Я во многом согласен с Папой. С той оговоркой, что квалифицированный ответ на заданный В М вопрос даст не просто
откровенный, но еще и
образованный китаец, поскольку тональность вопроса предполагает известный академизм и развернутость ответа.
Да, мы, как говорил ak, "интеллектуальные кадры" и не лаптем щи хлебаем, разницу между стратификацией и оттенением улавливаем в момент, однако ж тема разнообразия, классификации и историко-социально-этнических истоков разного рода антагонизмов в современном китайском обществе лично мне представляется просто неохватной.
Мне (вслед за ППХХ) кажется, что для выявления того, что В М называет антагонизмом, необходимо "погружение в среду", тем более продуктивное, чем более оно полное.
Приведу пример. Московский мент 18-й раз за день останавливает меня для проверки документов по признаку исключительно моей неславянской внешности. В глазах мордастого и румяного служителя порядка - грусть, печаль, тоска. О чем эта грусть говорит стороннему наблюдателю, попавшему на планету под названием "Россия"?
Только что приехавшему стороннему наблюдателю, внимательно следящему за ситуацией в этой стране, знающему про существование еще нескольких городов в России, кроме Москвы, когда-то читавшему "Лолиту" и слышавшему про "Норд-Ост" (то есть гораздо более подкованному в российских реалиях, нежели, допустим, средний американец) в глазах милиционера почудится усталость после тяжелого дня, полного борьбы с наводнившими столицу басаевцами. Он либо вообще никакого антагонизма не разглядит (ну проверка документов...) либо увидит антагонизм между бдительным правоохранителем и потенциальным террористом.
Поживший пару недель в Москве сторонний наблюдатель прочтет печаль в глазах мерзавца уже по-другому, он уже будет знать, что это не грусть, а усталое предвкушение поживы - отступной сотни баксов. Правильным ли будет его вывод о наличии антагонизма по тупой модели "хищник-жертва"? Наверное, нет.
Внимание, вопрос: сколько времени и в каких условиях должен провести в Москве сторонний наблюдатель, чтобы разглядеть в печальных глазах московского мента как минимум три модели антагонизма? Я имею в виду 1) антагонизм расовый (румяный рязанский типаж и хмурый левантинский гораздо большие инопланетяне друг другу, нежели бенинские негры - алеутам); 2) антагонизм "полтора-года-как-столичный-житель vs. приезжий"; 3) антагонизм "крутой и резкий, но четкий парень с воронежской окраины vs. чистенький интеллигент, которому так и хочется врезать".
Приблизиться к пониманию истоков и содержания этих антагонизмов посторонний может, но ценой либо собственных невероятных усилий ("погружения"... многолетнего и самоотверженного) либо моих ему излияний на протяжении нескольких пьяных вечеров. Тот же скрипач Чэнь Си, которого я в этой ветке уже упоминал, избитый футбольными фанатами в Москве до полусмерти и в одночасье испытавший на своей шкуре целый букет антагонизмов, в ответ на вопрос о причинах нападения на него, ответил, отрешенно улыбаясь "Я не знаю". А уж он "погрузился" по самое "не хочу".
Кто из нас настолько immersus, как когда-то сказал ППХХ, чтобы взять на себя смелость однозначно определить содержание самого простого китайского антагонизма "кондукторша в автобусе vs. плохо одетый старик с баулами"? Может быть ей противно брать в руки ворох алюминиевых фэней, которые он нехотя отдал ей в оплату за проезд, рассыпав несколько монеток от волнения, то есть налицо антагонизм "нумизматическо-гигиенический". А может быть он просто говорит на каком-то неприятном для столичных жителей диалекте, и мы имеем антагонизм лингвистический? А вдруг он просто напоминает ей собственное голодное детство в какой-нибудь Турфанской впадине и ее это крайне злит? Или она не любит приезжих (антагонизм, замешанный на ксенофобии). А что, если у него неприятная для китайцев внешность (напоминает какой-нибудь отрицательный персонаж 20-летней давности или еще кого-нибудь, нам неизвестного) - антагонизм культурологический?
Постинг Папы ХуХу можно было бы счесть излишне резким, если бы В М попросил о
наблюдениях. Нет, кажется, ему, вдумчивому и грамотному собеседнику, не бесстрастный мониторинг нужен. Цитирую:
Так вот, чувствуется ли нечто подобное в Китае?
При таких обстоятельствах реакция Папы становится более понятной. Для
прочувствованного ответа на
очень непростой вопрос о социальных антагонизмах одного лишь проживания в Китае, пусть даже сдобренного любовью к к нему, с прилежным вниканием в китайские реалии, с искренним желанием понять эту страну и этих людей -
мало.
Разумеется, ИМХО.