На самом деле,мне кажется,что представлять Ли Бо этаким пропагандистом идей даосизма, не просто поверхностно,но на самом деле неверно.
По поводу секты Шан цин.Не имеет значения был ли Ли Бо адептом этой секты или нет.Эта секта была исключительно популярна и сильна в образованной и даосско-ориентированной среде.Она сыграла значительную роль в формировании теории и медитационной практики даосизма.
Лидеры этого течения общались с императорами и высшими слоями общества.В общем,для того,чтобы быть знакомым с идеями этой секты, совершенно не надо было быть "адептом".
Сравнить же вино с "эликсиром бессмертия" заманчиво,но всё же несколько прямолинейно.
Здесь надо объяснить несколько деталей.Даосизм ставил целью достижение бессмертия.Мир бессмертен и бесконечен благодаря динамическому равновесию "инь" и "ян".Когда инь достигает своего предела,оно переходит в ян и дело повторяется по кругу.
А вот с человеком промашка вышла.Когда ян у него достигает наивысшей точки (где-то к 16 годам) дело берёт в свои руки инь и...всё.Человек со временем умирает.У даосов часто встречаются высказывания о чисто-иневской природе нащего тела.
Потому и возникает проблема ,откуда взять настоящий ян.Здесь надо заметить.что ян не может породить ян,инь не может породить инь.Ян порождает инь,инь порождает ян.И только так.
Потому для того,чтобы "добыть" настоящий ян ,надо усиливать свой инь.Достаточно парадоксальная идея,но очень в китайском духе.
Потому основа даосского пути совершенствования (и первый его этап)-это достижение состояния абсолютного спокойствия.
Надо забыть о своих желаниях,об окружающем мире,о самом себе.
И когда это состояние,напоминающее первородный, хаос будет достигнуто-и появится (сам собой) настоящий ян.
Но во времена Ли Бо считалось,что этот ян слишком слаб(откуда ему быть сильным,учитывая иньскую природу тела) и без дополнительных средств (типа какого-нибудь эликсира) толку от него мало.С другой стороны,сам по себе эликсир без достижения подобного состояния-просто яд.
Но если мы посмотрим на Ли Бо- то там ничего подобного нет.Не случайно сам Ли Бо "китайским по белому" написал,что становиться бессмертным толку нет-когда есть спиртное.
Нет никакого "усиления инь",достижения спокойствия,забывания о самом себе,аскетизма и т.д.Наоборот-прямое ,почти внутревенное "впрыскивание" ян-с помощью вина,полная свобода,гедонизм и экстаз.И когда это яневское состояние достигает предела-достижение состояния истинной пустоты.
Потому стихотворения Ли Бо не толко не являются иллюстрацией к даосским идеям-по крайней мере в некоторых своих аспектах,они являются полной им противоположностью.
Так же как и природа "вина" у Ли Бо очень отличается от природы "эликсира бессмертия" у даосов.
П.С.Я всё о трёх "стаканах" думаю.Но всё не придумаю.Пробка в голове-хотя,наверное,всё достаточно просто.Тремя "стаканами",явно,не обойдёшься.