Автор Тема: Интеллигенция - что это? Кто это?  (Прочитано 21690 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Chivas

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3291
  • Карма: 36
  • Пол: Мужской
    • Путь китаиста
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #25 : 05 Июня 2007 21:54:17 »
Ну, не все же школьники такие грамотные.

Оффлайн Laoway

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1227
  • Карма: 47
  • Пол: Мужской
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #26 : 09 Июня 2007 20:33:57 »
Взгляды человека считающего себя интелегентом
http://malutka-du.livejournal.com/181510.html
«Вот почему сегодня долг каждого интеллигента – соблюдать клановую
солидарность и наступать на горло собственной песне – даже если кому-то из нас подчас и не нравится то, что делают наши соратники по борьбе с властью»

Люди, которые – в принципе – должны бы знать историю и уметь сопоставлять некоторые исторические данности, совершенно будто забыли, как однажды – каких-то девяносто лет назад - некоторые прогрессивные соотечественники, соблюдая клановую солидарность, наступили на горло собственной песне и закрыли глаза на то, кто и зачем борется с властью.
Уроки этого короткого приступа исторической слепоты, они постигли уже очень быстро.
В году 1937.
Там есть еще кое-что занятное:
«Например, если в шестидесятые годы совковая пропаганда дружно обрушивала свой гнев на «абстракционизм», то интеллигентные люди, даже если им и не нравилась беспредметная живопись, считали своим долгом хотя бы промолчать, но только не поддаваться на провокацию»
Вдумайтесь только!
Если тебе категорически не нравилась абстрактная живопись…
Тебе. Самому. Категорически. Не нравилась.
Ты, оказывается, не смел, заявить об этом вслух, потому только, чтобы не совпасть с советской пропагандой.
Но ведь это – в сущности – и есть диктатура.
Интеллектуальная диктатура горстки снобствующей интеллигенции, исповедующей совершенно большевистское: «Кто не с нами, тот против нас»
差不多

Оффлайн Foreigner

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 744
  • Карма: 13
  • Пол: Женский
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #27 : 09 Июня 2007 21:06:25 »
Ленин об интеллигенции
"К интеллигенции я большой симпатии не питаю. Наш лозунг "ликвидировать неграмотность" отнюдь не следует толковать, как стремление к нарождению новой интеллигенции. "Ликвидировать безграмотность" следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель - вполне практическая. Только и всего".

Цитирую из интернет сайта:
Склонность русской интеллигенции к болтовне и неспособность ее заняться конкретным изучением конкретного дела высмеивал, бичевал и клеймил позором Ленин, которого интеллигенция с легкой руки одного крупного интеллигента поспешила без спросу посмертно зачислить в разряд “русских интеллигентов в полном и самом широком смысле слова”. Можно составить целый том из высказываний Ленина о склонности интеллигенции заменять работу словами, дело - разговорами, одновременно за тысячу дел браться и ни одного не доводить до конца, обращать изучение живого дела в “литературщину” и пустопорожнее производство тезисов, на каждом шагу впадать в педантизм, в разгильдяйство, интеллигентское брюзжание и хныканье.

Немало блестящих страниц посвятили критике этого застарелого порока Писарев, Щедрин, Саша Черный, Горький, Луначарский, Ильф и Петров, но ... жив Курилка, и не умер еще Васисуалий Лоханкин, посвящавший свое время думам о значении русской интеллигенции и трагедии русского либерализма.


А вообще очень емко об интеллигенции  можно почитать у КАРа Мурзы.....

Оффлайн Chivas

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3291
  • Карма: 36
  • Пол: Мужской
    • Путь китаиста
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #28 : 09 Июня 2007 21:21:09 »
Форинер.
Обалденный пост!

Оффлайн Ivan M.

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 802
  • Карма: 59
  • Пол: Мужской
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #29 : 09 Июня 2007 21:22:51 »
К слову пришлось. Очень модно приводить обкоцанную цитату из Ленина насчет говна нации. Так вот, он ведь, имел в виду определенный круг лиц, и имелось в виду, что такая интеллигенция, как те лица - это не интеллигенция, а говно нации. Фраза в том виде, в котором она известна широкой публике, вырвана из контекста. Точно так же, как высказывание "учиться, учиться и еще раз учиться - это дело дураков".
Позвольте поправить... ::)  Не помню точно на какой странице ЕГО безконечных сочинений, но: "учиться, учиться и ещё раз учиться ВОЕННОМУ ДЕЛУ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ". 100% :).
Если у тебя нет своей цели, намерений и желаний, то вероятнее всего – намерения и желания других поведут тебя за собой, но уже к их цели...

Оффлайн Foreigner

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 744
  • Карма: 13
  • Пол: Женский
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #30 : 09 Июня 2007 21:25:20 »
Форинер.
Обалденный пост!

А то...
а посты веселого уголка уже читал ? там тоже есть интересные вещички.....

