Приветствую всех!
Я так и не нашел кнопки "Создать тему", равно как и подходящего названия темы под мой вопрос, но задать его у меня все-таки есть большое желание, поэтому не обессудьте и в случае нарушения правил с моей стороны - перенесите, пожалуйста, обсуждение в заранее для этого созданную, подходящую тему. Спасибо.
А вопрос заключается вот в чем: мне бы хотелось поговорить о взгляде японских самураев (XXVI-XXVII вв.) на
загробную жизнь.
Пару дней тому назад я говорил об этом с доцентом из национального университета, но он, как оказалось впоследствии, преимущественно филолог и ничем по теме мне помочь не смог. К кому еще обратиться и в каком заведении можно найти востоковеда - не знаю и, судя по всему, таковых на близлежащей территории нет.
Поэтому решил обратиться за консультацией в интернет.
Ну, чтобы как-то начать тему, хочу сказать, что я знаю о нескольких основных позициях. Разумеется, они касаются верований (о личном взгляде кого-либо из самураев на тему послесмертного состояния в письменных свидетельствах я не прочел, в силу отсутствия оных). Это синтоизм, буддизм и, как ни странно, христианство.
Думаю, на счет синтоизма и буддизма, говорить здесь нечего, ибо большинству все и так известно. Но все-таки, в двух словах опишу.
Первое - это поклонение божествам и духам, соотв. в разрезе темы: после смерти члены семейства поклонялись умершему. Кстати, исходя из этого, быть может, и можно объяснить такое неоправданное западным разумом рвение самураев к незапятнаной чести, и бескомпромиссное лишение себя жизни в виде сэппуку, в случае если честь была попрана. Человек, который шел на такой серьезный и самый важный в его жизни шаг, смотрел на всё глобально и понимал, что о нем будут помнить еще очень долго, передавая память о его имени из поколения в поколение, поэтому для него имело огромное значение то, какое именно мнение останется о нем в лице общественности, его друзей и родственников. Ссылки не на эту позицию не даю, можно найти практически в каждом обширном произведении, посвященному японскому кодексу чести. Взять хотя бы "Хагакурэ" Ямамото Цунэтомо.
В буддизме, не учитывая многочисленное кол-во делений и сект, основным взглядом на послесмертное состояние была реинкарнация. Т.е. представление о том, что человек постоянно движется в бесконечном колесе перерождений, постоянно возрождаясь в одном из шести миров: обители богов, полубогов, человечества, животных, духов и приведений или нарака (адских существ). Появление в том или ином мире зависело от земных деяний человека и его духовном уровне, от которого зависела способность выходить за круг перерождений. Ссылки также не даю, по тем же соображениям, помноженным на два.
Что же касается христианства, распространено оно было довольно-таки скудно (исходя из мною прочитанного), и находило свое воплощение только среди отдельных семейств, которые передавали это верование "от отца к сыну". Письменное же подтверждение наличия христианских верований мне встретилось, чтобы далеко не ходить, в "Правилах" Куроды Нагамасы.
Существовал также и еще ряд различных верований, но я не отношу их к основным, исходя и процентного соотношения в сравнении с вышеуказанными.
Но. Все что мы видим выше - это только общепринятые взгляды, более-менее официально установленные и описанные литературно. Что же касается того, что было на самом деле, как быть в это разрезе темы наиболее объективным -
вот он, этот самый, главный вопрос.
К примеру, через 100-200 лет, если кто-нибудь проанализирует верования современных японцев, быть может, он скажет, что самая распространенная религия на то время была - буддизм. "Значит японцы думали, что все мы реинкарнируем". Но пообщавшись с человеком, который 20 лет прожил в стране восходящего солнца, я узнал, что на вопрос "что будет после смерти?" все японцы вместо ответа просто добродушно улыбаются. Действительно, зачем им думать о таких мрачных вещах, если уровень их жизни способствует более жизнеутверждающим мыслям и занятиям?
Вот так же может быть и с японскими самураями. Официальная версия одна, а на деле, как мне кажется, они думали скорее о том, как исполнить свой долг перед хозяином наилучшим образом, как быть полезным ему и как усовершенствовать свою физическую подготовку для служения, опять-таки, кому? Правильно, господину.
О смерти же они думали ежедневно, готовя себя к этому денно и нощно, НО думали об этом как о факте. Как мне кажется, они не проецировали себя ЛИЧНО на мысль о том, что их вовсе не станет. Т.е. думали о смерти как бы от третьего лица, видя себя со стороны и понимая на границе сознания, что тот, кого они видят - это они сами, но не будучи непосредственно внутри себя в момент осознания мысли смерти. Посему о том, что будет ПОСЛЕ смерти они и не думали, как таковым образом. Для них имел смысл лишь момент, в котором они жили и память, которую они оставят о себя, уйдя из мира.
Разумеется, это мое субъективное мнение.
А теперь мне бы хотелось, чтобы и вы помогли мне пролить свет истины на этот вопрос, если вы конечно не против.
Заранее премного благодарен!
С ув., Сергей.