боже мой! это кто вам такую историю рассказал?!
"Сан Франциский договор?! Нет не слышали!"(С)
В 1951 году был подготовлен проект мирного договора с Японией, который рассматривался на конференции в Сан-Франциско 4-8 сентября 1951 года. В конференции участвовали Япония и еще 48 государств, являющихся в годы второй мировой войны противниками Японии (некоторые чисто формально, символически). Присутствовала и правительственная делегация СССР во главе с А. Громыко. Конференция закончилась подписанием мирного договора с Японией. С точки зрения рассматриваемого нами вопроса, наибольший интерес представляет статья, в которой провозглашается отказ Японии от всяких претензий на Курильские острова и Южный Сахалин.
Именно на эту статью договора ссылаются многие наши граждане, доказывая, что Сан-Францисский мирный договор предусмотрел передачу Курил Советскому Союзу. К сожалению, надо констатировать, что те, кто это утверждает, самого договора не читали и знают о нем понаслышке. Ничего подобного в договоре нет. Не предусматривает Сан-Францисский мирный договор передачи Курильских островов Советскому Союзу. Можно только сожалеть об этом, но чего нет, того нет.
Глава советской делегации на Сан-Францисской мирной конференции А. Громыко заявил, что Советский Союз отказывается подписывать мирный договор с Японией, так как он не учитывает интересы СССР. Громыко особенно подчеркнул, что договор не предусматривает передачу Курильских островов Советскому Союзу (интересующиеся могут подробно прочитать об этом в книге «История дипломатии», том 5, книга 1, стр. 318, Москва, 1974).
Сенат США при ратификации мирного договора с Японией отказался от вышеупомянутого Ялтинского соглашения 1945 года между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем, указав в своем постановлении, что условия мирного договора не означают признания каких бы то ни было положений в пользу России в отношении Японии, содержащихся в Ялтинском соглашении, а также не означают признания за Россией каких бы то ни было прав или претензий на территорию, принадлежавшую Японии на 7 декабря 1941 года (то есть на день нападения Японии на США).
В Японии Курильские острова называются ТИСИМА – РЕТТО. Это как раз те 18 северных островов от Камчатки до острова Уруп. Острова же Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, в отношении которых идет спор, не входят в понятие Курильские острова. В Японии они называются «северные территории», и эти острова относятся к губернаторству Хоккайдо. Таким образом, сомнений нет: в Сан-Францисском мирном договоре Япония отказалась от всяких претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, но, заметьте, в чью пользу – не сказано. Япония подписала и ратифицировала этот договор, следовательно, она обязана полностью соблюдать все, что в нем записано. Но дело-то в том, что Советский Союз его не подписал. В соответствии с нормами международного права договор, не подписанный государством или подписанный, но не ратифицированный его высшими органами власти, для данного государства как бы не существует: такой договор не создает для данного государства никаких прав и никаких обязанностей. Государство, не подписавшее договор, не имеет права на него ссылаться для обоснования каких бы то ни было своих интересов и прав. Это установлено Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года и освящено многовековым обычаем. Так что ссылки многих наших авторов на Сан-Францисский мирный договор в подтверждение притязаний на Южные Курильские острова неправомерны.
Возникает вопрос: в чем же тут дело? Почему США и Великобритания в 1945 году в Ялте выразили прямое намерение передать Курилы Советскому Союзу, а в 1951 году в Сан-Франциско отказались это сделать? Одним англо-американским лицемерием едва ли это можно объяснить. Скорее всего, в 1945 году Черчилль и Рузвельт действительно намеревались поддержать требования Сталина о передаче Курил СССР.
Но в 1951 году Рузвельта уже не было в живых, а Черчилль уже не возглавлял британское правительство. Но был Сталин в расцвете своего могущества и неограниченной власти, с его злой волей, коварством, стремлением к дальнейшей экспансии. И был июнь 1950 года, когда с благословения (или по прямому указанию?) Сталина войска Северной Кореи вторглись в Южную Корею, когда так называемые «китайские добровольцы» с русскими лицами пришли на помощь северокорейцам, а представитель СССР в Совете Безопасности ООН А. Громыко ушел с заседания Совета Безопасности, чтобы парализовать его работу и помешать ООН принять меры по отражению агрессии в Корее. И ко времени начала конференции в Сан-Франциско в 1951 году корейская война была еще в полном разгаре, конца агрессии не было видно. Неудивительно, что в этих условиях и США, и Великобритания, и почти все остальные государства-участники мирной конференции в Сан-Франциско предпочли воздержаться от передачи Курильских островов Советскому Союзу. Неудивительно, что два других государства, завязших в корейской войне – КНР и КНДР, – были Организацией Объединенных Наций объявлены агрессорами и не получили приглашения на мирную конференцию в Сан-Франциско. Почти для всех стран, бывших противниками Японии во второй мировой войне, Сан-Франциский мирный договор 1951 года стал тем международно-правовым актом, который прекратил противостояние между ними, урегулировал спорные вопросы, стал фундаментом для улучшения и развития взаи мовыгодных политических и экономических отношений. Однако Советский Союз, отказавшийся подписать мирный договор с Японией, не имел с этой страной ни дипломатических, ни экономических отношений и формально все еще находился с ней в состоянии войны. Разумеется, это было не нормальное положение. Все прекрасно понимали, что есть только один выход: заключить двусторонний мирный договор. Но этому мешала нерешенная территориальная проблема – судьба Курильских островов. И, пожалуй, еще более трудная проблема – амбиции с обеих сторон, нежелание выслушать и, главное, понять другую сторону.
