Во,пришел groovy_merchant
щас будет весело
щас он нам всем истину поведает
Вот и Привет голос галерки подает. Т.е. скоро будет еще веселее, и еще истиннее.
О чем собственно базар?
Что в достославном Союзе была великолепная система фундаментального образования? Не спорю. Была. Разумеется, с учетом крайне ограниченного числа избранных. А иначе и быть не может. Чем выше уровень постижения знаний, тем дальше от народа. Система достигала той степени элитности, когда «позвоночества» было как минимум не достаточно, оно могло помочь, но не более того. Ни один дуб по позвонку поступить не мог, и в лучших ВУЗах страны, как ни странно, большинство было честно поступивших студентов безо всяких волосатых рук, хотя, конечно, связи, знакомства и пр. – старо как мир и не имеет национально-исторической принадлежности. 8)
Итак. Фундаментальное образование, в том числе и гуманитарное, было на высоте. Но, простите, при чем тут Востоковедение? Вернее, не скажу за всю Одессу, но высокий уровень советской синологии – это просто Миф Мифович. Не было ее, было бы не ёкнулось так сразу, и в полный ноль, и была бы тенденция к оживлению. Дело в том, что реанимировать то не кого. Великой Советской Синологии нет, и не могло быть.
Во-первых, потому, что нельзя изучать историю мирового океана, всю жизнь, живя на песчаных сопках Сахары. Уровень изучения культуры другой страны ВСЕГДА связан с уровнем поддерживаемых с данной страной связей, т.е. в определенной степени, увы, обусловлен внешней политикой. Находясь за железным занавесом, соседа не разглядеть. Все рассуждения о том, что мы изучаем классическую культуру, а не современную – абсолютно праздны. Надо знать эту «воду и почву», видеть, как традиция живет в современности, хорошо знать собственно китайское понимание своей классики, и быть В ДИАЛОГЕ с собственно китайскими исследователями.
Как развивались русско-китайские «связи» в общих чертах знают все. Сначала Православная миссия, которая поработала, да не долго. Школы не создала, как, например, католики создали школу, открыли университеты, где параллельно с проповедью христианства сами старались вникнуть в местную культуру. Знаменитые университеты до сих пор живут и действуют на территории Китая и Тайваня, учатся там, как европейцы. А вот никаких православных университетов нет и в помине. В это, кстати, настоящие деньги надо вкладывать, а не просто «зарплаты». И НЕ ТОЛЬКО деньги. Зарплаты на самом деле всегда дело второстепенное. В нормально устроенной системе и люди не сосут лапу, а среди кривых зеркал можно хоть по 10 машин и 12 квартир в год плучать – всё равно ёкнется и толку не будет.
Едем дальше. В довоенное время знававес был что надо, включая пункт во всех анкетах про родственников за границей, которых быть не должно было, иначе не благонадежен. И все же в начале 20 еще было некоторое движение, да и великая дружба с гоминьданом помогала изучению культуры. Тогда то и жили Алексеевы, Щуцкие и пр. пр. Однако, плохая им досталась доля, не многие вернулись с поля. А кто вернулся – сгинул, не докурив и первой папиросы. Т.е. не успела синология накопить самый первичный уровень, как опять ёк.
После войны гоминьдан сбежал на остров, прихватив большинство ученых, археологического и пр. материала. Бурно развивавшаяся в первой половине 20 века китайская синология оказалась на Тайване и была предана коммунистической анафеме. На материке сначала был упадок, но к концу 50-х постепенно ожили университеты и пр. пр. Ожили столь быстро, потому что был тот самый фундамент, которого в России не было никогда.
В России 70-90х только поколение тех, что учились и работали в 50-60 гг. в Китае можно было называть китаистами. Из них уже почти никого не осталось. Да и в былые годы школы они не создали. Самому понимать и создать школу – две большие разницы. Единственно, Меньшиков, пожалуй умел, научить грамотному проникновению в текст. Но сравните учительство отдельно взятого Меньшикова с семиотической школой – и станет уныло. А кроме него и вовсе никого. Крюков никого кроме своего сына реально не научил. Лисевич, Завадская, Вяткин тоже не оставили потомства. И так далее по списку и без него.
Те же, кому сейчас 50-60, – изучали тигра по картинкам. В 60-е все Китай оказался в иной галактике, спешно были вывезены несколько совершенно случайных китайцев, которых вознесли в эксперты. А ведь не всякий китаец китаист, как не всякий русский славянист . Эти китайцы вскоре свой язык подзабыли, русским тоже овладели ма-ма ху-ху – зато стали Великими Учителями. Их несчастные ученики часто элементарное не знание реалий порой дополи бурной фантазией, которая особенно разыгрывалась во время ночных строжевок и на заумных камланиях. Вот и получилась эдакая синология сторожевско-московско разлива.
Что потом? Про то, что было потом и что есть сейчас – об этом в следующий раз. На сегодня мой регламент на реплику с галерки уже превышен.
Ваши впечатления позитивны, потому, что Вы в Центре, и вокруг есть какое-то движение, позволяющее и Вам, по натуре творческому и динамичному человеку, быть активным.
Броуново движение есть везде
То, что я наблюдал в ДВО РАН (в основном Владивосток) смахивает скорее на проедание денег кучкой супер-пупер-заслуженных бездарей, которых не снимешь до смерти с лаврового трона. Знаю, правда, и университет, где в иные годы половина публикаций выходила в духе "какие мы хорошие" - на мелованной бумаге и т.п. Болезнь системная.
Системная. И этот разговор, в том же духе: какие мы хорошие, какое великое прошлое и не менее великие перспективы. Ну-ну.