Оффлайн Foreigner

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 744
  • Карма: 13
  • Пол: Женский
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #31 : 09 Июня 2007 21:26:19 »
К слову пришлось. Очень модно приводить обкоцанную цитату из Ленина насчет говна нации. Так вот, он ведь, имел в виду определенный круг лиц, и имелось в виду, что такая интеллигенция, как те лица - это не интеллигенция, а говно нации. Фраза в том виде, в котором она известна широкой публике, вырвана из контекста. Точно так же, как высказывание "учиться, учиться и еще раз учиться - это дело дураков".
Позвольте поправить... ::)  Не помню точно на какой странице ЕГО безконечных сочинений, но: "учиться, учиться и ещё раз учиться ВОЕННОМУ ДЕЛУ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ". 100% :).

Относилось все это к кухарке... которая смогла бы управлять государством... без нюней и соплей...

Оффлайн Chivas

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3291
  • Карма: 36
  • Пол: Мужской
    • Путь китаиста
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #32 : 09 Июня 2007 21:43:22 »
Форинер.
Обалденный пост!

А то...
а посты веселого уголка уже читал ? там тоже есть интересные вещички.....
нет. пока ещё не всё так плохо.

Оффлайн Laotou

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3523
  • Карма: 118
  • Пол: Мужской
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #33 : 09 Июня 2007 21:57:53 »
Так я всё-таки не понял ;D То есть вы тут сошлись на мнении, что вся интеллигенция г*но и она всё время крайняя, так ??? Потому что дальше видит в силу её специфических и умственных способностей, в отличие, скажем, так от массы, называемой здесь любимым словом - "быдло". Ну, что сказать - молодцы! Дерзайте, только не забудьте вспомнить свои изречения, когда вас (персонально) каждого, оборзевшая от вседозволенности и отсутствия оппонентов, власть будет прессовать по полной программе. Так и хочется привести слова одного моего любимого поэта: " Всё - г**но, кроме мочи!" ;D ;D ;D
知彼知已,百战不殆

Война и мир

Оффлайн Playwright

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 141
  • Карма: 1
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #34 : 09 Июня 2007 22:02:18 »
К слову пришлось. Очень модно приводить обкоцанную цитату из Ленина насчет говна нации. Так вот, он ведь, имел в виду определенный круг лиц, и имелось в виду, что такая интеллигенция, как те лица - это не интеллигенция, а говно нации. Фраза в том виде, в котором она известна широкой публике, вырвана из контекста. Точно так же, как высказывание "учиться, учиться и еще раз учиться - это дело дураков".
Позвольте поправить... ::)  Не помню точно на какой странице ЕГО безконечных сочинений, но: "учиться, учиться и ещё раз учиться ВОЕННОМУ ДЕЛУ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ". 100% :).

Тогда сдаюсь. :) Т.к. мой источник далек от 100%.
PIENET ASIAT OVAT ISOJA ASIOITA!

Оффлайн Foreigner

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 744
  • Карма: 13
  • Пол: Женский
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #35 : 09 Июня 2007 22:05:35 »
Так я всё-таки не понял ;D То есть вы тут сошлись на мнении, что вся интеллигенция г*но и она всё время крайняя, так ??? Потому что дальше видит в силу её специфических и умственных способностей, в отличие, скажем, так от массы, называемой здесь любимым словом - "быдло". Ну, что сказать - молодцы! Дерзайте, только не забудьте вспомнить свои изречения, когда вас (персонально) каждого, оборзевшая от вседозволенности и отсутствия оппонентов, власть будет прессовать по полной программе. Так и хочется привести слова одного моего любимого поэта: " Всё - г**но, кроме мочи!" ;D ;D ;D

А что нас мочить... мы рабочий класс... производим материальные ценности и потихоньку их продаем... если нас мочить... что кушать/пить  и тд будет власть.... нет.. власть не дура....

Оффлайн Playwright

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 141
  • Карма: 1
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #36 : 09 Июня 2007 22:14:39 »
Дерзайте, только не забудьте вспомнить свои изречения, когда вас (персонально) каждого, оборзевшая от вседозволенности и отсутствия оппонентов, власть будет прессовать по полной программе.

Один вопрос: если уж все попадем под прессовку, кого будут интересовать какие-то изречения. А если не все, то что конкретно мы, участники этой ветки, такого изрекли?
PIENET ASIAT OVAT ISOJA ASIOITA!

Оффлайн Chivas

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3291
  • Карма: 36
  • Пол: Мужской
    • Путь китаиста
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #37 : 10 Июня 2007 01:33:31 »
, когда вас (персонально) каждого, оборзевшая от вседозволенности и отсутствия оппонентов, власть будет прессовать по полной программе.
нет, нас она прессовать не будет мы (я конкетно) - быдло. с нас - взятки гладки.  8)

Оффлайн редиsKin掉裤

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 850
  • Карма: 5
  • Пол: Женский
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #38 : 10 Июня 2007 22:27:17 »
Эрудиты, просветите, а  Ленин сам кто? образование - 7 классов гимназии , профессии ноль, безработный, перебивался партвзносами, стыдно сказать, в  тюрьму и то садиться приходилось когда концы с концами не сводил, там хоть горячие обеды, чистое белье без блох, 
ладно немцы деньжат подбросили , а то бы и не знал чем Наденьку кормить :D

Оффлайн taifeng

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 417
  • Карма: 21
  • Пол: Женский
  • Skype: bolena73
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #39 : 11 Июня 2007 15:50:11 »
Григорий Померанц
Интеллигенция: идейность задач и беспочвенность идей. 
(фрагменты статьи)
     Я попытаюсь связать нынешние проблемы интеллигенции с историей этого термина. Это необходимо, потому что многие современные споры заходят в тупик из-за незнакомства с историей. 
 
