CEV & CLV
это сейчас... и это более мнее понятно. я про ПРОШЛОЕ спрашиваю. что на ТОТ момент все же было лучше как экономически так и эргономически!
Вы спрашиваете, кто сильнее - кит или слон
IMHO. Шатл - фантастическое по своему техническому уровню изделие, так же как и Сатурн-5, многие из компонентов не имеют аналогов сейчас и не будут иметь их в будущем - потому что как и Сатурн, создавался под конкретную задачу. Задачей "Сатурна" была Луна, и эта задача была выполнена блестяще. После завершения Лунной программы БЛЕСТЯЩЕ заточенный под нее "Сатурн" с его великолепными техническими характеристиками сошел со сцены - криогенные "верхние" ступени не очень экономичны для околоземных запусков. Шатлу повезло меньше - его задачей была транспортировка на околоземную орбиту и назад большого количества объемных грузов. Их просто не нашлось. А то, что нашлись - оказалось выгоднее забрасывать пусть не настолько продвинутыми, зато относительно дешевыми технологиями вчерашнего дня.
Это как с DVD-плэйерами - конечно, "последний писк" сейчас - "пишущие" на винчестер комбайны с кучей возможностей, но просто плэйер сейчас дешевле грязи - их в основном и берут.
Судя по всему, CEV будет гибридом надежного и дешевого (относительно, конечно) традиционного "движка" и "аэродинамического" модуля экипажа, а CLV - вообще "разовой зажигалкой". Что интересно - из "наших" космических специалистов ярым сторонником и пропагандистом такого же технического решения является Феоктистов, и достаточно давно - с конца шестидесятых.
Однако интрига есть - в тени грандиозных правительственных проектов частная инициатива успешно реализовала ЭКОНОМИЧНЫЙ и полностью многоразовый шатл 8) У которого достаточно потенциала путем простой "линейной" интерполяции уже отработанных и ЭКОНОМИЧЕСКИ ОПРАВДАВШИХ себя решений для заваевания по крайней мере околоземной орбиты.
Так что все еще ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