Инкубатор Полушария и другие страны Азии > Культура и язык Айну
Японский визуально-антропологический семинар
(1/1)
Pepe Mantani:
Третий Московский международный фестиваль визуальной антропологии «КАМЕРА-ПОСРЕДНИК»
Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 8-13 октября 2006 г.
Японский визуально-антропологический семинар
"Иная Япония: Региональные культуры Японии"
Посвящается памяти российского востоковеда Н.А.НЕВСКОГО (1892-1937)
Москва, АНО "Японский Центр" (Высшая школа бизнеса МГУ, Воробьевы Горы, д.1, стр.52)
12 октября 2006 г., четверг, 11.00-20.00
Вход свободный (Количество мест 70)
12 октября 2006 г. (11.00-20.00) в АНО "Японский центр" (Высшая школа бизнеса МГУ) проводится Японский визуально-антропологический семинар "Региональные культуры Японии". Этот семинар впервые за пределами Японии предлагает панораму ее уже исчезнувших или исчезающих традиционных региональных культур - с северо-востока до юго-запада Японии: айнов Хоккайдо, центрального Хонсю (преф. Нагано), южной Окинавы (о-ва Мияко и Яэяма). Будут показаны фильмы документалистов и этнографов из Японии (в том числе, с Окинавы), Франции и России.
Семинар открывается японским фильмом «Айны: прошлое и настоящее» (Япония, 2006), основанным на уникальных архивных материалах английского исследователя Н.Г.Мунро 70-летней давности. Авторы предоставили свой фильм для проведения его мировой премьеры. На семинаре можно увидеть фильм «Омбасира - празднество Священного столпа в Сува» (Япония, 1998), красочно рассказывающий о грандиозном ритуальном действе. Целый блок семинара посвящен культуре островов Мияко и Яэяма (южная Окинава), с которыми у России исторически имеются культурные связи (исследования Н.А.Невского 20-х годов XX в.). Впервые российский зритель сможет увидеть четыре фильма и воочию познакомиться с замечательной традиционной культурой этого региона, малоизвестной на Западе и даже в самой Японии. Фильмы «Айны: прошлое и настоящее», «Нанамуи - святилище «Семь священных рощ» (часть 1): Песни для богов» и «Традиции и перемены: обряды островов Яэяма (Окинава, Япония)» будут представлены их авторами.
Семинар обещает стать заметным событием культурной и научной жизни Москвы. На его открытие будут присутствовать известные российские и зарубежные деятели науки и культуры, японские дипломаты, российская и иностранная пресса. Японский семинар "Иная Япония: Региональные культуры Японии" призван способствовать популяризации японской культуры в России и укреплению взаимопонимания между гражданами двух стран.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
1. «Айны: прошлое и настоящее» (Япония, 2006) (115 мин.)
реж. Дзюнко УТИДА и Юки СУДЗУКИ, продюсеры Кадзуо ОКАДА и Дзюнко УТИДА
2. «Омбасира - празднество Священного столпа в Сува» (Япония, 1998) (60 мин.)
реж. Минао КИТАМУРА
3. «Острова. Времена изобилия - Душа и культура островов Мияко - » (Япония, 1996) (30 мин.) реж. Мицухиро СИНДЗАТО
4. «Нанамуи - святилище «Семь священных рощ» (часть 1): песни для богов» (Япония, 2003) (79 мин.) реж. Тоёмицу ХИГА
5. «Сохраняя традиции: Обряды островов Яэяма (Окинава, Япония)»
реж. Антонио Геррейро (Франция, 1997) (26 мин.)
6. «Ангама с острова Исигаки (Окинава)» (Россия, 2006) (40 мин.)
реж. Евгений Бакшеев
* * *
Для участия в подготовке и проведения семинара ПРИГЛАШАЮТСЯ ДОБРОВОЛЬЦЫ со знанием японского, английского или французского языков, навыками организаторской работы, общения со СМИ, владения компьютером, оргтехникой и аудиовизуальной аппаратурой, с желанием поучаствовать в интересном и полезном деле. Мы также рады ПАРТНЕРАМ и СПОНСОРАМ.
