Опосля полугода активного изучения языка сформировалось несколько советов в помощь начинающим.
Не повторяйте моих ошибок
Хотя такой опыт самый устойчивый. Всё это лишь мое мнение - поправляйте, дополняйте.Лучше, думаю, будет в виде кратких тезисов.
-1)
как следует зазубрите базовые графемы. 0)
учить язык по отдельности(написание, произношение, чтение[распознавание]) очень трудно. Учите вместе.0.1)
Произношение, написание, чтение - СЛАБО СВЯЗАНЫ сами по себе. Т.е. если вы здорово выучили, как ПИСАТЬ тот или иной иероглиф, не факт, что вы вспомните его значение, произношение и ВООБЩЕ РАСПОЗНАЕТЕ В ТЕКСТЕ! Старайтесь при изучении нового иероглифа сразу проработать все 4 аспекта.
1)
Не увлекайтесь повторением. Если покажется, что Вы очень много выучили иероглифов, и Вам надо их постоянно повторять, чтобы не забыть - потонете в пучине повторения. Идите дальше. Запоминание в определенный момент превращается из пустого зазубривания в кучу ассоциативных связей, и чем больше у вас для этого объектов, тем лучше.
1.1) Если этап -1) пройден успешно,
при заучивании нового иероглифа избегайте приемов типа "написать иероглиф 20 раз подряд". Написание его "подряд" ничуть не влияет на скорость запоминания. Писать иероглиф, пока вы его еще помните - БЕССМЫСЛЕННО! Постоянно перемежайте его с другими, недавно выученными иероглифами, пишите так, чтобы не было видно то, что вы написали раньше - чтобы ПОСТОЯННО приходилось
припоминать иероглиф. Если забыли напрочь - подсмотрите, но только БОКОВЫМ зрением, чтобы увидеьт как можно меньше.
Со временем при повторении вообще не пишите иероглиф больше одного раза. Если не вспоминается - подсмотрите, напишите, и через минут 10 напишите еще раз на память, уже без шпаргалки.
2)
не бегите вперед. перегрузившись кучей новых иероглифов, вы их, конечно, выучите. Но, тратя на них много времени, можете забыть уже известные
4)
Чаще читайте, пишите как можно более разнообразные тексты. Тогда ассоциации будут ярче, и ассоц. связи - прочнее.
5)
Ошибайтесь. Каждая ошибка запоминается в 10 раз лучше, чем правильный урок. Забыли иероглиф - напишите так, как вам кажется, и убедите себя, что вы правы. Когда окажется, что это не так - уже не забудете этот иероглиф. Особенно это сильно, если вы похвастаетесь перед знакомыми
Потом вам будет стыдно, и сознание, работая в особом режиме, намертво закрепит иероглиф в памяти
Вообще, для этого не обязательно ошибаться, просто надо привести ум в состояние повышенного внимания, вывести его из спячки, но при учебе в одиночку мне, кроме как облажаться(тем более публично), ничего на ум не приходит.
Вообще, пришел к банальному выводу:
Обычное - незапоминается. Запоминается - необычное. я вот не помню, какого цвета дом напротив 8) Отсюда - при выполнении тупой рутинной наработки(диктант, повторени иероглифа) - вносите элемент необычности, как бы сказал дон Хуан - неделания
. Например - писать с закрытыми глазами, писать черты в обратном порядке, писать иероглифы зеркально, писать диспропорционально , писать непишущей ручкой, читать декламируя и т.п.
6)
Забыли иероглиф - не надо его тупо переписывать, повторяя. Это очень неэффективно. Обязательно, когда забываете иероглиф, придумайте на него какую-нть ситуацию, стих, фразу. Используйте ассоциации.
7) попробуйте мнемонические ряды для запоминания иероглифов с одинаковым произношением или одинаковым ключом. По моему опыту - эффект есть, но не такой уж здоровский, как могло быть. Но как вспомогательное средство - вполне.
8.)
не учите иероглифы "впрок". Это, кстати, камень в огород пункта 7). Вернее - не стоит тратить много времени на иероглифы,которые не понадобятся вот прям щаз "и в ближайшие три дня". И, учась по учебнику, я делил запоминаемые иероглифы на 2 группы - нужные и ненужные. Ненужные учил спустя рукава, отдавая время более нужным. Ненужные все равно забудутся. Вспомните потом, когда понадобятся.
9) если иероглиф НУ НИКАК не запоминается, каждый раз, садясь за повторение, вы обнаруживаете, что не помните ни черточки, ни намека - оставьте его, у вас просто нет достаточного кол-ва материала для создания ассоциативной связи. Пометьте его - потом вернетесь. Как только материал появится - иероглиф запомнится просто и легко. Из этого следует одно тривиальное правило:
следуйте по пути наименьшего сопротивления. Никак не запоминается? Ну и хрен с ним, потом запомнится.10)
сильно не упирайте на грамматику, потеряете время. Её основы сперва должны осесть в подсознании... За нее серьезно можно взяться позже, после прочного овладения основами языка.
11) я согласен с Ильей Франком: изучение языка - как забегание на ледяную горку:влияет плотность уроков, а не стаж изучения вообще. Месяц в режиме "3 раза в день по часу" лучше, чем год "каждую неделю по 3 часа"
вооот.... у меня есть еще несколько приемов в запасе, но для работы в паре(есть один для пункта 5).
у меня в заначке только вещи, проходящие по поводу повышения внимания. Задача: вывести сознание из спячки, привлечь повышенное внимание к иероглифу.
Упражнения, которые МОГУТ эту задачу решить, мне придумались следующие.
Парные, участники 1й и 2й.
Упражнение, основанное на ощущении себя идиотом.
Дается иероглиф. Свои ассоциации на него 1й в любой форме, (предпочтительного стихотворной или речитатива с четким ритмом - я заметил, что оформление ассоциаций в четкую словесную форму облегчает вспоминание) высказывает второму.
Для начала можно просто так и делать, а когда люди привыкнут, можно использовать всякие приемы для усиления ощущения идиотизма(например, повторять 2-3 раза подряд без перерыва). Или сопровождать слова быстрым рисованием(не написанием) иероглифа.
Рисование можно использовать отдельно. Пока не знаю как.
Еще можно использовать игровой момент - каждому дается по иероглифическому ряду. Можно один на двоих. В форме - 5 карточек, карточка дается на 10 секунд. Ручек, бумаги не давать. Можно дать пару кубиков или спичек, пусть каракули непонятные выкладывают Воспроизвести иероглифы. Кто первый ошибется - проиграл. Только нужны ставки, чтобы человек не думал - "ну, ошибусь, ну и ладно". Тренировки по бразильской системе
Вариант второй - берется только что изученный иероглиф и пишется с ошибкой. Если второй нашел ошибку и написал верно - очко ему. Если не нашел, или нашел, но верно не написал - тому, кто написал с ошибкой. и т.д. Поиск ошибки старый прием, но надо повысить его ценность для сознания - ставки и еще раз ставки. Ну хотя бы аудиторию отдраить как следует
Все упражнения не опробованы достаточное время, поэтому за работоспособность не скажу.