Ответ профессоров Императорского Университета Св. Владимира на «Обращение к цивилизованным нациям», опубликованное 93 германскими учеными и писателями по поводу настоящей войны
В опубликованном за подписью 93 германских ученых и писателей «Обращении к цивилизованным нациям» они не только повторяют провозглашенную императором Вильгельмом и германским канцлером вопиющую ложь, будто «война была навязана Германии», но и идут далее, называя «ложью и клеветой» то, что как раз соответству¬ет действительному положению вещей и что засвидетельствовано целым рядом неос¬поримых документов, не только устанавливающих с полною несомненностью иници¬ативу Германии в настоящей войне, но и не оставляющих никакого сомнения в том, что Германия уже давно готовилась к нападению на своих мирных соседей, в целях утверждения своей политической, военной и экономической гегемонии в Европе.
Столь же смело и столь же мало убедительно протестуют германские ученые и пи¬сатели против раздавшихся со всех сторон культурного мира негодующих обвинений Германии в нарушении нейтралитета Бельгии и в варварском разрушении храмов, культурных учреждений и памятников искусства, в вопиющих насилиях и страшных жестокостях, проявленных германскою армиею по отношению к пленным, раненым и мирным жителям занятых ею областей. Все это подписавшие «Обращение» ученые и писатели называют ложью, неправдой и клеветой на германский народ. К сожалению для чести подписавших «Обращение», как и для репутации Германии, как страны культурной и христианской, не только отрицаемые ими факты являются вполне удос¬товеренными и бесспорными, но имеется и целый ряд других не менее точно удосто¬веренных и еще более вопиющих деяний на совести германской армии и ее ответст¬венных вождей, запятнавших себя самыми вопиющими нарушениями начал междуна¬родного права и такими неслыханными в христианской Европе жестокостями и гнусностями, которые, казалось, возвращали нас к временам гуннов и заставили в изумлении и ужасе содрогнуться весь цивилизованный мир. Достаточно вспомнить Калишские ужасы и разгром Реймского собора. Ответственность за все эти зверства и варварства лежит, однако, не на одной лишь армии и ее вождях; еще прежде чем успе¬ли проявить себя германские войска, сотни тысяч русских граждан, застигнутых не¬ожиданно объявленной для них войной, подверглись со стороны самых разнообраз¬ных слоев германского населения, вплоть до наиболее культурных включительно, са¬мым грубым оскорблениям, издевательствам, истязаниям и всякого рода насилиям, в результате которых они потеряли в большинстве случаев свою свободу и свое имущес¬тво, во многих случаях — свое здоровье, а некоторые и свою жизнь. Попытки отри¬цать все эти факты совершенно напрасны: слишком многочисленны их свидетели, как слишком многочисленны и жертвы немецких зверств, при чем в числе тех и других мы могли бы назвать целый ряд имен из среды русского ученого мира.
Не более убедительна и не менее достойна сожаления попытка авторов «Обраще¬ния» оправдать милитаризм, как необходимое условие германской культуры. По их мнению, лозунгом борьбы против германского милитаризма прикрывается на самом деле борьба против германской культуры. «Без нашего милитаризма, заявляют они, уже исчезла бы наша культура». Если бы германские ученые, вместо того, чтобы заку¬тываться, как они стали это делать с некоторого времени, в созданную ими вокруг се¬бя атмосферу самовосхищения, уделили более внимания своим соседям, то они убеди¬лись бы, что со стороны последних никакой опасности не угрожало германской куль-
туре, к которой они относились с неизменным уважением, быть может, даже большим чем она заслуживала. Германские ученые, может быть, постигли бы тогда ту истину, что если откуда и угрожает германской культуре опасность, то это прежде всего и мо¬жет быть даже единственно со стороны того самого германского милитаризма, кото¬рый они столь неудачно берут под свою защиту. Между тем последний успел уже ока¬зать самое гибельное влияние на всю духовную культуру Германии, в которой был культ идеальных ценностей, культ истины добра и красоты, стал сменяться с некото¬рых пор культом грубой силы и стремлением оправдать всякое насилие и вандализм. Не иное что, как именно тот всепоглощающий милитаризм, реабилитацию которого берут на себя авторы «Обращения», явным образом ведет по прямому пути к варвари¬зации страну, являющуюся когда то одним из наиболее могучих культурных очагов че¬ловечества. С полною очевидностью обнаружившийся в последнее время упадок ду¬ховной культуры в Германии вынуждены признать косвенно и сами авторы «Обраще¬ния», аппелирующие к Гете, Бетховену и Канту, т.е. к далекому прошлому, тому прошлому, когда представителям германской мысли был чужд культ бронированного кулака, — когда германские ученые еще уважали науку и умели делать различие между культурой и милитаризмом. То было время, когда в Германии было невозможно появ¬ление произведения, подобного «Обращению» 93 ученых и писателей, как были не¬мыслимы в ту пору и некоторые другие жесты, которыми с некоторого времени пора¬жают цивилизованный мир представители германской науки и литературы, и которые, мы уверены, побудят последний подвергнуть коренному пересмотру установившиеся традиционные отношения своих к германской культуре в ее современной стадии и поставить на очередь вопрос об эмансипации от нее в будущем.
В заключение своего «Обращения к цивилизованным нациям» его авторы ссы¬лаются на свою честь и свои имена. Ссылка более чем неосторожная ибо, если бы они действительно дорожили своей честью, то они никогда не согласились бы скре¬пить своими именами документ, который останется навсегда неизгладимым свиде¬тельством духовного одичания современной Германии, и если делает честь, то лишь тем из германских ученых и писателей, которые воздержались от его подписания.
ДАК, ф.16, оп.465, спр. 401, арк.1-2 зв.
Интересует ли Вас, чем все продолжилось?