Россия и страны СНГ > Дальний Восток России
Свободные экономзоны на Дальнем Востоке
absolut:
6.3.3. Проблема создания свободной экономической зоны на Сахалине на современном этапе
Сама постановка вопроса о создании СЭЗ на Дальнем Востоке исходит из того, что активизация внешнеэкономической деятельности страны в целом и ориентация на Тихоокеанский регион объективно ведут к такому решению. СЭЗ — это эффективное средство для открытия экономики, а Дальний Восток - естественная площадка для размещения экономических зон, предназначенных для контакта с Азиатско-Тихоокеанским регионом — одним из крупнейших и динамично растущих мировых центров деловой активности.
Для создания СЭЗ надо изначально располагать привлекательной для бизнеса территорией. Сахалинская область, расположенная на островах, идеально подходит для создания здесь свободной экономической зоны. Это первая важнейшая естественная предпосылка.
Во-вторых, область богата разнообразными природными ресурсами, в которых остро заинтересованы и Россия, и близлежащие страны АТР. В их числе - рыба, морские организмы и животные, уникальные морские водоросли, крупные запасы угля, нефти и природного газа, лес и многие другие виды природных ресурсов. При эффективном приложении к ним необходимых инвестиционных средств эти ресурсы позволят инвестору с лихвой окупить все первоначальные затраты и получить немалую прибыль.
В-третьих, область размещается на восточной окраине Российской Федерации: расстояние до экономических центров европейской части страны составляет 8-10 тыс. км, Сибири - 5-7 тыс. км, Дальнего Востока - более тысячи километров. Транспортные связи осложняются островным положением области, а значительная удаленность многих островов друг от друга осложняет и внутриобластные связи. Особенно это чувствуется зимой, когда навигация на севере Сахалина прекращается, а на юге и Курильских островах значительно затруднена. Дальние перевозки существенно удорожают товары как завозимые в область, так и вывозимые из нее.
Экстремальные природные условия области также затрудняют ведение здесь хозяйства, что заметно сказывается на условиях жизни местного населения, предопределяет повышенную оплату труда, увеличивает затраты в непроизводственной сфере, повышает себестоимость всех видов производимой продукции и услуг.
В целом особенности экономико-географического положения области проявляются в удорожании всех видов деятельности, что ограничивает возможности эффективного ведения хозяйства, ориентированного только на экономическую связь с центром России, обусловливает выборочное использование имеющихся природных ресурсов и в значительной мере определяет состав и структуру хозяйства области.
166
Пограничное положение области обусловливает развитие внешнеэкономических связей со странами АТР, поскольку значительную часть производимой здесь продукции более эффективно поставлять на экспорт, чем на внутренний рынок. Впрочем, как и снабжать область отдельными видами продукции выгодней за счет импорта, чем завозить ее с материка России.
В связи с этим необходимо сделать вывод, что экономика области, с учетом конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках, объективно имеет большую по сравнению с другими субъектами Федерации экспортно-импортную направленность, что свидетельствует о приоритетности создания СЭЗ именно на Сахалине, нежели в других российских регионах.
Поскольку в нынешних конкретно-исторических условиях эффективное хозяйственное освоение области может начаться лишь с притоком в нее крупномасштабных иностранных и российских инвестиций в виде прямых вложений в производственную сферу в создании особой экономической зоны (ОЭЗ) на ее территории, как одной из разновидностей СЭЗ, видится оптимальный механизм достижения баланса интересов региона и Федерации, реализации бюджетной самодостаточности области.
Кроме того, необходимо устранить существующий правовой пробел, образовавшийся в результате отсутствия федерального законодательства, которое бы способствовало активной целенаправленной деятельности по развитию свободной экономической зоны (СЭЗ) «Сахалин», учрежденной постановлениями Президиума Верховного Совета и правительства РФ в 1991 году.
Поэтому законодательная и исполнительная ветви власти области приняли решение реанимировать и довести до логического конца идею создания на Сахалине свободной экономической зоны.
Поскольку основным компонентом развития свободных экономических зон является надежная и адекватная законодательная основа, вопрос предоставления Сахалину статуса полноценной СЭЗ становится одним из ключевых.
В июле 1999 года областной Думой в порядке законодательной инициативы внесен в Государственную думу РФ проект федерального закона «Об особых условиях предпринимательской деятельности на территории Сахалинской области», который, по существу, регулирует вопросы создания и функционирования особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории Сахалинской области.
Конечно, свободная экономическая зона в масштабах всей области — идеальный вариант. Но даже не искушенному в политике человеку понятно, что в условиях безденежья и центробежных тенденций федеральный центр ни при каких условиях не отпустил бы на «вольные хлеба» целый субъект Федерации. Поэтому авторам проекта пришлось идти на компромисс, убрав из названия закона раздражающую многих власть предержащих аббревиатуру «СЭЗ», а значит, никак не менять существующую систему органов госуправления в области. Пришлось разработать новую концепцию, в соответствии с которой СЭЗ в Сахалинской области будет строиться по типу особой экономической зоны (за основу берется территория области), предполагающему территориальный метод формирования, в который вносятся элементы функционального подхода (зональный режим, особые льготы распространяются на отдельные виды хозяйствования - при действии на территории параллельно общего хозяйственно-правового режима на другие сферы деятельности). Одновременно, при установлении налоговых льгот, требовалось не выйти за рамки налого-
вого законодательства Российской Федерации и не вносить ничего нового в это законодательство.
