся между Цзы-гуном, учеником Конфуция, и Лао-цзы (приводится по  [55, с.39-40]: «Цзы-гун обратился с вопросом: «Хотя методы правления трех [легендарных] императоров и пяти правителей [древности] были разными, но все они известны как совершенные правители. Это известно всем, и только Вы, господин, подвергаете их остракизму, в чем причина?» Лао Дань поманил к себе Цзы-гуна и сказал: «Пододвинься ближе, молодой человек. Скажи-ка, чем различались методы правления трех [легендарных] императоров и пяти правителей [древности]». Цзы-гун ответил: «Яо вверил [Поднебесную] Шуню, Шунь передал [ее] Юю, Юй использовал рабочую силу, Тан использовал военную силу, чжоуский Вэнь-ван покорился шанскому Чжоу, и не посмел противиться ему, чжоуский У-ван, напротив, воспротивился  шанскому Чжоу. Поэтому мы и говорим, что они управляли Поднебесной, используя разные методы». Лао Дань продолжил: «Молодой человек, пододвинься еще ближе. Я расскажу тебе, как три [легендарных] императора и пять правителей [древности] управляли Поднебесной. [Когда] Хуан-ди правил Поднебесной, народ был простодушен, простые люди не [ограничивались] любовью только к своим родителям и не баловали своих детей. Поэтому, если из-за смерти родителей не лилось неискренних слёз, это не осуждалось. [Когда] правил Яо, отцы и дети, старшие и младшие братья [были связаны] родственной любовью, если кто-то несправедливо делил родственников на ближних и дальних, другие не осуждали его. [Когда] Шунь управлял Поднебесной, народ был легкомысленным и все конкурировали со всеми. [Если] в древние времена женщины вынашивали детей по четырнадцать месяцев, а дети начинали говорить только в два года, то во времена правления Шуня женщины ходили беременными всего десять месяцев, и дети начинали говорить уже в пять месяцев. Дети, еще не став взрослыми, различали «своего» и «чужого», могли отличить правду ото лжи. Люди начали умирать молодыми, прожив полжизни. Юй упорядочил Поднебесную, изменил сердца людей, разграничил плохое и хорошее. Юй поощрял добро и наказывал зло, [он] стал силой направлять людей следовать Пути неба, полагая, что воровство достойно смерти, убить вора не считалось за убийство человека. Каждый из людей почувствовал себя в опасности, Поднебесная была потрясена, это привело к рождению «сотни учений», Конфуцианства и Моизма. Когда три [легендарных] императора и пять царей начинали править Поднебесной, в ней царил порядок, а сегодня в Поднебесной царит хаос, каждая [философская] школа и каждое [политическое] течение забалтывает понятия правды и лжи, стараясь прельстить людей. Что к этому можно добавить? Три [легендарных] императора и пять правителей [древности] лишь на словах упорядочивали Поднебесную, на деле же [они] повергали ее в хаос. Так называемая «мудрость» трех [легендарных] императоров не соответствовала [принципам], задаваемым луной и солнцем, порядку гор и рек, последовательности смены сезонов. Их знания были подобны хвосту, отброшенному ящерицей, они не принесли успокоения даже самому малому из существ. И [после всего этого] они называли себя совершенными людьми. Какой позор, просто верх бесстыдства!»

Заложенные в основания даосизма идеи отрицания власти несовершенных людей, не могли не порождать последствий, хотя бы описываемых с долей иронии и дидактики. В главе «Дэчун фу» трактата «Чжуан-цзы» рассказывается об учителе Ван Ши, подвергшемся наказанию «усечение ноги» (согласно «Большому словарю древнего китайского языка» [30, с.753] «усечение ноги» практиковалось в двух видах: 1. Отсечение пальцев (либо ступни) ноги; 2. Отсечение всей ноги. Ван Ши был подвергнут первой разновидности этого наказания – прим. автора) и о наказанных аналогичным образом добродетельном муже Шэнь Туси из царства Чжэн и луском «Беспалом с горы Ша-шань». Содержанием этих примеров Чжуан-цзы, конечно, в первую очередь иллюстрирует даосские принципы, но выбранная им форма, позволяет нам предположить сложный характер взаимоотношений отдельных даосов с властью, хотя бы в те времена, когда они еще не были даосами. С другой стороны, может быть и даосами они стали, только потому, что не нашли своего места в обществе.

