Автор Тема: Наши деды и прадеды  (Прочитано 23852 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн yeguofu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Наши деды и прадеды
« : 09 Декабря 2007 23:55:04 »
На мысль предложить эту тему натолкнул Арсений Смелов, который, отвечая в теме «Наши аватары» на вопрос: «кто же вас представляет на форуме? Ваш дед, прадед или вы сами?» дал краткую справку об Арсении Несмелове. http://polusharie.com/index.php/topic,64351.25.html

Предлагаю всем форумчанам поделиться краткими историями своих дедов и прадедов, рассказать об их участии в событиях тех лет, приложить старые фотографии. Уверен, получится весьма интересный калейдоскоп судеб, который, отчасти, отразит историю нашей страны.

История моего деда, Максима Дмитриевича Пономаренко (1890-1982), очень незатейливая. Всю первую мировую войну он прослужил комендором 8-дюймового орудия на броненосце «Св Евстафий» (однотипном с “Потемкиным»), флагмане Черноморского флота (до середины 1915 года). Участвовал в боях с германским крейсером «Гебен», в том числе и в бою у мыса Сарыч в ноябре 1914 года. В 1918 году партизанил против немцев в днепровских плавнях. Когда его деревня оказалась в зоне затопления Днепрогэсом, вместе с односельчанами перебрался на южный Урал, где начинал хозяйство в голой степи. После отказа вступать в колхоз ему пришлось уехать в Самару, на строительство мясокомбината. В войну в армию его не взяли по возрасту, и он учил ребят в ремесленном училище – был мастер на все руки. Всю свою долгую жизнь любил работать на земле и умер, возвращаясь со своего огорода.

Может, есть у кого в родне сослуживцы деда – откликнитесь.

На фотографиях: дед (смотрит в прицел) в орудийной башне своего корабля, (стоит) рядом с сослуживцем, "Св Евстафий" и "Гебен".
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн Митридат

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 378
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
  • Skype: lytovs
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #1 : 14 Декабря 2007 00:41:35 »
По отцовской линии мой прадед был мельником, жил под Нижним Новгородом. В 1930-х раскулачен, сослан в Архангельскую область, откуда вернулся уже после войны. Его сын - мой дед - в то время учился в Нижнем Новгороде по специальности "радио и связь", и ему грозило отчисление из-за "неблагонадёжного" отца. Написал письмо Калинину - тот, на удивление, ответил, благодаря чему дед смог спокойно доучиться. Русский на 100%, после войны оказался на Украине, где более 40 лет руководил городским телефонным узлом одного из украинских городов. Всю жизнь занимался связью, двое его бывших подчинённых стали, последовательно, министрами связи независимой Украины. Его жена - моя бабушка - родом из мещан, работала библиотекарем.

Прадед по материнской линии был родом из Тульской губернии, одно время был кучером Льва Толстого, затем стал стрелочником на железной дороге. Его сын - мой дед по материнской линии - учился в МГУ по специальности "русский язык и литература", затем стал литературоведом. После войны оказался на Украине. Был самоучкой, изучил много иностранных языков (его библиотека пригодилась потом и мне, да отчасти и повлияла на мой выбор профессии). Но вот насколько пригодились ему иностранные языки - это вопрос. За рубеж он не ездил, только переписывался с коллекционерами марок из-за рубежа. Его жена - моя бабушка - была медсестрой. Известный в советскую пору, но забытый ныне писатель Константин Федин пересказал рассказанную ей историю в своём рассказе "Часики". В этом рассказе некий раненый лежит в госпитале и рассказывает медсестре, как увидел труп немца и хотел снять с него часы, но вот совесть замучила и разбил эти часы прикладом. По её словам, Федин сильно изменил эпизод, в оригинале он выглядел несколько иначе: раненый рассказал ей, как трофейные часы с него самого хотел снять свой же. В общем, война есть война. Предки бабушки все были крестьянами. Бабушка носила татарскую фамилию, но была на 100% русской - фамилия, по её словам, досталась крестьянам от бывшего владельца деревни.

Вообще, насколько я знаю свой род до 5 колена, в нём все были русскими. Это не хвастовство, а просто факт, поскольку предки наши все были родом из Центральной России.

Оффлайн tyatya

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 51
  • Карма: 4
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #2 : 15 Декабря 2007 18:11:13 »
 Очень интересный проект у нас получается. Я тоже хочу поучаствовать.
Так получилось, что по линии отца у меня мало информации (отец очень много сидел, рано ушел из жизни и мы мало с ним общались). Знаю только, что дед мой работал директором небольшой шахты в Днепропетровской области, был призван в армию, попал в плен, несколько лет после возвращения в Союз провел в заключении. Семья осталась на оккупированной немцами территории. Отцу в то время было 6-8 лет. Рассказывал, что однажды он украл у немца фонарик, за что немец его побил, наставлял на него карабин и бабушка умоляла того немца мальчонку не губить. Брат матери моего отца пошел в полицаи. Когда немцы готовились отступать, брат матери после какой-то ссоры страшно избил мать отца, в результате чего бабушка умерла. После войны, отец-безотцовщина примкнул к банде малолетних преступников, вместе с ними "подломил" ларек и в первый раз попал "на зону". Когда отец и дед "оттянули" свои сроки, решили уехать на Сахалин.
 По "женской" линии история семьи прослеживается намного дальше. Правда, наполовину. Отец матери был сиротой и приехал во Владивосток откуда-то из Сибири. Окончил в конце 20-х годов мореходное училище, немного поплавал, был активным, выдвинулся по партийной линии и был назначен на должность директора рыбокомбината в Хабаровском крае, в Охотском районе (поселок Усть-Иня). Всю войну выполнял задачу по поставке рыбопродукции. Ужасов войны избежал. За какие-то пригрешения был разжалован и "сослан" на Сахалин в 46-м году на должность капитана буксира.  Прадед моей матери был ссыльно-каторжный поляк Кирилл Калевский, сосланный на Сахалин где-то в 1868 году. Отбыв срок ссылки и выйдя на поселение, взял в жены айнку из стойбища близ озера Чаево (это рядом с теми местами, где сейчас на шельфе разрабатыается месторождение углеводородов в рамках "Сахалин-1"). Моя прабабка перебралась из стойбища в Александровск-Сахалинский, трудилась горничной по богатеньким. Сумела дать образование всем своим детям. Бабка моя, Нина Ивановна Трейгер (в девичестве Калевская) в 1926 году приехала во Владивосток, поступила в медицинское училище. Здесь познакомилась с дедом, училище бросила и поехала с дедом на рыбокомбинат, где родила и вырастила пятерых детей (мою мать и моих дядьев и тетку).
 Мать после окончания Хабаровского техникума была направлена на Южные Курилы. Мой отец, простой водила, поехал с нею. На Кунашире родился мой брат, а отец там похоронен.   
 На 80% все мои предки были "зэками". Такие времена...

