Прошу прощения, может быть не совсем в тему...На сколько я знаю, православная церковь считает актерское искусство греховным. Как может сочетаться театральная студия с Законом Божьим? Точнее как один и тот же человек может преподавать две противоречащие дисциплины?
Здравствуйте! Ну, вообще конечно не совсем в тему. Вернее совсем не в нее. Но если вы так проявляете любознательность, то я вам отвечу. Спешу представиться. Меня зовут Ирина. И на данный момент я являюсь педагогом Воскресной школы «Колосок» в Шанхае, преподаю Закон Божий и театральную студию.
Итак, ваше «на сколько я знаю» не совсем верное. Покажите мне официальный свод грехов человека. Согласитесь ведь, нет такого? И Православная Церковь не считает актерское мастерство греховным, она считает его духовно опасным для человека.
Да, в первые века действительно лицедейство всегда (ну, почти всегда) было связано с "карнавальной культурой" - культурой, которая намеренно принижала высокое, а сплошь и рядом - просто переворачивала и искажала культуру церковную. Поэтому и было такое отношение к актерам у Церкви. Кстати, по этой же причине и св. Иоанн Златоуст выступал против театров и актеров, приравнивая их к блудницам. Ведь с древних времен театр был искусством религиозным - но относился к религии античной, языческой. Любая трагедия - это мистерия. Немудрено, что актеров считали служителями языческих богов, которые суть бесы. Поэтому античный театр отвергался Церковью не сам по себе, а из-за своего религиозно-языческого характера. Но интересно знать, что после распада Римской империи театр был в упадке. А в средние века он возродился благодаря, между прочим, церкви. Поскольку, все службы велись на латыни, то простой народ мало что понимал из происходящего. Тогда сами служители церкви устраивали мини-спектакли, иллюстрируя фрагменты из жизни Иисуса Христа. Постепенно действие приобрело более крупные масштабы и уже вышло за церковный двор и пошло дальше в народ. А в России первый театр открылся в 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича, ставивший пьесы на библейские темы. В дальнейшем же, организаторами христианских театральных постановок были многие святые (в частности, во времена Петра I - святой Димитрий Ростовский, а в начале XX века – некоторые из новомучеников и исповедников Российских). Сейчас же использование же электронных СМИ, а также кино и телевидения на благо Православия одобрено современными афонскими и русскими старцами (в частности, Порфирием Афонским и Илием Оптинским). О пользе нехристианской культуры для христиан многими святыми (в частности, упоминавшимся Василием Великим) были написаны специальные трактаты, призывавшие христиан усваивать любые позитивные культурные ценности и преобразовывать их в духе христианской веры. А одно из положений "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви", говорит о том, что самые разные представители искусства, в том числе и актеры, будучи православными, "обращаются к средствам искусства, дабы выразить опыт духовного обновления, который они обрели в себе и желают подарить другим". Значит все дело именно в обретении в себе опыта духовного обновления. Так что лицедейство это не грех, а профессия, как и любая другая, требующая таланта. А талант это дар Божий. Все таланты от Бога. Во зло или в добро применять Божий талант - выбор человека. Это и есть то главное, чем наградил Господь человека - свобода его воли,
Вы знаете, кто-то назвал культуру вторым крылом, на котором человек летит к Богу, в том смысле, что без культуры просто не будет того языка, на котором будет говорить дух. И надо помнить, что культура – это колыбель, в которой вырастает человек. Светская культура способна быть носительницей благовестия. Только надо, чтобы эта культура была христианской. И это особенно важно в тех случаях, когда влияние христианства в обществе ослабевает или когда светские власти вступают в открытую борьбу с Церковью. Так, в годы государственного атеизма русская классическая литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу. А уж проповедь в исполнении детей, которые испокон веков своим мастерством и своей простотой славили Бога, это мощное духовное оружие в нашем современном мире. Детский театр ставит перед собой цели возвышенные, вечные, гуманные, угодные Богу, так что не нужно спешить проклинать этот театр. Тем более, не думаете ли вы, что дети, находясь в Воскресной школе, делают там что-либо без благословения батюшки? Малыши, занимаясь в театральной студии, играют и уже через игру познают мир, и в этом нет греха. Я приглашаю вас посмотреть нашу пасхальную постановку, чтобы вы могли убедиться, что в нашем театре ничего греховного нет.
И дети не впадают в страсти, играя своих героев.