Даосская мера приемлемости того или иного поведения восходит к бесстрастному признанию силы зла в качестве социальной силы и ее бессилия в качестве средства духовного совершенствования человека. Китайский исследователь Ли Цзяньшэн подчеркивает этот момент, противопоставлением даосских и конфуцианских взглядов: «Самое большое расхождение взглядов Чжуан-цзы с современными ему конфуцианцами заключается не в его отрицании культуры ритуала, самое большое расхождение состоит в том, что Чжуан-цзы признает созидательность «злых» (э) сил, в то время как конфуцианцы отрицают возможность общественного договора на основе зла и ненависти. Чжуан-цзы полагает, что «зло» – одна из сил, способствующих общественным переменам, оно, как и другие силы, является «кодом», порожденным властью, и они все вместе наносят вред естеству субъекта» [52, с.118].

Отрицание надежности социальных оценок качества человека смыкается у Чжуан-цзы с идеей о том, что сущность человека выходит за пределы его общественного бытия; и двор правителя, и шайка разбойников – это лишь декорации, в которых существует совокупность монад перемешивающихся в течении Дао. И если эта совокупность элементов осознала свое единство, то она должна осознать и то, что самые эффективные в социальной жизни качества бесполезны для достижения целей, выставляемых перед собой «совершенным человеком».

Этот тезис иллюстрирует, например, глава «Дао Чжи» трактата «Чжуан-цзы», где автор смеется над амбициозностью Конфуция, толкавшей цзюнь-цзы к сближению с преступниками (помните, рассказ в главе «Ян хо» трактата «Лунь юй» о том, как: «Гун-шань Фу-жао взбунтовался в городе Би и призывал к себе Философа, который хотел отправиться к нему. Цзы-лу, недовольный этим, сказал: «Не ходите, да и только. Что за надобность идти к Гун-Шаню?» Философ сказал: «Он зовет меня разве попусту? Если употребить меня в дело, то и я могу создать Восточное Чжоу» [2, с.303]). Чжуан-цзы подчеркивал, что амбициозность это не то качество, которое способно привести человека к достижению его целей, конфуцианские принципы бессильны против реальности, мораль одного общества противна морали другого.

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7334
  • Карма: 290
  • Пол: Мужской
Цитировать
Впору утверждать, что в головах увлеченных россиян бытует совершенно особая иллюзия даосизма, некое "дао-цзяо.ру".
Это совершенно верно
Цитировать
Но совокупность этих идей создает парадигму нашего российского понимания даосизма. Может ли это понимание развить и обогатить идеологическую жизнь мира?
Простите, а что вы понимаете под "идеологической жизнью мира"? :D

Чтобы определить можно ли это развить и обогатить, надо сначала понять, что это вообще такое. :)

Цитировать
Вот к примеру лик даосизма из книги "Культурная почва и социальные корни китайской организованной преступности":
Автор этого произведения так глубоко законспирировался и так хорошо спрятался, прям как будто действительно имеет отношение к преступности. :D
不怕困难不怕死

Оффлайн konovalov

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 17
  • Карма: 1
Идеологическая жизнь мира - это совокупность идей, порождающих практические последствия в виде поступков людей и образования социальных структур. 

...А автор он просто скромный :-)

Оффлайн timeout

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 5
  • Карма: 0
ВОПРОС по даосизму
« Ответ #112 : 13 Июля 2009 19:14:23 »
Доброго времени суток!

Собираемся в конце сентября - октябре в южный Китай (провинции Сычуань; возможно: Юньнань, Гуанси, Гуйчжоу, Хунань, Фуцзянь). Будем признательны за любую информацию о даосских школах, монастырях и отдельных даосских подвижниках в Китае, особенно в указанных выше провинциях.

Также будем рады компании одного или двух хороших китайскоговорящих людей, в том числе на любую часть маршрута. Сами мы учим язык, но говорить пока не можем.

Оффлайн Pepe Mantani

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1076
  • Карма: -1
  • Пол: Мужской
статья о даосизме из луркоморья:

Цитировать
Даосизм (кит. 道教 Дауь гкряус) — китайская расовая форма ФГМ (деревенский фимоз, конденсировавшийся из местного шаманизма; городской фимоз назывался "  кунфуконфуцианство "[1]), характеризуется двумя основными постулатами:

   1. Мир — такая хуйня, что разобраться в нем решительно невозможно.
   2. Следовательно, руководствоваться разумом бессмысленно.

Дао (что-то вроде Бога) понимается как хаос, порядка в нем никакого нет и быть не может. Соответственно, следование Дао также должно быть иррациональным и хаотическим.

