ГЛАВА ПЯТАЯ.
ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ.
9 июня прошлого года на съезде начальников районных бюро, от¬делений БРЭМ и представительств, созванном в Харбине, начальник мест¬ной японской военной миссии, генерал Янагита, в своей инструктивной речи заявил:
«Огромное значение приобретает сейчас развитие движения молоде¬жи, которое может явиться фундаментом будущей российской эмигрант¬ской молодежи и движущей силой переорганизации Восточной Азии».
Следуя этой инструкции, в руководящих кругах белоэмигрантов начал усиленно дебатироваться вопрос об активизации молодежи. При этом, поскольку привлечение молодежи к разведывательно-диверсионной работе против СССР, требует соответственной политической обработки молодых кадров эмиграции, естественно, в первую очередь, необходимо было отвлечь молодежь с пути обывательщины на путь активного ее участия в борьбе старшего поколения с советской властью. В предпри¬нятой кампании тщательно маскировались действительные причины под¬нятого вопроса и всячески подчеркивались недостатки воспитания и причины не только аполитичности молодежи, но даже и прямого антаго¬низма между „стариками" и молодыми. Для широких кругов эмиграции эта кампания конспирировались под видом борьбы за «оздоровления быта молодежи» и была начата, «Объединением российских эмигрантов» в лице специально созданной «комиссии по оздоровлению быта молоде¬жи» под председательством профессора Н. И. Никифорова (близок к фашистам, член украинской колонии в Харбине).
Тревога старшего поколения эмиграции заключалась прежде всего в том, что молодежь «не слишком склонна доверять старикам н поэ¬тому к ней необходимо подойти умело. Старое поколение эмиграции объясняет отсутствие доверия тем, что часть молодежи распропаган¬дирована „красной агентурой" и восстает против лозунгов поражен¬чества, считает их изменой ,,русскому делу" и твердо берет курс на оборончество».
В каком аспекте представляется „старикам" пораженчество нами было уже сказано в третьей, главе, в разделе „Российский фашистский союз".
И действительно, независимо от скрытых целей данной кампании, следует сказать, что раскол между двумя поколениями эмиграции значительно усиливается на почве пораженчества и оборончества. Судя по тону передовой статьи, помещенной 2 декабря прошлого года в га¬зете „Захинганскпй Голос'', часть эмигрантской молодежи считает Германию врагом русского народа и, следовательно, врагом эмиграции, так как она напала на Россию, а отсюда тенденции у молодежи также считать врагами и всех тех, кто в той или иной мере играет на руку германскому фашизму. Развитие такого рода настроений среди молодежи грозит свести на нет все чаяния „стариков", так как ряды их быстро пустеют, а смена ускользает из рук.
«Молодежь—надежда и опора эмиграции, должна быть особенно осторожной, должна быть твердой в своих убеждениях и не поддаваться пагубной и злостной провокации красной агентуры»- так заканчивалась статья в „Захинганском Голосе».
Другая сторона тревоги старого поколения эмиграции заключается в том, что у молодежи „культурный уровень в массе очень низок, интересы узки, умственные запросы ограничены'', что „эмигрантская молодежь почему-то развивается очень поздно и „...поэтому для старшего поколения эмиграции нет смены. Это заметно везде. Молодежь почти совершенно не выдвигает из своей среды новых общественных и культурных работников". („Заря" от 27 января с. г. Статья „С мо¬лодежью для молодежи").
«Чрезмерное увлечение танцульками, гулянками, а подчас и нар¬котиками привело к тому, что культурный уровень молодежи понизился и она стала терять свой национальный облик, утратив представление о том долге, который лежит на каждом эмигранте" - заявил председатель комиссии „по оздоровлению быта молодежи"—Никифоров. Эта же ко¬миссия официально констатировала на заседании «Объединения рос¬сийских эмигрантов», что необходимо прежде всего создать Общество друзей молодежи, которому можно было бы поручить борьбу с прист¬растием молодежи к табаку, спиртным напиткам и наркотикам".
Приблизительно в тех же красках характеризовалась эмигрантская молодежь и в статье „Пути эмигрантской молодежи" в „Захинганском Голосе" от 13 января с. г. Автор статьи, разделяя молодежь на три категории: актив, нейтральных и пассив, говорит о последних следующее:
„Другая категория—пассив. Это молодежь никогда не вспоминает, что имела когда-то свою родину - она проводит целые дни и ночи в увеселительных местах, насвистывает американские фокстроты, знает наперечет имена всех киноартистов, но не знает своих русских песен, не знает имен героев русской истории. Почему так пусты бывают залы, где читаются доклады и лекции на самые животрепещущие темы? И почему так переполнены биллиардные, кабарэ и дансинги? Это показывает, что в процентном отношении денационализированной, разложив¬шейся молодежи больше, чем национально мыслящей".
В результате всей этой дискуссии 17 января с. г. состоялось организационное собрание «Общества друзей молодежи», в правление которого вошли большей частью лица, связанные с руководящими кру¬гами Главного бюро эмигрантов.
