Для того чтобы назвать корабли этих проектов ТАКРами были следующие причины:
1. Военная доктрина СССР не предусматривала наличия в ВМФ авианосцев, которые тогда считались наступательным видом вооружений - еще Сталин говорил, что АВ - это оружие империалистической агрессии. МО и ЦК КПСС вели долгие споры о целесообразности их строительства.
2. В результате этих споров на всех авианесущих кораблях было установлено (в отличие от классического АВ) мощное ракетно-артиллерийское вооружение, в первую очередь крылатые ракеты, способные нести ЯБП.
3. С началом строительства ТАКРов США и НАТО развернули кампанию с целью не пропускать эти корабли через Босфор и Дарданеллы, так как это якобы противоречит Конвенции Монтрё о черноморских проливах. В ответ СССР утверждал, что ТАКРы не АВ, а противолодочные крейсеры. В связи с этим "Москва", "Ленинград" проекта 1123 и "Киев" проекта 1143 классифицировались как противолодочные крейсеры с авиационным вооружением и только в 1977 году корабли проекта 1143 были переквалифицированы в ТАКРы.
Тем временем юридический анализ показал, что проход через черноморские проливы любых кораблей причерноморских государств, включая АВ, не противоречит Конвенции. После первого прохода в 1976 году "Киева" Совет НАТО обсуждал характер вооружений проекта 1143, но никакого решения так и не было принято, так как ТРАНЗИТНЫЙ проход таких кораблей не запрещен Конвенцией. Турция, на которую возложено толкование режима проливов, согласилась с проходом ТАКРов. Единственное, что требует Турция от всех, это заблаговременное уведомление о проходе. Кроме того, есть ограничение для всех кораблей и судов на габаритную высоту - до 58 м. Поэтому все ТАКРы строились с учетом этого требования - высота от воды до верхней точки антенны "Привод-СВ" 53 м. В 1976 году, во время первого прохода "Киева" на верхней площадке мачты находился офицер, отслеживавший действительный зазор.