* * *
Координатор Японского семинара Е.С.Бакшеев (с.н.с. Российского института культурологи, стажер Университета Рюкю, Окинава). Контактный адрес: [email protected]
ФИЛЬМЫ И АВТОРЫ
Японского визуально-антропологического семинара
"Иная Япония: Региональные культуры Японии"
1. «Айны: прошлое и настоящее» (Япония, 2006) (115 мин.)
Режиссеры Дзюнко УТИДА и Юки СУДЗУКИ, продюсеры Кадзуо ОКАДА и Дзюнко УТИДА
Краткая аннотация фильма:
Врач из Шотландии Нейл Г. Мунро (1863-1942) провел длительное этнографическое исследование айнов и снял несколько их обрядов в Нибутани (о.Хоккайдо). Его фильм «Иомантэ» («Проводы» медведя ») был снят в декабре 1930 г. двумя 35-мм камерами «Эймо» и смонтирован на 16-мм пленке с титрами. Это был единственный фильм, который он успел закончить и отправить в Королевский антропологический институт в Лондоне. После его смерти в Японии и Великобритании было смонтировано несколько версий отснятого им материала; была также издана его книга «Айны – верования и культы» (Munro N.G. Ainu. Creed and Cult. NY, 1963). В итоге, 75-летние интенсивные исследования материалов, снятых Мунро , вылились в видеодокумент «Айны: прошлое и настоящее», который прослеживает судьбу фильма Мунро и самих айнов
Творческая биография:
Д-р наук Дзюнко УТИДА – этномузыковед, закончила Токийский университет искусств. Работает в Государственном историческом музее Японии (Рэкихаку).
Юки СУДЗУКИ изучала биологию в Университете Отяномидзу (Токио). Работает режиссером в «Токио синема Инк.». Несколько ее видеофильмов по биологии и телевизионных фильмов награждены различными премиями.
Кадзуо ОКАДА (кинокомпания Tokyo Cinema Inc.) окончил ВГИК (класс М.Ромма). Известный деятель документального кино Японии.
Фильмография Кадзуо Окада:
1978 «Обряд идзайхо острова Кудака (Окинава)»
1979 «Праздник вееров в Нати»
1981 «Ряженые маюн-ганаси из деревни Кабира (о.Исигаки, Окинава)» (показан на 2-м ММФВА-2004)
1978 «Обряды святилища Увасэ»
2. «Омбасира - празднество Священного столпа в Сува» (Япония, 1998) (60 мин.)
Режиссер Минао КИТАМУРА
Краткая аннотация фильма:
Грандиозное празднество Священного столпа (Омбасира) издавна проводилось в Сува (префектура Нагано, о.Хонсю) один раз в шесть лет (в год Тигра или Обезьяны). Это празднество разворачивается вокруг священных деревьев; их валят, спускают с гор вниз в деревни, а затем почитают как богов. Празднество состоит из множества обрядов, таких как Ки-отоси («Спуск дерева с горы»), Кава-госи («Переправа»), Татэ-омбасира («Подъем Священного столпа»). Фильм полностью воспроизводит празднество Омбасира в Сува 1992 года. Это самый большой обряд подъема священного столпа в мире; в фильме приводятся также сходные примеры из Непала, Тибета и Индии.
Творческая биография:
Минао КИТАМУРА - один из самых известных документалистов Японии.
