Zhoukoudian – Home of Peking man (деревня Чжоукоудянь. Место раскопок пекинского человека).
Памятник культурного наследия ЮНЕСКО (1987). Находится в 50 км на юго-западе от Пекина. В Интернете об этом месте можно встретить эпитеты (о музее) скромный, маленький и т.д. И в общем-то это так. Чтобы оценить это место, нужно знать его историю.
В 20-30-е годы XX века Чжоукоудянь был местом паломничества антропологов всего мира и являлся объектом внимания широкой публики. Именно благодаря здешним находкам, Луису Лики была сказана знаменитая фраза об азиатском происхождении человека [“I was told as a young student not to waste my time searching for Early Man in Africa, since “everyone knew he had started in Asia” L. Leakey, 1966].
К началу XX века были известны останки древнего человека, найденные в 1891 году на о. Ява голландским антропологом, врачом по образованию, Эженом Дюбуа, но современники долго не хотели признавать эти кости как предка человека, ввиду их примитивности. В Европе были обнаружены останки неандартальцев. А с 1912 года ярко засияла звезда Пилтдауна – череп древнего человека, найденный в местечке Пилтдаун, в Англии. Как оказалось впоследствии, это была подделка – череп современного человека и челюсть орангутанга. Обман окончательно признали в 1953 году, споры об авторе мошенничества идут до сих пор (см. книгу Спенсера). Данное «открытие» оказало негативное влияние на всю антропологию первой половины прошлого века – оно создало ошибочное представление о том, как должен выглядеть предок человека – почти современный череп, примитивные зубы.
Вернемся в Азию. В 1899 году немецкий натуралист Haberer в аптекарском магазинчике, среди других костей дракона (окаменелости животных считали в Китае костями дракона и продавали как лекарство, на вес. Их следовало измельчать и принимать внутрь), покупает зуб, который явно принадлежал человекоподобному существу. Так возник интерес к предмету, однако происхождение этой находки было неизвестно.
В 1914 году в Китае начал работать шведский геолог Йохан Гуннар Адрерссон – человек, обладающий незаурядным даром как исследователя, так и организатора (и во многом политика, учитывая состояние страны в то время). Постепенно его интерес мигрирует от геологии к палеонтологии, антропологии и далее к археологии. Именно Андерссон становится первооткрывателем и организатором раскопок в деревне Чжоукоудянь (интересно, что открытие культуры Yangshao также принадлежит ему, данная культура представлена, например, в музее Banpo в Сиане). Зная об интересе шведского геолога к палеонтологии, преподаватель химии McGregor рассказывает ему о местечке Чжоукоудянь и показывает несколько собранных образцов. Организованная на скорую руку экспедиция показывает перспективность места для раскопок, которые начинаются в 1921. Для их проведения Андерссон приглашает австрийца Отто Зданьского (Otto Zdansky), который останавливается и живет в местном храме (ничего особо интересного не находя), когда один из местных жителей, желая избавиться от непрошенных гостей в святилище, показывает им более перспективное место неподалеку, которое и принесло всемирную славу этому местечку.
Поначалу дела складывались неважно, но в конце концов Zdansky, изучая собранные коллекции уже в Швеции нашел несколько зубов древнего человека. Раскопки продолжаются, и в 1927 году найден нижний моляр. По нему (основание очень шаткое) канадский антрополог и анатом Дэвидсон Блэк (Davidson Black) провозглашает обнаружение нового вида Sinanthropus pekinensis. Основной обязанностью Блэка было преподавание в Пекинском медицинском колледже, где начальство не очень благосклонно относилось к его побочным занятиям… Boaz и Ciochon (см. список литературы ниже) приводят замечательный случай, характеризующий Китай того времени. Обязанностью Блэка было доставать трупы для занятий студентов, и он имел договоренность с полицией по этому поводу – ему сообщали о наличии невостребованных тел. Однажды в колледж поступило труп обезглавленного преступника. Вежливо поблагодарив, тело отправили обратно, объяснив, что нужны только целые трупы. Через некоторое время к зданию колледжа прибыла группа заключенных в кандалах, сопровождаемая полицейским. Записка, переданная с ним, гласила: «Эти люди приговорены к смертной казни, можете умертвить их сами как Вам будет угодно». Что подумал шеф полиции, когда ему и на этот раз вернули заключенных, остается только догадываться….В 1929 году был обнаружен первый полный сохранившийся череп, позднее последовали новые находки. Новый вид был признан. Первые годы исследований проходят при сравнении находок с Пилтдауном. К удивлению исследователей, различия были разительны (что, как мы сейчас знаем, неудивительно). Постепенно становится ясно, что что-то здесь не так; внимание специалистов обращается к костям из южной Африки, найденных Реймондом Дартом в середине 20-х годов. Постепенно и австралопитек занял свое законное место в череде предков человека. А 15 марта 1934 года около полуночи Д. Блейк умирает от сердечного приступа за работой над останками пекинского человека…
Во время Второй мировой в Пекин приходят японцы. Эвакуация останков Sinanthropus pekinensis запаздывает, никто не хочет брать на себя ответственность – ведь это собственность Китая. В суматохе военного времени черепа бесследно исчезают (сейчас в музее Чжоукоудянь находятся слепки с оригиналов). С тех пор возникало много версий по поводу судьбы окаменелостей – предполагали их нахождение в частой коллекции в США или Японии; возможно, японский конвой, перевозивший их, был потоплен американцами. Но наиболее вероятной считается версия, что нашедшие окаменелости японцы просто их выбросили, а местные жители подобрали и использовали по назначению, т.е. растерли в порошок и приняли как лекарство.
