Взгляд с японской стороны: из редакционной статьи
Не стоит бояться центральноазиатского 'клуба' ("Japan Times", Япония)
21 июня 2006
С саммитами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) постоянно происходит одна парадоксальная вещь. Весь год на деятельность этой организации никто не обращает внимания, но стоит лидерам стран-участниц собраться на ежегодную встречу, и тут же появляются взволнованные комментарии насчет возникновения блока, призванного помешать Западу, и, конкретнее, Соединенным Штатам усиливать свое влияние в Центральной Азии.
Из-за богатых энергетических ресурсов Центральная Азия - естественный объект для дипломатических шагов, а ее советское прошлое и близость к неспокойным китайским провинциям давали как Москве, так и Пекину все основания стремиться к усилению своего влияния в регионе.
Наличие авторитарных тенденций в руководстве всех шести стран-участниц породило рассуждения о том, что у организации есть и 'другая' цель: сопротивляться установлению демократических норм и защищать страны-участницы от пристального изучения международным сообществом их политики в области прав человека. Озабоченность Запада усилилась после прошлогоднего саммита, где прозвучал призыв к выводу американских войск из Центральной Азии: этот шаг, казалось, не противоречил заявленной цели организации - борьбой с терроризмом.
У стран-участниц действительно имеются общие интересы в сфере безопасности, поскольку правительства центральноазиатских государств, в частности, по сути не способны справиться с террористами и экстремистами на собственной территории. Деятельность любой организации, способной повысить их возможности противодействовать этим угрозам, заслуживает аплодисментов. Необходимо и повышать уровень интеграции стран региона в мировую экономику, поскольку развитие - один из главных инструментов, позволяющих предотвратить распространение терроризма. Все страны ШОС, особенно Китай, следует призывать к конструктивному сотрудничеству в деле коллективного урегулирования существующих проблем.
Если же рассмотреть ситуацию с более 'циничных' позиций, то Москва и Пекин по определению являются соперниками в борьбе за влияние в регионе. Со временем разногласия между ними проявятся, и это не позволит превратить ШОС в сплоченную организацию, 'противодействующую' Западу. С особой наглядностью различия в позициях стран-участниц заметны в области энергетической политики. Россия хочет в максимальной степени контролировать поставки энергоносителей, а Китай стремится обеспечить себе больший доступ к энергоресурсам. Что же касается центральноазиатских нефте- и газодобывающих стран, то их вряд ли удовлетворит ситуация, когда их доступ на рынки сбыта зависит от российской трубопроводной системы.
Будущее ШОС будет определяться перечисленными геополитическими реалиями. Учитывая наличие реальных угроз в Центральной Азии и возможность их распространение на соседние и более отдаленные страны, усилия по борьбе с этими угрозами следует поощрять, а не осуждать.
http://www.inosmi.ru/translation/228267.html