В середине 50-х годов ситуация, кажется, стала меняться к лучшему: длительные и очень сложные переговоры привели в конечном итоге к подписанию 19 октября 1956 года совместной декларации СССР и Японии. Важнейшим в этой декларации было то, что прекращалось состояние войны между Японией и СССР. Удивительно, но это так: Япония капитулировала в 1945 году, но состояние войны между СССР и Японией продолжалось до 12 декабря 1956 года (до момента вступления в силу декларации от 19 октября 1956 года). В декларации подчеркивалось, что между СССР и Японией восстанавливаются мир и добрососедские дружеские отношения, восстанавливаются также дипломатические и консульские отношения. Отныне все споры между СССР и Японией будет решаться только мирными средствами. В этой декларации СССР согласился передать Японии острова Шикотан и Хабомаи, но фактически их передача должна произойти после заключения советско-японского мирного договора. Япония и СССР обязались в ближайшее время начать переговоры о заключении мирного договора.
Таким образом, в советско-японской декларации СССР признал право Японии на острова Шикотан и Хабомаи и обязался вернуть их Японии после заключения мирного договора. Поэтому рано или поздно эти два острова необходимо будет вернуть Японии. СССР еще в 1956 году обязался это сделать. Приходится иногда слышать, что декларация 1956 года – это не договор, и поэтому она не имеет обязательной юридической силы. Так могут утверждать лишь люди, совершенно ничего не понимающие в международном праве. Женевская конвенция о праве международных договоров 1969 года установила, что любое соглашение между государствами, независимо от его названия (договор, соглашение, пакт, конвенция трактат, декларация и др.), юридически обязательно для подписавших его государств. Совместная советско-японская декларация от 19 октября 1956 года подписана надлежащим образом уполномоченными на то лицами и ратифицирована высшими органами власти СССР и Японии, тем самым она приобрела высшую юридическую силу и обязательна для исполнения как Советским Союзом, так и Японией. Вопрос о двух других островах – Итуруп и Кунашир – в декларации 1956 года не затронут. Он должен решаться исходя из других международно-правовых актов, о которых говорилось выше.
Некоторые наши граждане ссылаются на то, что если вернуть Японии острова, это будет нарушение Конституции России. Всем следует знать и исполнять ст. 15, п. 4 Конституции РФ: «…международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора». Иногда приходится слышать, что декларация 1956 года была подписана правительством СССР, а не правительством России, сейчас же самого СССР нет, а о том правительстве, которое было в 1956 году, уже все забыли. Поэтому, мол, Россия не обязана выполнять то, что обещало правительство СССР в 1956 году, да и времена сейчас другие, уже не те – международная обстановка изменилась.
Глубочайшее заблуждение! Международное право признает незыблемость международных договоров независимо от того, когда и кем они подписывались. Договор – это не соглашение между двумя людьми, а соглашение между государствами. Договоры действуют, пока не истечет их срок (если таковой установлен), или бессрочно (если срок действия договора не установлен при его подписании) до тех пор, пока существуют подписавшие его государства. Правительства могут приходить и уходить, но договоры сохраняют свою силу.
Случается видеть письма некоторых читателей, которые утверждают, что Япония якобы потеряла свои права на Южно-Курильские острова по причине давности, поскольку после войны прошло уже более полувека. Это тоже заблуждение. Никаких сроков давности в международном праве нет. Правда, когда-то давным-давно некоторые теоретики доказывали, что если какое-то государство владеет фактически чужой территорией 100 лет и более, то эта территория уже в силу длительности владения становится его территорией. Поэтому некоторые государства, отдавая часть своей территории в аренду другому государству, устанавливали срок аренды не более 99 лет. Но это была всего лишь теория, которая не нашла поддержки нигде. В международном праве такая норма не закрепилась. Поэтому давность владения территорией не создает никаких прав на территорию. Тем более что с момента прекращения состояния войны между СССР и Японией (то есть с 12 декабря 1956 года) прошло всего лишь чуть больше полувека, а это даже и по упомянутой теории срок недостаточный.