Уважаемые коллеги!
Выяснилось, что в ходе беседы тема порой уходит далеко от заявленной в заголовке. В частности, вопрос религий и тайных обществ Китая спровоцировал тему о зависимых территориях и их управлении.
Наверное, лучше эту очень интересную тему - Лифаньюань и его подопечные - надо вынести отдельно.
И предлагаю вести именно дискуссию, ибо чернухи и грязи нам всем хватает и так.
Для начала - о том, как торговали на зависимых территориях до конца XIX века:
1. Проблем использование медных денег в не-китайской среде не вызывало - легенды на монетах означают всего 2 вещи - эру правления на аверсе и название монетного двора на реверсе (для монет периода Цин). Никаких номиналов не указывалось и знать для использования медных денег китайский или маньчжурский язык не требовалось.
Кроме того, в Китае в период Цин имели обращение монеты всех эмиссий, начиная, как минимум, с периода Тан. С одной стороны,т.о. русские путешественники отбирали в Маньчжурии и Северном Китае интересный монетный материал из денег, находящихся в обращении, а с другой - монеты являются очень ненадежным датирующим материалом при, скажем, раскопках. Например, нахождение в Приморье монет периода Юнчжэн не является убедительным свидетельством того, что в начале XVIII века в районе Владивостока массово проживало китайское или маньчжурское население.
2. В Тибете пользовались непальской монетой - мохаром. Разногласиями по поводу эмиссии нового мохара (из более чистого серебра) непальским правительством Батур-шаха и курсом обмена старого мохара (с большой долей лигатуры) на новый и была вызвана тибето-непальская (1789) и цинско-непальская (1792) войны.
3. Монголы очень любили весовое серебро (впрочем, как и китайцы, и маньчжуры) в лянах (37,3 гр. - хайгуанский или таможенный лян), иньдинцзы (слиток весом свыше ляна, но менее 10 лян) и юаньбао (русск. ямба - слиток в 50 лян). Его резали специальными резаками и отвешивали на малых безменах, которые обычно носили с собой при походе на базар.
Однако, в связи с некоторыми особенностями употребления серебра в Монголии (например, использование для украшений и тауширования оружия и предметов роскоши) этот вид денежного обращения был не очень распространен - часто меняли товар на товар или же на чай. Причем использовали не только кирпичный чай в целых кирпичах (Бичурин указывает, что стоимость кирпича равнялась примерно 30-40 копейкам серебром), но и его щепотки, завернутые в бумагу (примерно на 1-2 копейки серебром).
Наиболе же частым способом совершения сделки был обмен товаров. Китайские торговцы использовали этот фактор для получения полного экономического контроля над Монголией в конце XIX века - продавая товар на скот, они оставляли купленный скот у покупателя, а с него брали расписку, что он вернет им этот скот через год (когда они снова смогут приехать в Монголибю по новому билету) с определенным количеством приплода. Если же случался падеж скота - это были проблемы монгола. Свой долг по закону он был обязан выплатить полностью на онкольной основе. Так разорялись не только простые араты, но даже феодалы.
Интересно, что среди казахов (особенно тех, которые кочевали по обе стороны границы), ямбы также были в ходу. Об этом упоминает Радлов.
4. Наиболее развитое денежное обращение было в Синьцзяне - там ходило и весовое серебро, и медная монета местного производства. Суррогаты типа свертка чая не употреблялись, хотя часто сделки могли совершаться на шелк или рис. Это объясняется как традициями местного оседлого населения, привыкшего к обращению монет разного достоинства, так и наличием большого количества китайских колонистов.