По поводу души и процесса перехода из живого в неживое почитайте, кому интересно "Тибетскую книгу мёртвых", она же "Бардо Тодол". Есть написание "тёодол", "тёдол". Но суть та же. Душа есть, но не совсем такая, как у нас. Теперь про чисто китайские похороны. С 70-х годов запрещено хоронить в землю, но это не распространяется на сельскую местность, там хоронят на полях или вдоль дорог. Когда едешь на поезде. видно могилы относительно свежие. Ещё в деревнях на могилу втыкают палку, не знаю, сколько она стоит, чтобы душе путь был. За могилами особо не ухаживают. Мои знакомые китайцы говорят. что они не могут прийти на могилы предков, не знают, где они, только приблизительно. Но обряды справляют дома или жгут деньги на перекрёстках. В городах это вижу всё меньше. В тему, 2 истории про похороны. Первая. Есть подруга китаянка, очень состоятельная. 2 года назад у неё умерла бабушка. Не хоронили долго. Бабушка хотела быть похороненной в земле. Чтобы собрать все справки и похоронить её в их собственную землю ( у них много своей земли. хотя они и горожане), им пришлось помучиться. Похоронили почти через 2 недели. но в землю. Вторая история. Несколько лет назад стла пугаться: как не иду на работу - навстречу похороны. Описываю, что видела. Впереди едет несколько легковых машин. на них белые цветы на бамперах. типа из флюзелина или марли. В них, как я понимаю, сидят ближайшие родственники . Не видела, как наряжены мужчины. а на женщинах на голове кусок неотбелённого полотна желтоватого, на шеё узлом не завязан, а где-то на спине. Большой длинный прямоугольник, сложенный пополам в вверху частично зашитый. Потом идёт машина как бы с гробом. На большом автобусе сверху бутафорский гроб в китайском стиле. Странная, но не грустная, на мой взгляд музыка, весь автобус в белых цветах, впереди портрет умершего. Это удовольствие я лицезрела чуть ли не каждый день, идя на работу. Потом спросила китайцев. Объяснили, что всё нормально. На моём пути был мост, пусть и символический. Так вот, когда едут похороны, они должны обязательно проехать через мост. Но тут другая проблема: похоронной процессии не разрешают ездить по центральным улицам. Поэтому ищут мосты поспокойнее. Мне не повезло, по такому мосту я ходила на работу. Пришлось сменить маршрут. Но с точки зрения знаний о мире - всё нормально: мост, вода, другая среда, другая сущность - в том мире. Переходя тот мост, мы прощаемся с этим миром. И третья история. Кощунственно-смешная. Подруга-русская, замужем за китайцем, решила навести порядок в доме свекрови. Убирает, выносит мусор к двери, чтобы муж,когда придёт, вынес. Приходит муж. Видит 2 непонятных подруге убогих и грязных кастрюли, и говорит: " Поставь бабушку и дедушку на место, и не трогай больше". Оказалось, что это урны с прахом его бабушки и дедушки. Система здесь такая. Даже за то, чтобы урна стояла в колумбарии,надо платить. причём на тот момент приличные деньги. поэтому народ обычно хранит там прах год, а потом забирает домой. И последнее. Когда первый раз побывала в китайском храме и увидела бесконечные стенды с табличками умерших, то прониклась, и поняла, как их много. В Чанчуне я навскидку посчитала. это было к 3 миллионам. Всё, что хотела сказать.