В законопроекте нашли отражение 4 главные идеи:
• предоставление права областным органам власти создавать локальные свободные экономические зоны;
• установление на территории области режима свободной таможенной зоны в соответствии с таможенным законодательством;
• установление на территории области режима экспорта товаров в соответствии с таможенным законодательством;
• налогообложение с применением договора об инвестиционном налоговом кредите в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В законопроекте речь идет об особом инвестиционном режиме, поскольку наличие богатейших природных ресурсов само по себе является хотя и важным, но недостаточным условием притока крупномасштабных инвестиций.
Главное в особых условиях предпринимательской деятельности - предоставление твердых правовых гарантий для деятельности негосударственных инвесторов, обеспечение стабильности экономических условий заключаемых договоров.
Введение налоговых и иных льгот выступает в качестве дополнительных инструментов по
absolut:
привлечению инвестиций. Направлены эти льготы на расширение налогооблагаемой базы и увеличение таким образом поступлений в бюджеты всех уровней. Возможные потери бюджета от сведенных к минимуму льгот в процессе реализации предлагаемого закона будут не только компенсированы, но и перекрыты дополнительными поступлениями на сумму более 4 млрд. рублей.
Локальные СЭЗ, как составляющие элементы «мозаики», образуют особую экономическую зону. Причем создавать их предполагается законами Сахалинской области, которые, как известно, принимают депутаты на основании соответствующих технико-экономических обоснований. Тем самым появляется возможность избежать чиновничьего произвола в этом процессе.
Уже есть и конкретные наработки по формированию локальных СЭЗ. Так, в настоящее время в области, в связи с высокой ценой портовых услуг, большинство судовладельцев предпочитают осуществлять отстой, обслуживание, ремонт судов, снабжение и разгрузку рыбопродукции в иностранных портах. Это касается и сдачи выловленной рыбы, что приводит к сокращению рабочих мест, инвестиций в береговое производство, налоговых поступлений в областной и федеральный бюджеты. Данная проблема обсуждалась на заседании правительства Российской Федерации 15 июля 1999 г.
Для коренного изменения сложившегося положения было подготовлено предварительное ТЭО создания «свободного порта» на базе существующего водного морского центрального ковша в г. Корсакове. Проект предполагает: главным образом за счет частных инвестиций, а не путем привлечения средств государственного бюджета, реконструировать ветхие причалы, организовать на прилегающей земле базы оформления, обслуживания и снабжения судов, создавать береговой рыбоперерабатывающий комплекс, действующий в режиме особого таможенного контроля. Реализация проекта позволит модернизировать рыбную отрасль области, существенно увеличить поставки недорогих рыбы и морепродуктов на российский рынок.
Таким образом, можно утверждать, что при стабильном политическом руководстве в обществе и дальнейшем углублении реформ, ведущих к рынку, особая
экономическая зона на Сахалине, при условии ее правильного развития, будет активно влиять на эффективность внешнеэкономических отношений, способствовать привлечению и аккумулированию денежных средств, новых технологий и созданию дополнительных рабочих мест. Она призвана выполнить роль катализатора экономических процессов, реально повлиять на качественное преобразование структуры экспорта и импорта, дальнейшее расширение связей с мировым рынком. То есть особая экономическая зона может выполнить роль источника нелинейной положительной обратной связи как ускоренного самоподстегивающего роста рыночных отношений в национальной экономике, может служить источником быстрого экономического развития.
Сегодня очевидна настоятельная необходимость продолжить работу по созданию особой экономической зоны на Сахалине.
6.4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
6.4.1. Что такое соглашения о разделе продукции по проектам «Сахалин»
Широкомасштабные работы по поиску и разведке нефти и газа на сахалинском шельфе, площадь которого достигает 20 тыс. кв. км, начались еше в 1975 году. Суммарные геологические ресурсы углеводородов оцениваются в 7,8 млрд. тонн условного топлива, в том числе нефти и конденсата - 4,05 млрд. тонн, свободного газа — 3300 млрд. куб. м. На сахалинский шельф приходится 76% ресурсов нефти, 90% свободного газа.
Огромный объем работ на шельфе, необходимость создания основных объектов промышленной инфраструктуры энергетического комплекса непосредственно на острове, значительные капиталовложения, сложнейшие экологические, ледовые и гидрометеорологические условия, отсутствие в России прогрессивных технологий морской нефтегазодобычи, гарантирующих экологическую безопасность, - все это потребовало привлечения, наряду с российскими, иностранных инвесторов и операторов столь масштабных работ.
Именно в этой связи правительством Российской Федерации совместно с администрацией Сахалинской области и областным Советом народных депутатов в начале 90-х годов было принято решение об осуществлении крупнейших нефтегазовых проектов «Сахалин» с привлечением иностранных инвестиций и прогрессивных технологий на условиях Соглашений о разделе продукции.
«Соглашение о разделе продукции» по проектам «Сахалин» — договор, согласно которому Российская Федерация предоставляет инвесторам на возвратной основе и на определенный срок в аренду (не передавая в собственность) исключительные права на поиск, разведку и добычу углеводородов на участке недр континентального шельфа, указанном в Соглашении, и ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на условиях риска. Взамен предоставления прав на добычу углеводородов Российская Федерация (правительство России и администрация Сахачинской области) получает доходы в виде платежей за использование ресурсов, налога на прибыль, доли добытых углеводородов, а инвестор соответственно возмещает вложенные инвестиции и получает прибыль.
Навигация
Перейти к полной версии