Отвлекся тут немного от интересной дискусии... Вернувшись, обнаружил, что и здесь проблема общего языка есть. У нас, порой, совсем несовпадающие представления, понятия и слова о предметах - пр этом часто можно видеть, что люди не пытаются слышать, а пытаются добиться, чтоб именно их понятия были приняты как язык общения - ну а влезультате не диалог, а два-три-четыре монолога. Обидно!! Это все как введение. Ну а теперь пояснение с идеей про домовый храм в Гуанчжоу.
1. Я - против всякой подмены понятий, вещи четко нужно называть своими именами - именно поэтому нужно проводить границу между понятиями ДУХОВНАЯ ТРАЦИЦИЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ, КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ, НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ и ОБЫЧАЙ.
2.Из всех перечисленных традиций только ДУХОВНАЯ не относится к социальной сфере (поскольку ее ядром является молитва - как частная, так и во время богослужения).
3. РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ (буду говорить о православной) примыкает к ДУХОВНОЙ, но ее стратегии реализуются в социальной сфере (строительство и украшение храмов, издание и перевод книг, иконография, церковная музыка).
4.КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ - та же сфера. Может примыкать к ДУХОВНОЙ, являясья вспомогательной, параллельной стратегией, а может и противостоять (пример: десятки выдающихся имен в русской культурной жизни были абсолютно вне духовной традиции, а также и религиозной - Толстой, Горький, почти все философы Серебряного века (особо раннего периода) ну и так далее...)
5. НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ - может быть даже языческой.
6. ОБЫЧАЙ - как пример можно привести обычаи, укоренившиеся к коллективах (например, профессиональные праздники)
ИЗ ВСЕХ ЭТИХ ТРАДИЦИЙ только Духовная не касается Социума. А человек живет и в социуме тоже! В идеале Духовная традиция должна строить свою стратегию так, чтоб к ней примыкали РЕЛИГИОЗНАЯ, КУЛЬТУРНАЯ, НАРОДНАЯ и ОБЫЧАЙ - но в России в силу разных причин этот процесс не был успешным. Сейчас вот некоторые люди пытаются выстраивать такие стратегии, при которых Духовная традиция была бы ядром некоего антропологического процесса, а все остальные вышеописанные традиции были бы вспомогательными стратегиями - и это бы соответствовало бы идее человека как ЦЕЛОГО и ЦЕЛЬНОГО существа.
ТЕПЕРЬ О ПРАКТИЧЕСКОМ ВОПРОСЕ.
Домовый храм в Гуанчжоу - попытка построения этой модели. Есть такие сферы культурной, народной жизни, жизни сообществ, которые не только не противоречат ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ, но и являются ее проекциями в СОЦИУМЕ.
Почему нельзя в храме пичь чай?? Или даже вино в праздник?? Во всех храмах есть ТРАПЕЗНАЯ ЧАСТЬ - это архитектурно заложено в конструкцию (вот и пример еще один). Естественно, все, что касается ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ не требует материальных средств - для молитвы в уме или в сердце не нужно ничего, кроме Вашего внимания. А вот уже религиозная традиция (и проичие названные) при своем развитии естественно требуют ВОПЛОЩЕНИЯ ИДЕИ. Всякое воплощение материально - и его можно описать в физических терминах. Храм можно измерить, посчитать его стоимость и т. д. - но его ценность и значение, тем не менее, нельзя будет свести к полученным цифрам. Так же и икона (да и любая светская картина). Да и человек двусоставен - мы тратимс деньги на еду, одежду, кров - но мы не сводимся к килограммам тела, процентам химических веществи и размерам чатей тел.
ХРАМ нужен для духовной жизни (и это ядро) - а вокруг этого выстраивается и прочее - культурное, социальное, религиозное... Естественно, это все требует ресурсов - и материальных, и человеческих. И если выстаиваемые стратегии вполне соответствуют своему заявленному ядру (духовной практике) - они вполне полезны. Только они должны занимать второстепенное, вспомогательное место. Конечно, ХРАМ - для МОЛИТВЫ. Но вне времени молитвы мы можем собираться вокруг храма и с иными целями и задачами - ЧТТО В ЭТОМ ПЛОХОГО? ЧТО ПРОТИВОРЕЧИТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ? Человек состоит из души и тела и до смерти они действуют вместе, сообща - если кто-нибудь из нас кого-то любит, он это ведь выражает.. Выражает вполне осязаемо, измеримо - вовне, в направлении к тому, кого любит. И в процессе этом и душа принимет участие, и тело тоже... А почему же Бога можно любить в душе???
Прошу прощения за такое многословие, но уж очень обидно, что между нами в простых довольно вопросах есть такое непонимание - по-моему, от непродуманности темы.
В конце августа мы арендуем квартиру в ГУАНЧЖОУ - для богослужений, прежде всего. Квартиру можно использовать и для прочей СООТВЕСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ деятельности (форм много - от библиотеки и организации уроков до просто бесед) - и никто не имел в виду, что речь идет о субаренде или иных финансовых отношениях. Но вопросы финансовые будут (причем, они будут общими, для решения общих задач - потому что в попытке вот этого проекта необходимо определенное взаимопонимание общности целей и единство интересов) .
Еще раз, простите за многословие - рад буду все обсудить.