О фактах гомосексуализма в монастырях, относящихся к тибетской традиции (в том числе - монгольские моанстыри), я слышал довольно много. Настолько много, что у меня создалось впечатление, что к этому явлению в монастырях относятся не как к жуткой язве на теле, а как к норме. Чтобы не быть голословным приведу двух именитых этнографов, упоминавших данное явление: это, конечно, Гомбожаб Цыбиков, путешествовавший в Тибете и Монголии в начале XX века, и Николай Пржевальский, путешествовавший там же в конце XIX века.
Должен признаться, что я совершенно не задумывался о природе этого явления, пока не наткнулся на следующие слова:
А.М. Позднеев.
Очерки быта буддийских монастырей... с. 349
Вторая категория отречений и грехов называется... Эти грехи отпускаемые, могущие быть разрешенными через покаяние....
И здесь написано буквально следующее:
5) Грех испущения семени, - под которым разумеется монголами не только онанизм, но и мужеложство во всех его многообразных видах.
Чтобы вполне понять значение этого положение нужно рассмотреть структуру Пратимокши. Сама же Пратимокша - это свод правил поведения буддийских монахов, разделен на несколько категорий.
Первая категория называется "Параджика" (Поражение). В ней содержатся четыре для монахов (для монахинь их восемь) коренных падения, за которые монаха навсегда изгоняют из монашеской общины. Первым пунктом в Параджике следует такое положение:
1. Если какой-либо монах, участвующий в обучении и образе жизни монахов, без отказа от обучения, без открытого объявления о своей слабости, совершит половой акт с женщиной или с самкой животного, такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.
Из этого следует, что если монах совершает половой акт с женщиной либо с самкой животного, его без разговоров лишают монашеского сана и изгоняют из общины. Что касается гомосексуализма, то тут вопрос стоит иначе:
- Во-первых, сам Победоносный по поводу гомосексуализма ничего не говорил (я полагаю, что ему и в голову не приходило, что в будущем монахи будут этим заниматься).
- Во вторых, в ряде стран, где главенствующей ветвью является буддизм тхеравды, гомосексуализм относится к Параджике, но не на основании слов Будды, а на опираясь на слова поздних комментаторов.
- Во третьих, как мы только что увидели, монголы вообще не относят педерастию к Параджике, а помещаюь ее во второй раздел, вместе с мастурбацией.
Второй раздел, Сангхадисеса (требующий собрания сангхи) включает в себя список грехов и падений, за которыми следует собрание сангхи (в ряде источников упоминается, что должно присутствовать не менее 20 монахов, тогда как в других говорится лишь о четырех), на котором совершивший проступок должен публично покаяться, после чего его изгоняют из монашеской общины, но не на всегда, а лишь на некоторый срок (скажем, на неделю), по прошествии которого принимают обратно в общину.
Здесь (в разных переводах этот пункт следует под разными порядковыми номерами) говорится так:
1. Намеренное испускание семени, за исключением времени сна, требует начального и последующего собрания сангхи.
Иными словами, в монгольской ветви тибетского буддизма мы наблюдаем монашескую общину, в которой гомосексуализм полностью легализован, будучи декларированным как мастурбация. Акт гомосексуализма не влечет за собой непоправимых последствий. А с учетом того, что на Соджонге для монахов мирянам запрещено присутствовать, грязь из избы не выносится в принципе. И более того, при должной фантазии волне можно представить себе кружок из 20 монахов-гомосеков, которые имеют друг-дружку, и друг перед другом каются.
В самом же Тибете ситуация, я полагаю, не отличается от ситуации в Монголии.
Для чего я все это пишу? Очень просто, мне интересно обратиться к господам вьетнамистам, китаистам и японистам с вопросом: как толкуются данные положения Пратимокши в ваших странах. Спасибо.