Сермяжный и посконный даосизм в палеолите

Даосизм произошел скорее всего из религий северных монгольских племен[2])

Основоположники даосизма Лао-цзы (老子 Рхаоь-цзыьс) и Чжуан-цзы (莊子 Чжруанг-цзыьс) — главари лаосской и чжуанской преступной группировок соответственно — занимались в основном торговлей и курением опиума, который в то время был известен под названием линчжи (靈芝 рэнгчжы) [3] Большая же часть даосов занималась шарлатанством, сохранением семени и продажей мнимо полезных лекарств, например. Всё это сопровождалось ритуальными танцами, заканчивавшимися групповым сексом, демагогией о туманном Дао и невыразимости духовного пути, рассчитанной на местных китайских лошар. Многие из даосов утверждали, что знают секрет вечной жизни и обладают сильным колдунством. Таблетки, которые по утверждению даосов, давали бессмертие, при проверке их китайскими императорами оказывались либо наркотиками, либо прямой отравой. Периодически даосы сосали хуйца у китайской кровавой гебни за обман населения.

Помимо всего прочего, как и любая магия, даосизм считает, что работать не надо, поскольку профит получается не от работы, а от колдунства[4]. Что задерживало развитие реальной науки и техники[5] и привело Китай со временем в ужасное состояние. В качестве обоснования выступает выдаваемая за философию хуета в стиле «поцелуй жопу старого китайца Хэнка». Во время так называемого «восстания боксеров» отдельные адепты даосизма с голой жопой бросались под пулемётный огонь, полагая, что колдунство помогает против пуль, но были отстреляны европейскими войсками, которые больше надеялись на силу пулеметов, чем на силу секретного Дао. ИЧСХ, в процессе восстания китайскими религиозными фанатиками было убито более 30 тысяч мирных жителей, исповедовавших европейские религии.

Только полный и бесповоротный запрет даосской хуйни в эпоху Гоминьдана[6] позволил обеспечить в Китае хоть сколько-нибудь сносную западную медицину и высокий прирост населения.

У нас и в наше время

В рамках даосизма (и отчасти буддизма) в Китае развивались красивые, но в современной технологической войне бесполезные боевые искусства[7], которые в наше время отчасти распространяются и у нас[8][9][10]. Вместе с боевыми искусствами отдельные предприимчивые гуру распространяют и даосскую хуету в её традиционных формах: наркоманская философия с обещаниями бессмертия и всесилия в теории, опустошение карманов адептов и разрушение их здоровья на практике.

В интернетах имеются пародии на напыщенную манеру даосов изъясняться по разному поводу, тысячи их, например Шри Япутра[11]. Представление быдла о восточных боевых искусствах как о чем-то неебически таинственном широко эксплуатируется в массовой культуре, начиная с быдлофильма «Матрица» и кончая продажей унитазов, разрисованных узкоглазыми ушуистами (к слову, боевые искусства, как и любая вещь в этом охочем на лулзы мире, различаются меж собой - одни чисто показуха, "полевой" театр, широко распространенный у тех же китайцев и японцев (только называют они это "дань уважения предкам"), другие, как годзю-рю[12], или "расово верный" крав-мага, являют собой универсальный способ защиты[13]). Для реального боя это никуда не годилось еще в эпоху опиумных войн[14][15]

Для школия неодаосизм распространяет также всякие брошюрки и курсы на тему «как правильно ебаться по-даосски», «искусство колоть хуями кирпичи» и так далее. Школота с недоёба прётся и пополняет ряды лошар-адептов.

Что характерно, в реальном современном Китае господствует научный атеизм, все религии, включая даосизм, сосут хуйца, небольшое количество даосов держат в качестве музейных экспонатов, чтобы показывать туристам, примерно как попугаев в клетках[16][17]. Физкультура, образование и медицина отделены от религии, и никакой возможности беспрепятственно ебать мозги дуракам в самом Китае у даосов не имеется[18]. Что не мешает зашибать китайцам бабло на повёрнутых на здоровьи иностранных туристах.
вагон взят на социалистическую сохранность ударной бригадой коммунистического труда
車輌は優勝の共産主義労働作業班が社会主義的の様に維持されています

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7334
  • Карма: 290
  • Пол: Мужской
Цитировать
статья о даосизме из луркоморья:

бред сивой кобылы

дочитал до "религий северных монгольских племен", дальше не стал.

"Аффтару" лечиться головой о батарею.
不怕困难不怕死

Оффлайн Pepe Mantani

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1076
  • Карма: -1
  • Пол: Мужской
ChRD, по-моему, статья в лурке очень правильная и идеологически верная, но надо ж понимать, что она написана для лузлов.  :P
вагон взят на социалистическую сохранность ударной бригадой коммунистического труда
車輌は優勝の共産主義労働作業班が社会主義的の様に維持されています

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7334
  • Карма: 290
  • Пол: Мужской
ну если только для них  :-\ тогда сойдет и так  :D
不怕困难不怕死

Оффлайн Pepe Mantani

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1076
  • Карма: -1
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #117 : 12 Сентября 2009 04:58:09 »
читал вот это вот: http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/torchinov_dao/torchinov_dao2-1.htm много думал.
получается, что даосизм возник из древних шаманских верований мяо-яо? 