    До конца 18 века слово "интеллигенция" означало совсем не то, что мы сегодня понимаем под ним. Оно означало "особое тонкое понимание". Так и сейчас многие понимают английское "интеллидженс" - как понимание духа, витающего над буквой, понимание целого, а не застревание в частностях. В конце 18 века французским просветителям понадобилось как-то отделить слой просвещенных от непросвещенных. И они воспользовались словом "интеллидженс". Одновременно выплыло из средневекового обихода слово "nation". "Нация" сначала означала землячество студентов Сорбонны. Никто в течение ряда веков не применял этот термин к социальному слою. Но возникло нечто новое. Возник "народ суверен" вместо "короля суверена", надо было это как-то назвать. Новый народ назвали "нация". Между ддвумя новыми понятиями сразу возникли непростые отношения. Во Франции они сблизились. Революционная Франция считала себя в целом просвещенной нациею. В Германии эти понятия разошлись. Немцы осознавали свое единство в борьбе с французскими космополитическими идеями. Отсюда акцент на самобытность нации. И Гейне говорил, что французский патриотизм расширяет сердце, а немецкий патриотизм его сужает. 
 
    Зачем нам все это нужно знать? Потому то эти соображения позволяют понять некоторые отечественные явления. Они объясняют, почему Короленко написал, что "моим отечеством стала русская литература". А дело было в том, что ему, мальчику, подсунули с восхищением брошюру, в которой прославлялся подвиг есаула Гонты, который свеченным ножом - нашелся православный священник, который освятил этот нож, - зарезал свою жену-католичку и детей, рожденных от брака с католичкой. Движение Железняка, к которому Гонта примкнул, ставило своей целью уничтожение "жидов и ляхов", и Гонта поставил принцип выше личных чувств. Я думаю, что Гоголь знал это, когда создавал "Тараса Бульбу": "Я тебя породил, я тебя и убью". 
 
     Естественно. что на Короленко, тоже сына украинца и польки, все это произвело ужасное впечатление, он перечеркнул мысленно все свои связи с отцовским и материнским наследством и стал русским писателем. Почему? Потому что в русской литературе тогда такого рода брошюры были бы невозможны. Потому что в имперской нации в образованном слое сильнее чувство имперской вины, вины перед теми, кто были, так сказать, объектами расширения империи. Это чувство иногда сильнее, чем чувство имперского самосохранения. Например, Герцен в 1863 году встал на сторону поляков, и некоторым современным диссидентам трудно было повернуться, когда объектами насилия стали русские вне новой России, мешала привычка солидарности с борцами против империи. 
 
    В интеллигенции никогда не может быть одной точки зрения, всегда будет группа, которая острее чувствует потребность самосохранения державы, и противоположная группа, для которой важнее права человека, право малой нации на независимость и т.д. Здесь нельзя обойтись без попытки понять друг друга. Этому учит история.. Поэтому пойдемте дальше по ходу истории, и, может быть, мы еще что-то увидим. 
 
    Эпоха романтизма отодвинула слово "интеллигенция" назад. Романтиком оно вообще не было нужно. Это просветителям надо было отделить просвещенных от непросвещенных. А романтикам нужно было совершенно противоположное. Нужно было соединить верхушку образованности с народом. Поэтому слово "интеллигенция" они не жаловали. Как, по-моему, и современные почвенники не жалуют интеллигенцию и обычно описывают ее не очень сочувственно. Это опять-таки можно понять как некую историческую традицию : относиться к этому как объекту корректного спора, диалога, а не брани. 
 
     Около ста лет слово "интеллигенция" было не в ходу и означало что-то вроде элиты. Потом оно выплыло в России. Почему? Была причина: появился новый общественный слой. Раньше, до реформы Александра Второго, европеизированная часть населения более или менее совпадала с дворянством. Образованный человек получал личное дворянство, мог дослужиться и до потомственного. 
 
    Но после реформ такая масса разночинцев хлынула в университеты, что состав образованного слоя изменился: он стал не чисто дворянским. Он что-то усвоил от дворянства - в этом особенность русской интеллигенции; многое внесли и разночинцы. И вот этот слой надо было как-то назвать, писатель Боборыкин ввел тогда в обиход слово "интеллигенция". И, более того, появилось слово "интеллигент". Возникло как бы новоесословие. 
 