Начальник ГБРЭМ Кислицин в своей речи на этом собрании зая¬вил: „Мы должны встретить национальное возрождение России такими кадрами, которые будут достойными сынами будущей великой России. Создание общества имеет своей задачей протянуть молодежи руку помощи в минуту слабости и беспомощности". Как бы отголоском на эти слова прозвучала статья „Горькая правда", помещенная опять-таки в газете „Захинганский Голос" от 27 января с. г. в которой говорится:
„Кто главный виновник в никчемности нашей молодежи и отсутствии у таковой духовных запросов? Да не сами ли мы родители и вообще старшие? Откуда воспринимает плохие примеры наша молодежь? Да только от нас, от старых .... Наши порочные дети - зеркало, в котором мы видим свои собственные пороки».
Создание «Общества друзей молодежи», как это отмечено в упомянутой уже статье „С молодежью для молодежи», есть не только от¬голосок инструкции, данной начальником ЯВМ в Харбине генералом Янагита, но и результат того, что „вопрос о культурно-просветительной работе среди молодежи является одним из наиболее острых и вызывает подчас борьбу". Поскольку „культурно-просветительной" работой ГБРЭМ ведал первый заместитель начальника ГБРЭМ Родзаевский К. Б.— «глава» «Российского фашистского союза», а основной работой этого отдела (2-го) является именно работа среди молодежи, можно вывести заключение, что борьба, о которой говорится в этой статье, ведется между некоторой частью активистов эмиграции и фашистами, так как вопрос о том, кто сможет более надежно и в кратчайший срок обеспе¬чить японской разведке кадры молодых шпионов н диверсантов сопря¬жен с рядом материальных благ.
Вот почему в ответ на инициативу «Объединения российских эмигрантов», РФС со своей стороны открыл на страницах своей газеты «Нация» кампанию за более широкое вовлечение молодежи в ряды фашистского движения.
Фашисты заявили, что вопрос о молодежи был ими поднят два года тому назад, достаточно проработан и „теперь требует лишь кон¬кретных мероприятий". В результате пока «Общество друзей молодежи» раскачивалось, не выходя за пределы „обсуждений'', РФС 19 февраля с. г. сообщил, что им организован «Клуб молодежи» и избрано его правление, целиком состоящее из фашистов.
Родзаевский еще в 1938 году делал попытку к объединению РФС с «Национальной организацией русских разведчиков» (НОРР) и «Сою¬зом мушкетеров им. князя Никиты», но успеха не имел, так как обе эти организации молодежи носят чисто монархический характер. В настоя¬щее время, обеспечив за собой поддержку со стороны японских разве¬дывательных органов, Родзаевский пытается вовлечь в сферу своего влияния нейтральных и пассив эмигрантской молодежи, надеясь, по-ви¬димому, провести в жизнь данное ему задание о подготовке необходи¬мых в предстоящей войне с СССР кадров разведчиков и диверсантов. Участие молодежи в такого рода работе считается тем „стажем", о котором говорится в органе РФС в Шанхае—газетке „Наш путь" от 1 февраля с. г. В заметке под заголовком «Без стажа в настоящем не будет будущего» сказано следующее:
"Каждый эмигрант персонально и вся российская эмиграция сооб¬ща, организованно должны подготовить для себя соответствующий стаж; иметь полезный для будущего новый идеологический багаж... Без стажа в настоящем не будет будущего, поэтому пока есть время, следует этот стаж приобрести сейчас, тем более, что этот багаж помогает каж¬дому эмигранту получить ручательство за его доброкачественность, А глупые люди, этого не понимающие, за свое незавидное будущее пусть сами на себя пеняют".
Вопрос для старшего поколения эмигрантов заключается в настоящее время в том - за кем пойдет молодежь—за монархистами или фашис¬тами. В действительности же последняя в своем большинстве, по-видимому, не склонна следовать не за теми, не за другими, предпочитая ув¬лекаться „танцульками, а подчас и наркотиками".
Как не стараются „руководители" эмигрантской молодежи затуше¬вать истинные цели, которые они держат в „протянутой руке помощи", лейтмотив всей этой кампании временами звучит полной силой. Доста¬точно вспомнить откровенное заявление нач. ГБРЭМ Кислицина, сделан¬ное им при обращении к молодежи во время „торжественной церемо¬нии на плацу высшей народной школы" перед началом проведения во¬енно-воспитательной подготовки 21 сентября прошлого года.
«Вы, конечно, знаете, — сказал он, - какие события сейчас про¬исходят во всем мире, и понимаете, что эти события не могут не от¬разится на нашей судьбе и на судьбе нашей родины—России. В свете этих событий и неизбежности для нас рано или поздно принять в них активное участие, вопрос военной подготовки русского юношества прио¬бретает особенно важное значение».
Начальник ЯВМ в Харбине Янагита точно также заявил с полной откровенностью: «Вы являетесь отбором российской эмигрантской моло¬дежи и от ваших усилий зависит судьба российских эмигрантов». К этим словам добавить нечего.
Кроме упомянутых выше двух организаций молодежи—«Общества друзей молодежи» и «Клуб молодежи», следует вкратце остановиться еще на трех—«Христианском союзе молодых людей в Маньчжурии», «Национальной организации русских разведчиков» (НОРР) и «Союзе мушкетеров им. князя Никиты».