« Последнее редактирование: 12 Сентября 2009 05:04:29 от Pepe Mantani »
вагон взят на социалистическую сохранность ударной бригадой коммунистического труда
車輌は優勝の共産主義労働作業班が社会主義的の様に維持されています

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7334
  • Карма: 290
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #118 : 15 Сентября 2009 19:33:41 »
Цитировать
читал вот это вот: http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/torchinov_dao/torchinov_dao2-1.htm много думал.
получается, что даосизм возник из древних шаманских верований мяо-яо? 

не совсем...
не из одних же этих верований он возник.

в религиозном даосизме есть элементы шаманизма предков мяо и яо
в философском даосизме этого уже нет

Я бы так сформулировал
不怕困难不怕死

Оффлайн Bananarama

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Карма: 0
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #119 : 15 Сентября 2009 20:24:28 »
думается, лао-цзы даже не предполагал, какое развитие получит его "саммари" на 5тыс иероглифов. более того, много чему он был бы совершенно не рад из того, во что превратилось учение после него...

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #120 : 15 Сентября 2009 20:47:43 »
читал вот это вот: http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/torchinov_dao/torchinov_dao2-1.htm много думал.
получается, что даосизм возник из древних шаманских верований мяо-яо?
нет конечно. У ханьцев было своя мощнейщая религиозная практика вот ее народные страты и дали начало даоизму. Подумайте какая может быть связь между тем о чем писал Гэ Хун и незначительными неханьскими племенами, или между школой 5 ковшов риса и мяо-яо? Да никакой.

Это все выдумки, повторение парадигм 17-20 веков, когда различным игрокам на идеологической сцене было выгодно представить Д. как нечто дикое и некитайское, к сему же относится кстати и деление на философский и религиозный Д.
« Последнее редактирование: 15 Сентября 2009 21:04:49 от 天師 »
壯士一去兮不复還

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7334
  • Карма: 290
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #121 : 15 Сентября 2009 20:52:58 »
повторение парадигм 17-19 веков, когда различным игрокам на идеологической сцене было выгодно представить Д. как нечто дикое и некитайское, к сему же относится кстати и деление на философский и религиозный Д.
Это все выдумки и повторение парадигм 20-21 веков. :P
А деление на философский и религиозный даосизм есть объективная реальность.
Данная нам в ощущении. :P
不怕困难不怕死

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #122 : 15 Сентября 2009 21:02:48 »
Это все выдумки и повторение парадигм 20-21 веков. :P
 
а видите ли 20-21 век это конец истории. парадигм уже нет, идеологии тоже, а следовательно нет и реальности, да и применимо ли слово реальность к истории да еще и истории философии?
壯士一去兮不复還

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7334
  • Карма: 290
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #123 : 17 Сентября 2009 16:22:30 »
да и применимо ли слово реальность к истории да еще и истории философии?
если реальность рассматривать не как противоположность абстракции, то почему бы и нет...
« Последнее редактирование: 17 Сентября 2009 16:27:47 от China Red Devil »
不怕困难不怕死

Оффлайн Pepe Mantani

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1076
  • Карма: -1
  • Пол: Мужской
Re: Даосизм: целостное ли религиозное учение?
« Ответ #124 : 08 Октября 2009 09:03:42 »
нет конечно. У ханьцев было своя мощнейщая религиозная практика вот ее народные страты и дали начало даоизму. Подумайте какая может быть связь между тем о чем писал Гэ Хун и незначительными неханьскими племенами, или между школой 5 ковшов риса и мяо-яо? Да никакой.

не соглашусь с вами принципиально.
и вот почему:

1) культура хань неоднородна, в процессе своего становления хань наверняка много чего заимствовали у своих соседей, то есть даже не просто заимствовали, а происходила такая своеобразная взаимная ассимиляция: какие-то явления из "варварского" мира втягивались в парадигму ханьской культуры, а с другой стороны "варвары" осваивали культуру хань, поэтому было бы неверно утверждать, что в даосизме вовсе не может быть влияний древних мяо.

2) Баопу цзы и У Доу Ми Дао - это позднятина какая-то, а мы говорим пытаемся говорить о более раннем времени, когда даосизм еще только начинал формироваться.
вагон взят на социалистическую сохранность ударной бригадой коммунистического труда
車輌は優勝の共産主義労働作業班が社会主義的の様に維持されています