Из статьи в журнале "Китай" №1(63) Январь 2011
Повальный метрострой: хорошо ли это? ...В последние два года. особенно после взрыва мирового финансового кризиса, строительство метро в Китае развивается подобно забившим тут и там нефтяным скважинам.
Строим метро в рекордные сроки...Согласно ныне действующему плану, в ближайшие 5 лет обем капиталовложений в сироительство метро превысит 1 трлн. юаней, и к 2020 г. общая протяженность линий метрополитена в Китае достигнет 6 100 км.
Зачем нам метро7..."В развитии метро Китай за 20 лет сделал то, что развитые страны создавали в течение 100 лет",- статья под таким заголовком появилась в 2010 г. на странице одного из китайских СМИ...
Фактически, хотя общая протяженность линий китайского метро в последнее время постоянно растет, однако, в плане оказания услуг пассажирам метро в Китае пока намного отстает от развитых стран...
Строительство метро- это строительство инфраструктуры, требующее огромных вложений. К примеру, прокладка каждого километра в Пекинском метрополитене обходится в 500 млн. юаней, а в Шанхае и Гуанчжоу- 800 млн. юаней...
...в целях стимулирования внутреннего спроса государство вновь стало рассматривать заявки разных городов на строительство метро. По подсчетам, капиталовложения в размере 100 млн. юаней, сделанные в рельсовый транспорт, подтягивают развитие соответствующих отраслей совокупным стоимостным объемом в 200-260 млн. юаней и одновременно создают более тысячи рабочих мест.
У местных правительств имеется более мощный стимул для строительства метро....строительство метрополитена, хотя и требует огромных затрат, но сопровождается повышением цен на земли, отведенные под закладку метро...Кто-то провел исследования, взяв для примера метро города Шэньчжэнь. По самым скромным подсчетам,... стоимость всех 20 станций Шэньчжэньского метро первой очереди повысилась примерно на 20б3 млрд. юаней, что в 1,7 раза превышает объем капиталовложений в данный проект...
Тревога множится Далеко не все аплодируют буму метростроя. Академик Академии инженерных наук Китая Ван Мэншу высказал следующее мнение: "Неразумная спешка с завершением строительства влияет на структуру и продолжительность жизни метрополитена, а это так же опасно". ОН имел в виду те проекты метрополитена, которые реализуются в связи с проведением какого-либо крупного мероприятия, например, Международных спортивных игр....
Помио озабоченности качеством метростроя, более всего заботит людей высокая себестоимость управления метро....Капиталовложения огромны, а окупаемость и прибыли приходят медленно. Это- проблема, трудно разрешимая во всем мире. Поэтому многие экономисты причисляют строительство метро не к коммерческим, а к благотворительным проектам...
Автор статьи- Вэн Лэй