Очень интересно. Я-то думал, что ушу возникло в конце ХVIII- начале XIX, как реакция на снижение военно-прикладного значения фехтования и рукопашного боя.
Ну, это достаточно сложный вопрос - надо различать достаточно широкое распространение местных видов рукопашного боя и той квази-боевой системы, которая распространилась под названием
ушу.
По поводу "ушу" - сторонники всемерного распространения ушу в Китае во все века и времена с удовольствием ухватятся за рапорты На Вэньи (начало XIX века), где он говорит о неких бандитствующих элеменах, которые собираются с мечами и тренируются совместно, а потом не дают жизни честному народу, облагая его поборами. Но про ушуйскую мистику и упражнения по "ударам внутренней энергией" там ничего не говорится! В то же время известно выражение Пак Чега (1789), что ""Поэтому, если это (состояние обучения рукопашному бою - прим. А.М.) не так, то даже если маленький ребенок схватит меч, то спрячутся даже герои, подобные Мэн Буну и Ха Юку (поскольку иероглифы не указаны, героев не идентифицировал - прим. А.М.), т.к. боятся его оружия" (Муе тобо тхонджи). Т.е. это обычный рэкет, а не
ушу.
Корни
ушу, на мой взгляд, кроются в замысловатых ритуалах тайных обществ. Апогея это достигает к последней четверти XIX века, т.к. именно тогда реакция отторжения всего иностранного становится наиболее острой. И тогда система начинает развиваться, причем по достаточно непродуктивному пути.
Вспомните ранний (гонконгский) период фильмов Джеки Чана - это ситуация китайской глубинки 1920-х годов, когда толчок 1870-х (первые открытые выступления против иностранцев после Тайпинской войны) породил массу местных школ довольно низкопробных боевых систем, окутанных, тем не менее, завесой мистической тайны.
Ну, а то, чему и как учили, скажем, столь любимых Масловым
бяо (標 - коммерческих охранников, вооружавшихся, как правило, возникшим в середине XIX века как оружие не очень хорошо обученных воинов
нювэйдао), можно понять по тому, как они действовали - большую роль играла их репутация "крыши", чем реальные боевые возможности.
Хотя, если есть хорошие аргументы за расширение рамок бытования БИ в виде
ушу (лишь одна из форм бытования БИ, причем далеко не самая удачная) - можно рассматривать. Я на истину тут не претендую.
Опять же, русский офицер Галкин видел в конце XIX в. в Синьцзяне офицерское фехтование двумя саблями и солдатское -
дадао - и очень высоко оценил их прикладное значение, но отметил, что все это выполняется, как будничная армейская работа - никаких "придыханий с подвываниями", характерных для всяких "ушуйских таинств". А армейские упражнения с пиками его не порадовали, т.к. гибкое (из-за того, что использовалось композитное бамбуковое древко) древко не позволяло успешно поражать протинвка в намеченную точку, т.к. пика провисала на пол-аршина в конце.