   К интеллигенции относились далеко не все образованные люди. Священники к интеллигенции не относились, поскольку их образование имело византийские корни. Победоносцев не только не считал себя интеллигентом, но само слово "интеллигенция" считал манерным и ненужным неологизмом, он упрекал министра внутренних дел Плеве, что тот пользовался этим словом. Плеве отвечал, что оно практически необходимо, ибо, я цитирую по воспоминаниям сына Суворина со слов отца, "интеллигенция - тот слой нашего образованного общества, которое с восхищением подхватывает всякую новость или слух, склоняющиеся к умалению правительственной или духовно православной власти". Надо сказать, что и сама интеллигенция в попытках определить себя подчеркивала то же самое. Это сказалось в расхожем определении Иванова-Разумника: "критически мыслящая личность". Против этой односторонней установки на критику выступили наиболее глубокие мыслители из самой интеллигенции, авторы "Вех", но их далеко не сразу поняли. 
 
    Этот спор продолжался долго. Замечательный памятник дискуссии - "Трагедия интеллигенции" Г.П. Федотова. У Федотова много глубоких идей о необходимости для интеллигенции осознавать сдвиги в ценностях и искать новые формулировки для вечных ценностей, а не только критиковать то, что обветшало. Но в памяти из его блестящей "Трагедии интеллигенции" осталась одна фраза: "идейность задач и беспочвенность идей". Федотову казалось, что это чисто русское извращение, но мировое развитие показало, что всюду, от Нигерии до Японии, когда возникал европейски образованный слой, для него было характерно то же самое: идейность задач европейского Просвещения, прав человека и т.д. и беспочвенность идей, поскольку для родины это все было заморским, непонятным народу. 
 

————————————————————————————————————————

Продолжение статьи:
http://deja-vu4.narod.ru/Intelligentsia.html
 
Сначала там идет статья Мамардашвили "Интеллигенция в современном обществе", потом эта, потом Глебкина "МОЖНО ЛИ «ГОВОРИТЬ ЯСНО» ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ?"

Оффлайн Laotou

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3523
  • Карма: 118
  • Пол: Мужской
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #40 : 11 Июня 2007 20:10:53 »
Цитировать
Цитировать
Эрудиты, просветите, а  Ленин сам кто? образование - 7 классов гимназии , профессии ноль, безработный, перебивался партвзносами, стыдно сказать, в  тюрьму и то садиться приходилось когда концы с концами не сводил, там хоть горячие обеды, чистое белье без блох, 
ладно немцы деньжат подбросили , а то бы и не знал чем Наденьку кормить :D
Вообще-то прикольно читать вот это :D Сейчас так в школе приподносят биографию Ленина или это следствие чтения демонич...простите, российских газет ??? Из всего, что перечислено только о профессии где-то близко, хотя как посмотреть ??? Так прекрасно разбираться не только в экономических, юридических, политических и других вопросах - не каждому дипломированному специалисту дано :D Не просто не каждому, а единицы способны так масштабно мыслить, как это делал Ленин. Вы так, ради прикола почитайте что-нибудь у него. Непредвзято, без принуждения, а сами для себя. Думаю, равнодушной не останетесь, коль в политической ветке решили себя попробовать ;) А по мощи интеллекта, по решительности и организаторским способностям, пожалуй, в 20 веке мало кто с ним сравнится! Это в постсоветское время его пытались демонизировать, принизить его умственные способности и об*рать как могли, но кроме как то, что он совершил в России революцию (ну, куда деваться от этого факта ;D), других обвинений так и не нашли, как не пытались извращаться в подтасовке фактов. Одна бездоказательная, огульная и смешная до глупости фоменковщина ;D ;D ;D Тока не надо меня к коммунистам (или ещё к кому там?) причислять - не правда это ;) Просто как-то случайно, через много лет после того, как нам его насильно навязывали (чем, естественно, вызывали внутреннее отторжение) взял, да попробовал перечитать его работы (выборочно) и открыл для себя потрясающие по уровню интеллекта и простоте изложения вещи :o
知彼知已,百战不殆

Война и мир

Оффлайн irgacis

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 211
  • Карма: 17
  • Пол: Женский
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #41 : 11 Июня 2007 20:13:18 »
Опять мимо! Спал. Даже без тёплого молока.

Значит не с тем спали....В смысле не с той...


               Модератор:
               irgacis, Вам строгое предупреждение. В случае повторения флуда - будет бан!
« Последнее редактирование: 11 Июня 2007 20:30:20 от Sinoeducator »

Оффлайн Laotou

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3523
  • Карма: 118
  • Пол: Мужской
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #42 : 11 Июня 2007 20:26:34 »
Цитировать
Цитировать
Значит не с тем спали....В смысле не с той...
Опять тут эти п*орские штучки? Вы идите в "квартал" и там мусорите про мужЕскую любовь,  трансвеститов и прочую нечисть, нечего здесь ветку засорять ;)
知彼知已,百战不殆

Война и мир

Оффлайн Pionerka

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 159
  • Карма: 0
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #43 : 02 Августа 2007 12:39:04 »
Цитировать
Цитировать
Вы думаете, что спецназ.ру создал всё, чем Вы сейчас пользуетесь, в том числе и компом, за которым сидите ???
??? А разве комп (и всё остальн) создан интеллигенцией? Или интеллигент и интеллектуал равнозначны?? ??? ::)





