овладеть китайским самостоятельно в том смысле, что без помощи преподавателя или репетитора, а также в оторванности от реальной языковой практики, для меня кажется фантастикой
"Без помощи преподавателя или репетитора" - а как насчет того, что есть один-два знакомых китайца, которые хоть и явно не тянут на роль преподавателя или репетитора, но тем не менее могут время от времени отвечать на вопросы, возникающие у изучающего и с которыми можно попрактиковаться? Исключает ли такая ситуация возможность классификации такого изучения как самостоятельного?
"В оторванности от реальной языковой практики" - сейчас в эпоху Интернета полную оторванность от реальной языковой практики представить себе довольно трудно. Есть море текстов в китайском Интернете, есть Интернет-радио, можно смотреть "до рвоты" (по Интернету же) китайское телевидение, можно "усмотреться" до потери пульса
китайскими фильмами и сериалами, скаченными с торрентов и файлообменников. И т. д. и т. п. Так что об "оторванности" в наши дни наверное можно уже не говорить. Другое дело, если под "оторванностью от реальной языковой практики" Вы понимаете
только и исключительно изучение китайского вне Китая. В таком случае часто говорят об "оторванности от языковой среды", а не практики. Да и тут на помощь снова приходит Интернет, ведь есть Skype и QQ, так что оторванность от среды тоже становится весьма условной.
Возвращаясь к заголовку данной темы, я лично считаю, что под самостоятельным изучением нужно понимать только и исключительно то, что человек изучает язык, не пользуясь услугами преподавателя или репетитора. Все остальное разрешено! Кстати, если "запретить" (типа, для чистоты эксперимента), вообще любой контакт с изучаемым языком или его носителями, кроме самоучителя/учебника и словаря, то в таких условиях, на мой взгляд, никакой иностранный язык выучить в принципе невозможно!
Что же касается использования или неиспользования услуг преподавателей или репетиторов, то, опять же, на мой личный взгляд, это только вопрос особенностей восприятия конкретного человека, а к эффективности изучения языка вообще отношения не имеет. Я, например, знаю точно, что при изучении с преподавателем (особенно в группе), эффективность
моего изучения иностранного языка ниже, чем при самостоятельном изучении. И что же, это должно означать, что конкретно мне китайский не выучить никогда? (А, типа, испанский или чешский - пожалуйста!
) А зато у тех, у кого занятия с преподавателем идут эффективнее, шансы, типа, еще есть? По-моему так это бред. Кстати, понятно, например, что, чтобы научиться разговаривать на изучаемом языке, нужно много разговорной практики. (В общем, банальнейшее утверждение!) А с кем его практиковать, с преподавателем или со знакомым китайцем, по-моему, разница невелика...
Можно подвести следующий итог. (Опять же, IMHO, никому ничего не навязываю.)
1. При изучении
любого иностранного языка нужен (кроме словарей и разумной дозы учебников или самоучителей) максимальный
контакт с изучаемым языком, т. е. книги, телевидение, радио, фильмы, сериалы, аудио-книги, общение с носителями и т. д. Если этот контакт "запретить", задача становиться бессмысленной для любого языка. В противном случае (т. е. контакт "разрешен"), нет большой разницы между китайским и другими языками. А именно, изучить любой язык можно, но для каждой пары "язык - человек, его изучающий", скорее всего потребуется разное количество времени. (Например, больше для иероглифических языков, меньше для алфавитных и т. п.)
2. "Самостоятельность" в значении, описанном выше (т. е. с преподавателем или без) не влияет на возможность/невозможность изучения, а связана только с индивидуальными особенностями каждого человека. Одному лучше с преподавателем, другому - без.
3. Пребывание в стране изучаемого языка - безусловно, огромный плюс, в первую очередь из-за доступности в большом количестве "бесплатной практики". (Впрочем, есть конечно и другие плюсы.) Однако я как-то не вижу большой связи между пребыванием/не-пребыванием в стране изучаемого языка и самостоятельностью или несамостоятельностью его изучения. (Поправьте меня, если я ошибаюсь.) К тому же очень разумным вариантом будет начать изучать язык вне страны изучаемого языка, а через несколько лет перебраться туда на какое-то время. Так что одно другому не мешает!
В общем, получается, что для меня лично вопрос в той форме, как он поставлен в названии темы, закрыт. А именно, ответ будет: "конечно реально, было бы желание, силы и время"! Впрочем, сам процесс обсуждения был очень интересным и увлекательным! Всем большое спасибо!