Красивые фразы - они, конечно, красивы
А как же без этого
Однако я стараюсь быть аккуратным: потенция не есть экзистенция
Вот и Cilaohu не купилась
Вот один из вариантов иньского написания иероглифа 馬
Это не единственный. По-разному писали, то точь в точь лошадку рисовали, то скилет какой-то. Так что...
Но это не значит, что был культ Ма-вана. Вряд ли.
Да, конечно, с гепардами на Руси всё же похуже было
Но уже не в возражение, а просто для примера и в призыве к осторожности: львов в Древней Руси тоже почти никогда не видели, однако же исправно ваяли их изображения как умели. Никуда не денешься: атрибут власти, положено. И даже канон достаточно определённый сложился (собственно, со львами в Китае та же ситуация, хотя их символизм чуть другой), хотя для современного зрителя признать в этих бедолагах царей зверей затруднительно. Запомнилась фраза из описания такого льва каким-то искусствоведом: "выражение морды животного глупое и добродушное"
А в некоторых гадательных надписях учёные находят строки об охоте даже верхом. (но это, конечно редкое исключение).
Что ещё интересно в книге "История Китая" / В. В. Адамчик, М. В. Адамчик, А. Н. Бадан и др. есть такие строки: "Если обратиться к древнейшим гадательным надписям на костях, то многочисленные знаки дают возможность предположить, что древние жители царства Шан-Инь при обработке земли использовали тягловый скот. Знак «у», например, изображал вола, стоящего возле земледельческого орудия. Знак «ли» (т.е. плуг, пахарь) также означал вола, но, что интересно, кроме вола, он иногда означал и лошадь"
Неужели можно сделать предположение, что иногда лошадей пытались использовать для распашки??? На мой взгляд мало вероятно, но надписи есть...
Хм, интересно, конечно, как это было прочитано всё, но насчёт верховой езды (например, загонщиков на царской охоте) - почему нет? Насчёт пахоты на конях... "Наши люди в булочную на такси не ездят!"
Но, приняв сообщение на веру, придумал вот что. Собственно, до конца императорского времени в Китае сохранялась ежегодное ритуальное вспахивание Сыном Неба поля в Храме Земли (если я ничего не путаю). Не знаю, как это осуществлялось технически, но смысл использовать в этом деле коня, а не что-то более традиционное мог быть следующий. Обряд этот, как очевидно, символизирует священный брак, оплодотворение земли. Ну а оплодотворяющий инструмент коня наверняка произвёл большое впечатление на китайцев, вообще сильно к этому неравнодушных - достаточно вспомнить их паранойю с рогом носорога (кстати, как раз вроде бы в шанские времена во время их больших облавных охот и были истреблены последние носороги на территории собственно Китая). Так что именно в обрядовых целях могли, пожалуй, и на конях пахать - типа, круто (хотя интересно, что представляли собой плуги в то время?)
В китайской мифологии есть образы фантастических лошадиных грифонов, в том числе chi-chi, носивший эпитет «царственный», «знатный». Овладение этим чудодейственным конем обеспечивало царю сверхъестественную плодовитость и физическую силу на земле и бессмертие на небе. Название фантастических китайских коней восходит к индоевропейскому «небо», а весь миф заимствован из общеиндоевропейского круга представлений, в особенности же близок к среднеазиатской версии мифа о небесных царских конях.
Кто-нибудь знает, что это за миф и что за chi-chi такой? Я пока не нашла...
Есть мнение, что какие-то лошадиные элементы вошли в состав облика (и, возможно, функций) некоторых из китайских драконов:
http://polusharie.com/index.php/topic,2956.msg102181.html#msg102181Не знаю, не может ли быть ваш chi-chi, например,
赤螭?
螭, вообще-то - одна из традиционных девяти разновидностей дракона 龙, безрогая. А что за "миф о небесных конях", не очень понятно. Ханьская армия дошла до Фреганской долины в походе за вполне реальными конями, хоть те и назывались "небесными", а факт их небесного происхождения, несомненно, учитывался при определении в т.ч. и затрат на экспедицию. т.е. объяснение их крутости именно в форме мифа о небесных конях наверняка имеется в исторических описаниях похода. Если же вы имеете в виду какие-то среднеазиатские мифы, породившие китайское представление о тамошних конях как о "небесных", тогда вот так с ходу ничего не могу сказать, кроме общеиндоевропейских вещей. Кстати, вчера невольно ввёл вас в заблуждение - смутно помнил, что картинка с конями и деревом была, но нашёл не ту. На самом деле на приложенной картинке (на всякий случай полная ссылка: Э.М.Яншина, "...", М, 1984, Рис. 38. Солнечное дерево и кони. Рельеф. Хэнань. Эпоха Хань) - абсолютно классический индоевропейский изобразительный сюжет, скорее всего, вывезенный вместе с "небесными конями" (а может, и с художником). Кстати, изображённые кони, похоже, не страдают традиционной китайской пухлявостью