Оффлайн Публицист

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 14
  • Карма: 1
  • Пол: Мужской
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #44 : 01 Января 2009 17:59:45 »
Метафизическое мессианство интеллигенции 

  Особый этап русской истории совпадает с мессианством, носителем которого оказалась интеллигенция. Сознание интеллигенции было сформировано в результате реформ Петра, расколовшего Россию на два народа, переставших понимать друг друга. Раскрылась пропасть между дворянством (сначала только одним дворянством) и народом, всеми прочими классами общества. Если для Н.А. Бердяева родоначальником русской интеллигенции был А.Н. Радищев, то для Г.П. Федотова ими были 18 молодых людей, отправленных царем Борисом за границу . Известно, что ни один из них не вернулся.
Первые интеллигенты – первые непривлекательные идейные отщепенцы русской земли. Их характеризует поверхностность и нестойкость к чужой соблазнительной культуре, подчас моральная дряблость. Отсюда ясно, что интеллигенция – категория непрофессиональная, и это не люди умственного труда. Интеллигенция ощущает себя как некий Орден, с кодексом, нечто вроде средневекового рыцарства, несводимого к военно-феодальному классу, но связанного с ним так же, как интеллигенция связана с группой работников умственного труда.
Основное русло истории русской интеллигенции – от В.Г. Белинского через народников к революционерам начала XX в. По Г.П. Федотову, интеллигенция целый век шла с царем против народа, прежде чем пойти против царя и народа (1825-1881). И, наконец, – с народом против царя (1905-1917). В статье «Трагедия интеллигенции» Г.П. Федотов подчеркивает, что интеллигенция, оторванная от народа, не порвала связи со своим классом и с царем – в этом ее почва, суррогат почвенности. Бердяев, со своей стороны, определяет место интеллигенции между молотом власти и наковальней народа. Очевидно, что взгляд на интеллигенцию и понимание социальной структуры у этих двух авторов противоположны. Если Н.А. Бердяев согласен с историческим призванием русского народа, то Г.П. Федотов полагает, что «лишь через длительное очищение, через суровую аскезу смирения (мессианство – гордыня) лежит путь к «земле обетованной». В статье «Проблемы будущей России» Г.П. Федотов настаивает, что мессианская идея как «ветхозаветно-реакционная» не имеет права на бытие в христианстве. Но и христианство у него – странное: насыщенное восточными влияниями, воскрешенное в новой индийской Церкви…
И это при том, что сам Н.А. Бердяев не может считаться чисто православным мыслителем. В рамках религиозно-философского возрождения России начала ХХ в. религиозный неоромантизм Н.А. Бердяева легко вбирал в себя чужие религиозные установки. Отсюда его убеждение, что «он защищает некое «универсальное» (или «вечное») христианство. Вообще Бердяев создает амальгаму христианских идей и внехристианских начал. И читателю кажется, что перед ним - новые пути в религиозном сознании. Атеистическое народное движение куда более серьезно формировало сознание русской интеллигенции, нежели идеалы религиозного возрождения серебряного века. Их концепция «критической личности», выражающей «народный дух» и призванной вести за собой народный дух» и призванной вести за собой народную плоть пришла к теории критического класса, затем – критической партии, и вновь вернулась в исходную точку в облике вождя. Эта теоретическая эволюция во многом проходила в недрах марксисткой волны идейного вызревания русской интеллигенции. Было сформировано живое сообщество людей, объединенных сознанием своего общественного служения – этот статус общественного избранничества интеллигенции напоминал самосознание  старообрядцев.
Формирование нового высшего класса России – дворянства и выросшей из него интеллигенции совпало с порабощением Петром 1 собственного народа. Выйдя из барства, интеллигенция стала в оппозицию к нему, и в великом деле народно-освободительного движения русская интеллигенция увидела свое историческое призвание, сам смысл своего существования в русской культуре и истории. Но для этого нужно было стать общностью, как бы религиозным орденом в миру.  Н.А. Бердяев пишет: «Когда во второй половине Х1Х века сформировалась левая интеллигенция, то она приобрела характер, схожий с монашеским орденом. Тут сказалась глубинная православная основа русской души: уход из мира возлежащего, аскеза, способность к жертве и перенесение мученичества.»
В сущности, произошла религиозная адаптация марксистских идей в России, в ходе которой большевики составили наиболее организованное и деятельное ядро левой интеллигенции. Уже до начала этой культурной и социальной революции главным критерием принадлежности к монашескому ордену «русской интеллигенции» стала боль за страдания народа и готовность действовать конкретно и решительно. Интеллигенция была разорвана между двумя крайностями, это чувствовали авторы «Вех» и надеялись фактом осознания трагичности исторической миссии интеллигенции изменить ситуацию.
Напомним, что «Вехи» имеют подзаголовок: «Сборник статей о русской интеллигенции». Так, П.Б. Струве оговаривается, что не всей интеллигенции, но лишь отдельной ее части свойственно безрелигиозное отщепенство от государства. Н.А. Бердяев в начале статьи упоминает, что имеет в виду «кружковую интеллигенцию» (революционную, надо полагать) и предлагает для нее особый термин «интеллигенщина» (что похоже на «образованщину» в терминологии  А.И. Солженицына). Для Н.А. Бердяева, это странная группа людей, чуждая органическим слоям русского общества. У О.М. Гершензона это «сонмище больных», изолированных в своей стране. А С.Л. Франк полагает интеллигента «воинствующим монахом» нигилистической религии безбожья. Как ни гляди, интеллигенция здесь – кучка чуждых миру и презирающих мир монахов. Это одна из традиций русской публицистики, в которой к интеллигенции применяют термин «орден» – «воюющий орден», который всегда стоял поперек всего течения современной жизни (П. Анненский, Ф. Степун, Н. Зернов).
