А вот если кто- то верит в социологические опросы по- российски, то это только его проблема.
Это как по НТВ в 90- х годах, в каждом выпуске новостей ведущий, серьезно шевеля усами, выдавал "по данным опроса общественного мнения...". И все верили, и никого не смущало, что столько реальных опросов общественного мнения организовать (по 2-3 разных на каждую передачу)- вся телекомпания разорится, и объем работы гигантский. И что- то ни разу никто не видел человека, который бы в этих опросах поучаствовал, хотя охват количества людей должен быть тоже гигантский.
То есть путем простого логического вывода имеем результат: все эти опросы- лажа.
Логический вывод неверен, если делается на неверных предпосылках.
К сожалению, я не однократно сталкивался с проведением соц. исследований и вовсе там не встречал никакого гигантского объема работ. Если вы не поленитесь и загляните на публикации этих обследований, то там основные критерии даются - кол-во опрошенных и оцениваемая погрешность.
Для того чтобы валидно представить результаты мнений по всей территории РФ - достаточно счетных тысяч человек. Вопрос только контроля выборки, по которой проводится опрос. Т.е. регион, половозрастной состав, город/село, может еще пару показателей - под это давно подведена научная база. Если по достижения соответствия опрашиваемых выборке (например молодежь студенты 18-25 лет соотносится в группе жителей городов условно как 50 человек в общей выборке 1500, то после достижения 50-ти опрашиваемых таких игнорируют, добирая остальных группы).
Критериями успеха соц.опроса является:
1. Обоснованное формирование модели исследования с заданной погрешностью. Скажем опрос не должен проводиться на остановках, у магазинов, у вокзалов, нельзя проводить в часы пик (по пути на работу, с работы) и т.д. После регистрации проводящим опрос 5-10 опрашиваемых, меняется точка - все для поддержки "случайности" опрашиваемых.
2. Контроль результатов проводящих опросы - для этого есть как организационные методы- надежные партнеры, интсруктажи и т.д., самих анкет (условно говоря всегда можно определить на улице заполнена анкета или "в тепле дома"), контрольный обзвон интервьюемых, методы перекрестного контроля данных собранных разными методами (на улице, телефонное интервью, фокус-группы), и т.д.
3. Корректной статистической обработки результатов
Все это умеют делать компании с опытом работы в российских условиях и имеющих сеть партнеров.
стоит это не дорого. Для одного вопроса с 5 ответами, для количества 1000-1500 человек - предполагаю в районе 500 тыс.рублей. Т.к. не стоит забывать. что один вопрос можно не отдельно организовывать, а "падать на хвотс" в вопросник более общей анкеты.
Если проводить соц. исследование - телефонным интервью - то оно еще дешевле. А не встречаете вы их - т.к. 1500 человек, как выборка по всей территории РФ - это "капля".
Поэтому вопросы проводимые западными компаниями - чаще страдают большей погрешностью, т.к. они не умеют контролировть раздолбайство наших интверьюверов.
Впрочем к чему вам это все рассказывать, когда есть тезис-план и вопрос не в агрументации. А его повторении.