В середине восьмидесятых я уже служил в армии. Никакого "регресса" в своей собственной психике в девяностые я не испытал... Была зажатая пружина, держатель сломался, пружина выстрелила, теперь ее болтает из стороны в сторону. Ничего больше.
Регресс тем не менее был. Его ярким показателем стал беспрецендентый уровень смертности от алкогольных отравлений, рост самоубийств, преступности, психических заболеваний. Современное поколение 20-ти летних, даже ростом ниже тех, кто родился буквально на 3-5 лет раньше (т.е. фактор питания не столь влиятелен).
Только вы объединяете социальные феномены с базовой культурой человека. Это не правомерно, точнее неточно. Парткомы и массовые загоны в театры - это не культура, а методы насаждения ценностей, даже скорее создание угрозы и насилия при нарушения морали. Ценности можно ввести в психику в основном только в детстве.
Согласен с определением - "пружина". Действительно вся культура в целом явление наносное - на базовые, первичные потребности человека. Вся культура строится, либо на запретных "пружинах" направляющих его потребности в социально полезные формы, либо научении управления этими потребностями и более адаптивном выборе способов их достижения - рационализации желаний.
В СССР - к 80-м "личная культура" превысила общественные штампы. Назрела "культурная революция". В такие моменты общество нестабильно, на мой взгляд, и либо идет скачок вперед, либо назад. Произошел назад. Почему?
"Мораль" и "культура" - это вопрос цензуры и покраски фасада. В те же восьмидесятые был снят фильм "Маленькая Вера" - и этот фильм гораздо реальнее показывал и уровень морали и уровень культуры основной массы людей. Все то, что позволялось цензурой до этого, хотя и создавало ощущение "культурности", тем не менее было всего лишь фальшивым фасадом.
Хм. Культура человека, и на мой взгляд проявляется не в кино и в театре. А действительно в быту, в поступках и жизненных целях. Интегральным показателем культуры отдельных лиц - являются достижения сообщества. "Маленькая Вера" - это тоже своего рода достижение. Создать в такой форме фильм о современной жизни думаю не просто. Как и воспринимать его.
Вы помните количество подписок на журналы в СССР? Это ведь тоже показатель.
Я уже однажды просил Вас дать точное определение "культуры" о которой Вы говорите. Если мы говорим о "культуре" выражающейся в том, что актеры, художники, поэты и тп ценятся властью, им дают право определять то, что пишется в газетах, показывается в кино и пропускается цензурой, то безусловно, здесь произошел гигантский слом. Во-первых, сами люди искусства озаботились сейчас в основном доходами, во-вторых власть сейчас не озабочена этими людьми. Если же мы говорим о моральных убеждения "среднего человека", то я не вижу никакой разницы между восьмидесятыми и нынешними годами. Хотя я пока не очень четко знаю чем живут нынешние подростки. Изменения если и будут, то только когда эти подростки станут взрослыми.
Первое - это не культура, а индустрия. Она больше отражает, чем создает. Чем лучше отразила реальность соответственно потребностям - тем больше успех.
[quote author=v_andal link=topic=117082.msg808603#msg808603 date=1236330994Можно не надеятся, что "осмысленная мораль" появится у большинства. Это было бы смертью для людей. Сила человека в способности подстраиваться под обстоятельства, и жесткие моральные принципы в этом случае ничего хорошего дать не могут. Иными словами, психика среднего человека не приемлет "морали" как свода законов. Человек либо пытается навязать другим то поведение которое его устраивает, либо вынужден подстраиваться под требования других, либо уходит из общества. Никаких регрессов или прогрессов здесь нет. Для возникновения стабильного общества необходимо, чтобы в среднем человек и подчинялся требованиям других и имел возможность требовать сам. Достичь этого состояния в России по-моему достаточно сложно.
[/quote]
Вы не поняли "осмысленная мораль" это и есть замена ригидных моральных установок, их гибкими ценностными нормами.
Здесь в принципе просматривается некая эволюция.
рабовладельческий строй - насилие и ограничение свободы физические
феодальный строй - насилие реальное, ограничение свободы общественное (убийство) и религиозных догматов
раннекапиталистический строй - насилие косвенное, от угрозы голода, ограничение свободы общественное принуждение (голод), религиозных/социальных догматов
среднекапиталистический строй - насилие условное, угроза голода мала, ограничение свободы ригидные моральные установки, социальные догматы (элитарности/плебса) и ценностным уровнем жизни (потребления)
постиндустриальный, модерна, социалистический/коммунистический, [поставить нужное] - насилие условное, моральные установки гибки, ограничения ценностные (жизненными приоритетами).
При обеспечения базовых потребностей, более высоком уровне "культуры" - достигается большая продуктивность за период жизни человека (пирамида Маслоу), общества раньше вводящие эти принципы, получают большее конкурентное преимущество.