Помимо большевистского отпора «Вехам» в качестве ответа появился сборник от либеральной части интеллигенции – об «интеллигенции в России». Для П.Н. Милюкова, интеллигенция – это ядро образованного класса, ей принадлежит инициатива и творчество. Но у нее сложился свой патриотизм лагеря, окруженного врагами. Эмигрантское настроение интеллигенции дополнялось ее антиправительственной деятельностью. Очевидно, что авторы сборников не смогли дать определения этого социального феномена, и в результате укоренился аморфный образ интеллигенции, искажающей жизненную ситуацию. Этот штамп проявился в сборнике «Из глубины» и всякое отсутствие этого штампа сыграло злую шутку с работами евразийцев.
     Политологи пользуются еще более расплывчатыми терминами: «элита», «избранный народ», «внутренний пролетариат» (А. Тойнби), культурологи  говорят о малом народе, некоторые из последних предпринимают сугубо националистическую трактовку «малого народа». Таковы концепции Г. Померанца в сборнике «Выход из транса». А. Янов, Н.Я. Мандельштам тоже так считали. С другой стороны, борец с «русофобией». И.Р. Шафаревич устраняет понятие интеллигенции как неопределенное и заменяет его на понятие «малый народ», но лишенный национального измерения. В этом термине попадаются в ловушку и те, кто за интеллигенцию, и те, кто против интеллигенции. Для одних интеллигенция есть мера общественных сил, а противопоставленный ей народ сливается в реакционную массу. Для других все, что противостоит идеологическому или национальному – «малому народу» тоже сливается в реакционную массу, подобно тому, как для К. Маркса  все, противостоящее пролетариату, сливается в одну реакционную массу. И.Р. Шафаревич призывает создать оружие духовной защиты «Большого народа» – «сказать правду».
Таким образом, в метафизическом мессианстве интеллигенции нет избранного народа, который в христианстве является церковным народом, напротив, в метафизическом мессианстве мы встречаемся с мессианством не национальным, а глубоко социалистическим, которое, по словам Н.А. Бердяева, имеет иудейские корни и по сути есть ожидание Антихриста. На наш взгляд, русская интеллигенция как часть образованного класса России ставит обобщенный народный интерес выше государственного и выше собственного эгоистического интереса, то есть она отделяет себя от либеральных ценностей и почвенных привязанностей. Ее враг – деспотическое государство и догматическая вера. Следовательно, русская интеллигенция находится в том же отношении к русской православной церкви, в каком учение И.Христа  находится в отношении к ветхозаветному иудаизму. Здесь  абсолютное отрицание и абсолютная преемственность. Получается, что церковь мстит государству как своему насильнику через интеллигенцию.
Эта концепция во многом подтверждается самой настроенность. Работы И.Л.Солоневича, свидетельствующей о «неуязвимости России» и при Петре 1, и при И.В. Сталине, ибо страна «чудовищными жертвами оплачивает бездарность гениев и трусость вождей» Очевидно, что позиции интеллигенции всегда зависят от позиций властей, от степени их деспотизма. В указанном контексте революция для интеллигенции – не заблуждение ума, а судьба, когда  на место деспотии ставится революционная организованная интеллигенция – авангард народа.
 «Народопоклонство» и «народолюбство» как преклонение перед народом-тружеником, народом-страдальцем при одновременном возвышении над ним создает в русской культуре «внецерковное православие» (В.В. Розанов). Оно встретилось со стихийным коммунизмом в народной жизни и стало развиваться в русле старорусской неприязни к западному мещанскому царству, к чистой буржуазности.
Впервые поклонение перед либеральной буржуазностью (ее кумир – О. Бендер и ныне ему памятники не ставит только ленивый глава города – в Кисловодске Киса и Ося уже стоят в виде кичевых кукол и собирают средства на ремонт Провала,  «чтобы не слишком провалился» – провалилась же на деле интеллигенция вслед за своими кумирами), это позорное преклонение перед буржуазностью и грязным торгашеским духом возникло лишь в литературе советской эпохи.  Напротив, в 1917 г.  буквально все в русской истории и культуре работало на революцию, ее радикализм и всеочищающий пафос. Можно сколько угодно сокрушаться по поводу радикального неприятия В.И. Лениным и большевиками всего, что было связано с религией и церковью. Но нельзя забывать, что таким было господствующее отношение всей русской интеллигенции к миру неправды. Н.А. Бердяев прав в утверждении, что никто кроме большевиков не смог бы устоять в водовороте народной стихии в качестве цементирующей Россию государственной власти. Известно, что церковь в условиях гражданской войны заняла сторону одной из борющихся сил и не могла рассчитывать на снисходительность советского государства в течение длительного времени.
Атеизм в Советской России выполнил функцию протестантизма в европейской истории. Атеизм при этом был носителем духа социализированного капитализма и он поднял русскую революцию до уровня религиозного феномена, ибо революция решала вопрос о Боге. Ф.М. Достоевский угадал характер русской революции, заранее понял, что она будет страшнее,  предельнее западных потрясений. Исследователь феномена марксизма В.Д. Жукоцкий пишет в связи с этим обстоятельством «Мы слишком мало отдаем себе отчет в том, что и саму революцию, и последовавшие за ней десятилетия сталинского термидора с их глобальными разрушениями и не менее глобальными созиданиями новой культуры, невозможно понять все контекста и логики религиозных войн».
