Новая Москва
Иосиф Сталин планировал превратить Москву в образцово-прекрасный город, сделать из него настоящую витрину достижений советской власти. В конкурсе на перепланировку столицы участвовало множество советских и иностранных архитекторов. Знаменитый Ле Корбюзье с легкой руки выдвинул проект, который предполагал ломку исторического облика города и замену традиционной кольцевой системы планировки системой перпендикулярных осей. Но в итоге был утвержден другой план, более гуманный по отношению к старой Москве.
Реконструкция началась со сноса старых кварталов и расширения улиц. Обновленную улицу Горького теперь с полным правом можно было назвать музеем сталинского классицизма. Огромные дома с колоннами, арками, изящными балкончиками, башенками, просторными квартирами с высоченными потолками — все они были построены с учетом старых архитектурных традиций. Выработанная тысячелетиями форма выражала теперь новую идею: дворцы будут доступны каждому трудящемуся человеку, а не только избранным.
Современная Тверская улица почти полностью повторяет облик улицы Горького. Конечно, она уже не та — рекламные стенды и пестрые вывески вгрызлись в дорогой гранит и мрамор. Когда-то вдоль всей улицы над карнизами и в специальных нишах стояли статуи, убранные во времена Хрущева. Но архитектура осталась прежней. Пройдя по Тверской, можно увидеть удивительное сочетание стилей: венецианского и флорентийского Ренессанса, ампира, модерна и готики.
Далеко не все задумки годов были реализованы. Международный конкурс на постройку здания Наркомтяжпрома был богат самыми невероятными проектами. Здание планировали поставить напротив Мавзолея. Заявленная площадь строительства в 4 гектара предполагала снос нескольких старых улиц. Замыслы конкурсантов отличались масштабностью. Так, конструктивисты братья А. и В. Веснины представили проект, по которому напротив Кремля должна была вырасти высотная конструкция, состоящая из четырех 160-метровых башен, соединенных перекрытиями из стекла и бетона. В другом проекте тех же авторов башня была уже одна — громадный маяк, возвышающийся на многоэтажном основании во всю длину площади. По мысли архитекторов И. Фомина, П. Абросимова и М. Минкуса, Наркомтяжпром представлял бы собой высокую арочную конструкцию, широкими пологими лестницами ведущую к Мавзолею. Архитектор Аркадий Мордвинов замыслил высотное многокорпусное здание, крылья которого соединялись между собой арочными мостами. Проектов было много, но не приняли ни один.
Не было достроено огромное здание театра Красной армии, возведенное в 1931—39 годах по проекту К. Алабяна и В. Симбирцева. Театр имеет в плане форму пятиконечной звезды, но оценить эту особенность можно лишь с самолета. Согласно проекту, на башне театра должна была размещаться так и не установленная статуя красноармейца, держащего в руках рубиновую звезду.