Нашел рецензию на фильм 《色,戒》 "Вожделение" ("Похоть, осторожность")
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/11/02/10922Тщетная предосторожностьРазум отступает перед чувством: новый фильм Энга Ли, получивший венецианского «Золотого льва», — о внезапной страсти подпольщицы к своему идеологическому противнику На рекламном плакате двух прекрасных азиатов (он — признанный секс-символ китайского кино Тони Люн, она — дебютантка Вэй Тан) разделяет лишь туманная надпись «Вожделение». Однако в течение всего первого часа фильма Энга Ли, награжденного «Золотым львом» на последнем Венецианском фестивале, на экране нет никакой эротики. Есть лишь намеки и предчувствия, дух ретро и бесконечная игра в маджонг — все это, с участием того же Люна и в гораздо более поэтичной версии, публика уже видела в «Любовном настроении» Вонга Кар-Вая. Зато досидев до середины, можно дождаться самых завораживающих эротических сцен, какие породил мировой кинематограф за последнее десятилетие. Длятся эти эпизоды не более десяти-пятнадцати минут, однако именно они придают более глубокий смысл всему зрелищу.
«Вожделение» — перевод лишь части названия фильма. В оригинале — Lust, Caution («Вожделение, осторожность»), по версии некоторых остряков — «Осторожно, похоть». Что ж, и это может показаться оправданным, если внимательно следить за сюжетом. А он таков: компания молодых подпольщиков из студенческого драмкружка задумала убить влиятельного министра-коллаборациониста (действие происходит на рубеже 1930-1940-х в Гонконге и Шанхае, оккупированных японскими войсками). Но девушка-приманка, прима распущенной театральной труппы, влюбляется в злодея — и вот уже плоть зовет, мозг отключается, а заговор оказывается под угрозой срыва. Интерес зрителя переключается с криминально-шпионской интриги на эротическую. В этом смысле любовь побеждает смерть, во всех же остальных — наоборот, ни к чему хорошему эта «опасная связь» идеологических противников, естественно, не приводит.
Для Энга Ли этот тщательный, мнимо-традиционный, перегруженный бесконечными деталями ностальгический кинороман — важнейшая веха биографии. Разрываясь между вожделением и осторожностью, он всегда выбирал второе — и выигрывал. Мало кого — и уж точно никого в азиатском кино — столько раз признавали лучшим из лучших, мало кому так везло (два «Золотых медведя» в начале карьеры, несколько «оскаровских» триумфов, кассовый успех). Чутко следуя конъюнктуре, а иногда ее предугадывая, вроде бы рискуя, но никогда не переходя грани дозволенного (так было с «Горбатой горой», где история о влюбленных ковбоях вызвала не скандал, а призовую волну), Энг Ли взошел на Олимп. Оказавшись на нем в пятьдесят с хвостиком, он вдруг шагнул с вершины: «Вожделение» — первый его фильм, который подвергся репрессиям. Рейтинг «детям до 17» в Штатах, радикальное сокращение в Китае. И риск опять оказался продуманным, просчитанным: в Венеции Энга Ли ожидал новый джекпот. Чудо, не иначе.
И все-таки в этом фильме впервые ощутим другой Ли — человек, отчаянно желающий совершить нечто неожиданное. Режиссер будто сливается со своей героиней (история увидена ее глазами), которая весь фильм крадется по лезвию бритвы, чтобы в финале совершить еще один выбор, и снова не в пользу осторожности. Ли — прагматик. Он знает, что влюбленная шпионка обречена на провал, и от этого сам еще больше в нее влюбляется. В мире, полном запретов и условностей — а в этом мире живут все герои Ли, от благонравных девиц Джейн Остин до зеленого гиганта Халка, от древнекитайских богатырей до ковбоев-геев, — так редки случаи, в которых разум отступает перед чувством. Они буквально на вес золота.
Хотя бы того «львиного» золота, которое Энг Ли опять получил в Венеции.