Русское мессианство, склонность к апокалиптичности полностью проявились в русской революции, в стремлении развернуть до конца привлекательную социальную идею. В недавние 90 гг. такое мессианство  проявилось в желании развернуть до конца либеральную идею и поглядеть, что из этого выйдет. Между указанными крайностями социального экстремизма лежит и поныне мир советской и постсоветской интеллигенции, ее культуры и мессианской государственности. Великие русские пророки – Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, прозревавшие будущее, оказались сильнее историков, владевших фактами прошлого. Первый верил, что русским в силу всечеловечности предстоит осуществить великую миссию в Европе, «выработать синтез всех противоположных идей и стремлений, разделяющих народы Европы».
     В ХХ в. Россия возродилась как великая империя – Советский Союз и мировая система социализма. И, если толчком к мыслям Ф.М. Достоевского о русском как «всечеловеке» послужила речь В.С. Соловьева «Три силы» (1877 г.), то Советская Россия вскоре обрекла огромное влияние на жизнь и политику всех народов мира. Советские лидеры пытались создать единую организацию всего человечества. Н.О. Лосский пишет «Однако идеология и практика их прямо противоположны идеалу Достоевского и его представлениям о характере русского народа». И далее «Советские коммунисты, наоборот, проповедуют самое бедное по содержанию, самое узкое миропонимание, отрицая все ценности, поднимающие дух выше земных интересов. Они ищут не абсолютного Царства Божия, а относительного добра, земного «материального благополучия, т.е. благополучия мещанского, столь презираемого Достоевским и всей дореволюционной интеллигенцией».
      Американский историк Р. Пайпс пишет: «Нечего удивляться, что добравшись до власти, коммунисты скоро отняли у русской культуры свободу выражения, которую она сумела отвоевать при царском режиме. Так интеллигенция обратилась против самой себя и во имя всеобщей общественной справедливости наступила обществу на горло»  Революционная интеллигенция всей душой приняла марксову «религию революции», приняла веру в будущее, в то время как на Западе светские священнослужители – интеллектуалы занялись вынесением обвинительных приговоров западной истории деспотизма и уже после I Мировой войны несколько поколений западных людей утратили веру в свое прошлое, настоящее и будущее. России превращение революционно-монархического направления интеллигенции (с традицией дворянских переворотов) в революционно-республиканское  вылилась в мечту строить Россию без царя во главе. Только Николай I удержал Россию на краю гибели и дал интеллигенции срок одуматься, провести «огосударствление» русского правосознания.
По И.А. Ильину, лишь А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский прошли в себе эту необходимую эволюцию правосознания и поняли, что русская идея есть «идея свободно созерцающего сердца». Именно эта идея была максимально искажена, по мнению автора, в «Советии», ибо в ней «пролгано все» - деньги, чины, искусство. Хотя революция была «чудом», что не скрывали лидеры РСДРП(б), дальнейшее целеполагание превратило чудо в осознанную необходимость. Вспомнил лозунг «коммунизм неизбежен!» В целом ожидание чуда и осознание его необходимости становится оборотной стороной научности марксизма-ленинизма. Сталинский тезис «кадры решают все!» вытекал из спешки и гигантизма – «пробежать сто лет за десять» - в этой формуле  осталось только поменять слово. М. Геллер пишет – решают все химия, техника, лесные полосы, дисциплина и т.п. И в 60 гг. советским людям, новому советскому человеку верить в коммунизм было  «не положена», надо было верить в НТР, в авиацию, космос и механизацию – в такой обстановке советская интеллигенция из красной становится бесцветным «малым интеллигентным народом». Разговоры на тему интеллигентности и ее воспитания, подлинности и мнимости воспитанности годами велись в эпоху застоя в партийных средствах массовой информации.
     В таких проповедях и дискуссиях тон задавал академик Д.С. Лихачев, которого советские журналисты не раз объявляли  «эталоном  интеллигенции», сам академик даже выдвинул лозунг «Интеллигентные люди всех стран, соединяйтесь!». Этот призыв к создании союза  образованных, но денационализированных элементов всех стран вызвал отклик у вчерашних партаппаратчиков, ставших активистами демократической России. Они хотят быть настолько интеллигентными, чтобы забыть свою национальность – и сегодня это идеал для многих, заботящихся о своей репутации интеллигентного человека. Параметром для интеллигентности объявляется забвение собственной национальности вечный комплекс вины по поводу уроков Холокоста. М.Ф. Антонов, говоря о заявлениях Д.С. Лихачева,  подчеркивает: «По сути – это призыв стать именно элитарием, принадлежать к интеллектуальным сливкам общества. Разумеется, в большинстве случаев такое стремление оборачивается самонадеянностью и надменностью по отношению к «темной массе», не поднявшихся до  уровня интеллигентных людей».
       Интеллигентность искали и некоторые писатели – правдолюбцы, те, кого обычно именовали «деревенщиками», что вылилось в серьезную литературную полемику и сражение публицистов. Так, В.М. Шукшин определял  подлинную интеллигентность как неспокойную совесть, ум и полное отсутствие голоса, когда требуется «подпеть» сильному мира сего, разлад с самим собой из-за «проклятого» вопроса «Что есть правда?», гордость и сострадание к судьбе народа. В сущности, у правдолюбцев «нравственность есть Правда» им эту правду знает только народ. Стремление к народной правде выглядит по-иному и противостоит стремлению к перевоспитанию  интеллигенции на путях воспитания интеллигентности, ибо  интеллигентность – суть поиски смысла жизни.