1942 Родился в городе Ина, префектура Нагано, Япония
1964 Закончил Университет Васэда
Фильмография Минао КИТАМУРА:
1966 «Ритуал идзайхо : Кудака (Окинава) - остров жриц-богинь - »
1982 «Жизнь Будды – по историческим маршрутам и местам Индии и Непала - »
1985 «Мужчины под духовной защитой женщин: Один год жизни на острове Кудака»
«Говорящие с духами (Тайвань, Корея, Бали, Окинава)»
«Почему у нас есть обычай перетягивания каната? – Верования Японии и Азии - »
«Почему мы пользуемся солью для ритуального очищения? – Верования Японии и Азии - »
1987 «Огонь и ветер: Морские кочевники моря Сулу (племя самаль, Филиппины)»
1988 «Это Джомолунгма – Прямой репортаж с вершины Джомолунгмы - »
«Экспедиция на неизведанный дальний Восток Китая: по следам секретного путешествия японского агента Кадзуми Нисикава из Монголии в Тибет длиной 6000 км»
1990 «Великие Гималаи – Природа и люди пяти горных стран - »
1991 «Южно-западный Шелковый Путь Китая: неизвестный маршрут в Древнюю Индию»
«Шаманский обряд бёльсин кут: Шаманки мудан восточного побережья Кореи»
1992 «Ханамацури («Праздник цветов») - День рождения Будды Шакьямуни в Цуки, Тоэй-тё, префектура Айти»
1994 «Ускользающая река Тибета: по Ярлунг Цангпо (Брахмапутра) к истокам легенд и верований»
1995 «Мир первобытной Индии»
1999 «Побережье Джомолунгмы: Экспедиция в поисках морских раковин на вершине мира»
2000 «Святилище цветов и трав: традиционная медицина Тибета»
2001 «Пэкту, священная гора Северной Кореи»
«Культ сюгэндо : Аки-но минэ – осеннее ритуальное восхождение на гору Хагуро»
2005 «Формы Ритуала: бронзовые барабаны»
«Звуки Ритуала: Китай, Вьетнам, Индонезия»
3. «Острова. Времена изобилия - Душа и культура островов Мияко - » (Япония, 1996) (30 мин.)
Режиссер Мицухиро СИНДЗАТО
Краткая аннотация фильма:
Фильм, снятый в середине 90-х годов, рассказывает о традиционных обычаях и обрядах островов Мияко (Окинава), многие из которых уже сейчас исчезли. Особое внимание уделено ежегодным обрядам испрашивания у божеств местных святилищ богатого урожая, изобилия, счастья и процветания.
Творческая биография:
Мицухиро СИНДЗАТО родился в 1961 г. на о. Мияко (Окинава). С 1988 г. работает на местном телевидении; основная тема его репортажей и программ - традиционная культура островов Мияко. Снял ряд документальных фильмов об обычаях и обрядах этих островов, получивших признание и удостоенных премий. Фильм «Острова. Времена изобилия - Душа и культура островов Мияко - » награжден главной премией конкурса NHK среди программ для кабельного телевидения в 1997 г.
4. «Нанамуи - святилище «Семь священных рощ» (часть 1): Песни для богов» (Япония, 2003) (79 мин.)
Режиссер Тоёмицу ХИГА
Краткая аннотация фильма:
Каждый год более 40 обрядов проводится в святилище Ухарудзу утаки в поселка Нисихара (о.Мияко, Окинава). Жрицы Нанамуи (Семи священных рощ=святилищ; так же называют Ухарудзу утаки) увлекают оператора в святилище, и он становится свидетелем удивительных песен и танцев. Эти жрицы – не только женщины и матери, но и воплощение божеств-охранителей поселка. Они исполняют священные песни, излучая теплоту и силу.
Творческая биография:
Тоёмицу ХИГА родился в 1950 г. на о.Окинава, фотохудожник. Автор нескольких фотоальбомов; в Японии провел более 15 фотовыставок и видеопоказов; участник кинофестивалей. Создал фото- и видеоверсии обрядов в Нанамуи - святилище «Семь священных рощ» поселка Нисихара (о.Мияко, Окинава) .
Фильмография:
«Нанамуи - святилище «Семь священных рощ»: (часть 1): Песни для богов» (2003, 79 мин.)
«Нанамуи - святилище «Семь священных рощ» (часть 2): Обряды для богов» (2003, 79 мин.)
«Рассказы о войне на окинавском диалекте (сима кутуба)» (6 частей) (2003, 360 мин.).
5. «Сохраняя традиции: Обряды островов Яэяма (Окинава, Япония)» «(Франция, 1997) (26 мин.)
Режиссер Антонио Геррейро
Краткая аннотация фильма:
Архипелаг Яэяма, входящий состав островов Южных Рюкю (Окинава), сохранил богатое культурное наследство. Оно основывается на устных традициях и представлениях во время празднеств и обрядов аграрного цикла. Эти обряды были сняты автором в деревне Сонаи на о.Ириомотэ и в деревне Мияра на о.Исигаки.