После войны на месте раскопок ничего особенно значительного найдено не было. Постепенно интерес палеоантропологии сместился в Африку (о современном положении дел см., например, книгу A. Gibbons). В конце концов, накопленный материал позволил объединить кости, обнаруженные на Яве и в Китае (а также во многих других местах по всему свету, в том числе в Грузии) в один вид Homo erectus.
Что можно почитать:
N.T. Boaz, R.L. Ciochon Dragon bone hill. An ice-age saga of Homo erectus. 2004. Oxford. ISBN 0195152913
Если есть интерес, рекомендую почитать эту книжку. Она состоит как бы из двух частей – в первой замечательное историческое повествование (история открытия и работы первой половины ХХ века), во второй описывается современное состояние исследований – несмотря на потерю оригиналов, и слепки могут о многом рассказать. Эта новая информация во многом отличается от того, что написано в самом музее. Повреждения черепов очень хорошо соотносятся со следами зубов гиены (в музее есть впечатляющий скелет этого животного, можно оценить, каким оно было при жизни – становится не по себе). Оспаривается соотнесение слоя золы и разумной деятельности человека (т.е. это не был костер). Таким образом, возможно, Чжоукоудянь представляет собой не стоянку человека, а логово гиен, а человек был всего лишь их трапезой. Написано все просто и интересно (за исключением авторской гипотезы о клинальном замещении -clinal replacement, здесь не имея специальных знаний о видообразовании мало что понятно –но это глава занимает лишь очень небольшой объем).
По видимому, эта «научность» и определила цену книги – около 30 USD. Поищите на abebooks.com, там периодически появляются б/у экземпляры по 1-5$.
J. Andersson Children of the Yellow river. Studies in prehistoric China. 1973. MIT Press. ISBN 0262510111
Еще один интересный источник информации – это мемуары самого Андерссона. Он написал Dragons and foreign devils и Children of the yellow earth. Я читал только вторую. Немного академичная, но в то же время полная колоритных зарисовок о Китае начала ХХ века, книга с авторскими рисунками. Это автобиографический рассказ о работе в Китае (геология, палеонтология, археология, есть рассказ о раскопках в Чжоукоудянь). Очень интересная глава о геологии окрестностей Пекина.
F. Spencer Piltdown. A scientific forgery. 1990. Oxford. ISBN 0198585225
Современное состояние проблемы эволюции человека описано у A. Gibbons The first human. The race to discover our earliest ancestors. 2006. ISBN 0385512260 - классический, «костяной» и
N. Wade Before the dawn. 2006. ISBN 1594200793 – молекулярно-биологический подходы
На русском имеется замечательная, но уже довольно старая книга
Д. Джохансон, М. Иди. Люси. Истоки рода человеческого. М., Мир, 1984.
На территории Peking Man Site, пройдя аллею с портретами выдающихся ученых, работавших здесь, Вы подходите к музею. У входа можно подержать в руках образцы местной породы, содержащих кости животных или орудия труда человека. Выйдя из музея можно пройтись по дорожкам, ведущим к местам раскопок, всего около десятка localities. На территории можно забрести на сейсмостанцию и соответствующий музейчик (все только по китайски). При входе интересный памятник - металлическая ваза (ок. 2 м высотой) с драконами и сидящими рядом жабами – первый прибор для измерения силы землетрясений. Он был изобретен в 132 г. н. э. философом Zhang Heng. По количеству высыпавшихся из пасти драконов шариков определяли силу землетрясения, а по тому в каких жабах они находятся – направление толчков.
Вообще, Чжоукоудянь приятно расслабляет после толчеи и обилия туристов в Пекине. Здесь их совсем немного. Тихое и спокойное место. Стоимость посещения в 2006 г. составляла 30 Y
Как доехать: на такси, я думаю, дороговато. Поэтому воспользуйтесь автобусом 917. Учтите, что существует много маршрутов, имеющих номер 917 –конечный пункт записан иероглифами рядом с номером (это справедливо и для других маршрутов этой серии, напр. 916, 919), 917 – это скорее направление, округ Фаншань. Поэтому при посадке в автобус спрашивайте у кондуктора. На тур. карте Пекина (по крайней мере в 2006 г.) есть название Peking Man Site, написанное иероглифами. Отправляется автобус с остановки Tianqiao, расположенной недалеко от Храма неба или Qianmen (т.е. от центра). Идя на юг по Qianmen Dajie в нужном месте поверните направо (нужно быть начеку после большого торгового центра (закрытого?) с огромными пыльными рекламными щитами вместо окон, точнее не помню). Другой вариант – если сумеете найти гостиницу Xiao Xiang (три звезды). Она расположена внутри квартала. Встав спиной к главному входу (зеленое стекло), пересеките наискось перекресток, справа увидите аллею, где стоят автобусы. В 2006г. мы садились в ближайший (там есть несколько мест посадки), напротив какого-то марта (магазина) – еще раз рекомендую спрашивать у кондуктора. Он же скажет где выходить. (По пути можете увидеть из окна еще одну достопримечательность - Marco Polo Bridge). Ехать около 1 часа, выйдя, нужно пересесть на местный маршрут № 2, слева, по ходу движения за ж.д. полотном, увидите вход– (на фото). Стоимость поездки туда и назад около 30 Y, у нас ушло полдня (уехали в 8, приехали в 14-30), абсолютно никуда не торопились.