С. Восаркен
 

Оффлайн Mira

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1128
  • Карма: 63
  • Пол: Женский
  • Skype: marinacq82
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #45 : 02 Января 2009 18:19:43 »
Максимилиан Волошин об интеллигенте в поэме "Россия" 1924 г.

Цитировать
Его мы помним слабым и гонимым,

В измятой шляпе, в сношенном пальто,

Сутулым, бледным, с рваною бородкой,

Страдающей улыбкой и в пенсне,

Прекраснодушным, честным, мягкотелым,

Оттиснутым как точный негатив

По профилю самодержавья: шишка,

Где у того кулак, где штык — дыра.

На месте утвержденья — отрицанье,

Идеи, чувства — все наоборот,

Все “под углом гражданского протеста”.

Он верил в Божие небытие,

В прогресс и конституцию, в науку,

Он утверждал (свидетель Соловьев),

Что “человек рожден от обезьяны,

А потому — нет большия любви,

Как положить свою за ближних душу”.

Он был с рожденья отдан под надзор,

Посажен в крепость, заперт в Шлиссельбурге,

Судим, ссылаем, вешан и казним,

На каторге — по Ленам да по Карам...

Почти сто лет он проносил в себе —

В сухой мякине — искру Прометея,

Собой вскормил и выносил огонь.

Оффлайн Mira

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1128
  • Карма: 63
  • Пол: Женский
  • Skype: marinacq82
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #46 : 02 Января 2009 18:23:07 »
Саша Чёрный "интеллигент" 1908
Цитировать
Интеллигент

Повернувшись спиной к обманувшей надежде
И беспомощно свесив усталый язык,
Не раздевшись, он спит в европейской одежде
      И храпит, как больной паровик.

Истомила Идея бесплодьем интрижек,
По углам паутина ленивой тоски,
На полу вороха неразрезанных книжек
      И разбитых скрижалей куски.

За окном непогода лютеет и злится...
Стены прочны, и мягок пружинный диван.
Под осеннюю бурю так сладостно спится
      Всем, кто бледной усталостью пьян.

Дорогой мой, шепни мне сквозь сон по секрету,
Отчего ты так страшно и тупо устал?
За несбыточным счастьем гонялся по свету,
      Или, может быть, землю пахал?

Дрогнул рот. Разомкнулись тяжелые вежды,
Монотонные звуки уныло текут:
«Брат! Одну за другой хоронил я надежды,
      Брат! От этого больше всего устают.

Были яркие речи и смелые жесты
И неполных желаний шальной хоровод.
Я жених непришедшей прекрасной невесты,
      Я больной, утомленный урод».

Смолк. А буря всё громче стучалась в окошко.
Билась мысль, разгораясь и снова таясь.
И сказал я, краснея, тоскуя и злясь:
      «Брат! Подвинься немножко».

Оффлайн Laoway

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1227
  • Карма: 47
  • Пол: Мужской
Re: Интеллигениция - что это? кто это?
« Ответ #47 : 08 Января 2009 01:53:26 »
Нашел тут одно высказывание о творческой интеллигенции, претендующей на охват своими мегамозгами всего и вся.   ;D
Цитировать
А вот есть такой дрессировщик кошек Куклачёв.
Хороший дрессировщик, смешной.

Помню его по фильму "Выше радуги".
Да и вообще — раз уж с кошками справляется — значит, умный человек.

Так вот, что меня интересует: почему его никто не спрашивает ничего?
Вон — у Артемия Троицкого спрашивают на "Эхе Москвы" про Украину и газ.
У Шевчука спрашивают, у Стругацкого.

У режиссёров спрашивают про политику и внешние связи нашей страны.
А у Куклачёва — нет.

Это мне не нравится.
Наверняка от нас что-то скрывают.

(с) Dr.Aiboleath
Логично.  :D
差不多