Вопрос выходит за рамки заданной темы, но раз уж он возник, - отвечу.
Маньчжоу-го была ликвидирована в 1945 г. в ходе разгрома японской Квантунской армии советскими войсками. До начала 1946 г. Маньчжурия находилась под управлением советской военной администрации с привлечением китайских коммунистов. Советский Союз был связан обязательствами по отношению к Китаю перед союзниками по антигитлеровской коалиции и вынужден был вывести свои войска из Маньчжурии. В 1946 г. по договору с Чан Кайши территория Маньчжурии была передана (формально - "возвращена") Китайской республике в обмен на совместное управление КЧЖД (бывш. КВЖД) и портом Далянь и размещение советской военно-морской базы в Порт-Артуре. Гоминьдановцы ввели свои войска в главные центры провинций Северо-Востока вплоть до Харбина. Коммунисты, вооружённые Советами, укрепились в периферийных областях.
В этой истории любопытна позиция маньчжур. Вроде бы, они должны быть злы на Советы за разрушение их государства. Но известно, что бывшие части Маньчжоу-го ещё в период советской администрации в массовом порядке вступали в коммунистическую НОАК. Конечно, в армии Маньчжоу-го служили как маньчжуры, так и местные ханьцы. И мне, к сожалению, не известен процент маньчжур, перешедших под знамёна коммунистов. Но можно предположить, что коммунистический интернационализм для них представлялся меньшим злом, нежели гоминьдановский национализм.
В 1947 г. гоминьдановцы нарушили перемирие с коммунистами, развязав гражданскую войну. В 1948 г. НОАК нанесла гоминьдановцам поражение в р-не Чанчуня, Шеньяна и в ряде мест центрального Китая. В 1949 г. взяла Пекин, Шанхай и Гуанчжоу. Провозглашение КНР в октябре 1949 г. лишь оформило переход власти к коммунистам на большей части территории Китая в международно-признанных границах. Договор Советского Союза с КНР 1950 г. подтверждал статус провинций Северо-Востока, как неотъемлемой части Китая. Во исполнение этого же договора в 1952-55 гг. управление КЧЖД и портами Далянь и Порт-Артур было полностью передано китайской стороне.
Ассимиляция маньчжур началась не нынче и не давеча. Культурная ассимиляция маньчжурской элиты, проживавшей в Пекине и городах внутреннего - "застенного" - Китая происходила на протяжении 19 в. и, в целом, завершилась к началу 20 в. В 1902 г. был снят запрет на смешанные браки с китайцами. На маньчжурах Маньчжурии это, до поры, мало отражалось. Но с 1878 г. был снят запрет на поселение ханьцев в Маньчжурии. По началу переселения были незначительными и плановыми и носили, скорее, характер "трудовой эмиграции". Массовое засеселение Маньчжурии этническими китайцами началось после японо-китайской войны 1894-95 гг., когда маньчжурская верхушка находилась в замешательстве, лихорадочно искала пути выхода из кризиса и думать забыла об охранении своих "Священных земель предков" от заселения иноплеменниками. Уже через несколько лет, к 1900 г., т.е. в период строительства К.В.Ж.Д., численность пришлых китайцев превысила коренное население Маньчжурии, включая не только маньчжур, но и знаменных ханьцев Ляодуна - ханьцзюней. В дальнейшем доля ханьцев в населении Маньчжурии только возрастала.
Синьхайская революция вывела ханьцев на первые роли не только во внутреннем Китае, но и в Маньчжурии. Диктатор Маньчжурии в 1917-28 гг. Чжан Цзолин так же был ханьцем. Однако, при нём Маньчжурия де-факто стала независимой, что приостановило поток переселенцев и притормозило процесс ассимиляции. В 1928 г. Чжан Цзолин потерпел военное поражение от гоминьдановских войск Чан Кайши и вскоре погиб при загадочных обстоятельствах. Его сын Чжан Сюэлян признал власть центрального китайского правительства. Результат: за три года (сер.1928 - сер.1931) поток этнических китайцев в провинции Северо-Востока резко возрос, а доля маньчжур в общем населении региона вновь уменьшилась. В эти годы маньчжуры были вытеснены даже со вторых ролей в административной сфере и в экономике и стали обычным этническим меньшинством на своей же земле. Ассимиляционные процессы затронули уже широкие слои народа.
Создание Маньчжоу-го не только приостановило процесс ассимиляции, но и создало условия для возрождения маньчжур, как нации. Указания на то, что это государство было марионеточным, не доказывают его нежизнеспособности. Уровень жизни населения в нём (не только маньчжур, но и китайцев) быстро рос. Вооружённые выступления китайских партизан прекратились к 1937 г. И даже засылаемые с советской стороны диверсионные отряды к 1943 г. прекратили свою деятельность.
При коммунистах процесс ассимиляции ускорился. В 1950-е гг. школьное образование на двух языках, служба в армии и привлечение на производства, где большинство - ханьцы сделали своё дело. Возросло число смешанных браков. В 1960-е, в годы "Культурной революции", "великоханьский" националистический угар достиг своего апогея. Стало просто опасно проявлять свою принадлежность к маньчжурскому этносу. Молодёжь вполне перековалась и заговорила на чистом путунхуа. Потом уже, в годы реформ, опомнились.
Но что сейчас можно сделать для возрождения языка, культуры и обычаев народа, котрый составляет лишь 8 % населения своей земли? В условиях современного Китая такое возрождение возможно только при широкой государственной поддержке. Никаких оппозиционных течений государство не потерпит. Это не Восточный Туркестан, где коренные жители составляют около половины населения. Оперетка же "
www.manchukuo.org", ратующая за отделение Маньчжурии, рассчитана на случай падения власти КПК и вмешательства в дела Китая иностранных держав. Тут речь не столько о маньчжурах, хотя на сайте имеется любопытный исторический раздел, сколько об отделении от современной мировой державы наиболее процветающего региона.
Так возможна ли сейчас государственная поддержка этно-культурного возрождения маньчжурского народа? Уступаю слово непосредственным наблюдателям.
Поскольку поднятый вопрос выходит за рамки заданной темы, а интересует он многих, предлагаю создать новую тему: "Маньчжуры в современном Китае".