В деревне Сонаи (о.Ириомотэ) в июле на Празднике урожая (пуури ё) аграрным божествам подносят угощения. Исполняются песни и танцы.
Там же, в августе в течение трех дней Праздника усопших (на местном диалекте, соору) подносят угощения предкам и новоумершим всех домов деревни. Ночью группа молодых людей в масках (ангама), представляющих предков, танцуя, идет от одного дома к другому. Потом совершаются поминальные обряды, например, в 25-летнюю годовщину смерти.
В деревне Мияра (о.Исигаки) на следующий день после Праздника усопших жители проводят обряд очищения деревни от духов покойников и предков.
Творческая биография:
Антонио Геррейро родился в 1953 г. в Париже. Доктор наук (культурная и социальная антропология). Проводил полевые исследования в Индонезии, Малайзии и Японии (Окинава). Старший научный сотрудник Института ЮВА (Марсель). Автор нескольких фильмов.
6. «Ангама с острова Исигаки (Окинава)» (Россия, 2006) (40 мин.)
Режиссер Евгений Бакшеев
Краткая аннотация фильма:
Исследовательский материал (снято в августе 2005 г.) традиционных обрядов, красочных танцев и песен ангама (яп. аноё-хито – «люди Того мира») в Праздник усопших (о-Бон) острова Исигаки (Окинава). Каждый год в августе в течение трех дней (в середине 7-го месяца по лунному календарю) «предки» - посланцы Иного мира - «праотец» Усумай и «праматерь» Унмии со своими «детьми» (группой певцов-танцоров) обходят дома. Они совершают поминальный обряд (в пародийном стиле), исполняют на местном диалекте комические диалоги и танец нэмбуцу-одори в честь предков семьи в сопровождении песен и музыки. «Праотец» Усумай и «праматерь» Унмии в деревянных масках - аналог Окина (Старец) и Омина (Старица), персонажей традиционных японских представлений; комические сценки ангама, вероятно, испытали влияние японского фарса кёгэн.
Творческая биография:
Е.Бакшеев окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Кандидат культурологии, старший научный сотрудник Сектора экранной культуры и новых технологий коммуникации Российского института культурологии. Стажировался в Международном научном центре японских исследований (Нитибункэн) в Киото, в университетах Окинавы. Изучает этнографию и культурную антропологию Японии и Окинавы, в течение нескольких лет проводит полевые исследования на островах Мияко и Яэяма (Окинава) с использованием фото и видеосъемки. Запечатлел редкие обряды этих островов; создает базу данных фото святилищ островов Мияко. В сотрудничестве с японскими учеными и исследователями с Окинавы изучает наследие Н.А.Невского.
С конца 1980-х использует кино- и видеоматериалы для популяризации японской культуры. В 1999 г. создал и являлся Президентом Клуба Японской культуры «КАГЭ» («Свет/Тень=Светотень») при Московском музее кино, в котором демонстрировались документальные фильмы о культуре Японии. Ведущий и автор рубрик «Окно на Окинаву» (http://russia-japan.nm.ru/baksheev02.htm) и «КОКОРО - духовная культура Японии» (http://russia-japan.nm/ru/baksheev04.htm) на сайте Общества «Россия-Япония». Организатор и соавтор (с Тоёмицу ХИГА) проекта «Россия и Окинава» (фотовыставка «Два взгляда на народную культуру Окинавы – российского исследователя и японского фотохудожника», Киото, 2006).
Принимал участие в подготовке 2-го и 3-го Московских международных фестивалей визуальной антропологии (ММФВА) На 2-м ММФВА (2004) переводил закадровый текст и комментировал японский фильм «Божества маюнганаси с о.Исигаки (Окинава)» (реж.К.Окада). Организатор и координатор Японского семинара «Иная Япония: Региональные культуры Японии» на 3-м ММФВА.
* * *
Координатор Японского семинара Е.С.Бакшеев (с.н.с. Российского института культурологии, стажер Университета Рюкю, Окинава). Контактный адрес: [email protected]
Навигация
Перейти к полной версии