Оффлайн Голицын

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 891
  • Карма: -55
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #3 : 26 Февраля 2008 11:53:09 »


История моего деда, Максима Дмитриевича Пономаренко (1890-1982)


Очень интересно. Можно ли у вас попросить эти фотографии в нормальном разрешении? Вставим в книгу о ЧФ.

С уважением Валерий Голицын.
[email protected]

Оффлайн yeguofu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #4 : 29 Февраля 2008 21:10:42 »
Уважаемый Валерий,

Спасибо за интерес к истории ЧФ и, в частности, к фотографиям деда. Выслал их сканы на ваш мэйл.

Фотографии "Евстафия" и "Гебена" взяты с сайтов http://navsource.narod.ru/photos/01/023/index.html и http://battlecruiseryavuz.hypermart.net/ соответственно.

Прошу рассказать, что за книга готовится о ЧФ. В каком издательстве она выйдет?
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн Голицын

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 891
  • Карма: -55
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #5 : 04 Марта 2008 00:54:55 »
Отвечу по мылу:))

Оффлайн yeguofu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #6 : 27 Мая 2009 01:19:18 »
Отвечу по мылу:))
Вот уже больше года прошло с тех пор, как г-н Голицын обещал ответить на довольно простой, но волнующий меня вопрос... Но ответа так и нет. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа" (С) Н.В.Гоголь
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн Андрей Бронников

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2222
  • Карма: 117
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #7 : 29 Мая 2009 16:26:23 »
Интереснейшая тема и почему то увяла.
Мой прадед Бронников Василий Петрович бы даурским казаком. Похоронен он в Акше( если не ошибаюсь). Гораздо загадочней судьба его брата. Он был казачим атаманом, с приходом советской валсти собрался и уехал в сторону Китая. Может кому нибудь известно Бронниковых, проживающих в Китае (могу предположить Харбин)
Брат моего деда Бронников Иван Васильевич. пропал в застенках НКВДшников. Мой отец нашёл его личное дело, где значилось, что был расстрелян 1938  году "виновным себя не признал" Согласитесь, надо было обладать огромной волей, чтобы выдержать все пытки и остаться несломленным.
Дед Пётр Васильевич проработал на рудниках. Золото добывал в Забайкалье и Якутии. Открыл мне тайну, что был награжден за то, что на одном прииске добыл 38 кг. золота за сутки. Последняя должность  главный инженер на оловянном комбинате в Шерловой Горе. Может и оттуда кто есть?
Высшее Знание есть высшее самосознание, не ограниченное временем, пространством или материей. Мера самосознания есть Душа.

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7334
  • Карма: 290
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #8 : 29 Мая 2009 19:01:22 »
А мой был кубанским казаком, с Лабинской линии.  :)

Курганов Алексей Сазонович.
В 1901 году пошел служить во 2 урупский полк. Затем в один прекрасный день всех господ офицериков того полка попросили выйти вон :), а атаманом полка (и организованной на базе полка республики в станице Гиагинской) выбрали его.

Собственно про него и про те события- восстание 2 урупского полка- и так много написано, в интернете и не только.
Всего и не перечислишь.
Вот здесь, например, более- менее правильно:
http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC/XIXend-XX/Rev_1905-1907_1etap.htm
Самым серьезным было восстание в Екатеринодаре казаков 2-го Урупского полка (он состоял из казаков нагорной полосы Кубани, где было много бедноты).. В ночь на 17 декабря полк, размещенный в Екатеринодаре, восстал. Казаки сместили командиров и избрали полковником урядника А. Курганова. Полк с знаменами и оружием занял станицу Гиагинскую, а позже Майкоп, где было напечатано воззвание “От Урупского полка ко всем гражданам России”, в которой казаки протестовали против “братоубийственной войны”. Вернувшийся в станицу Гиагинскую полк был подвергнут 6 февраля 1906 г. артиллерийскому обстрелу со стороны верных правительству частей, после чего сложил оружие. Казаки-урупцы были осуждены, командир полка А. Курганов получил 20 лет каторги.

А вот здесь- ахинея:
http://www.cossackdom.com/enciclopedic/u.html
Здесь в ст. Гиагинской они приступили к самочинной демобилизации
ни к какой демобилизации они не приступали.
устранили командира полка полковника Котруха, заменив его ветеринарным фельдшером Кургановым
никогда в жизни он не был ветеринарным фельдшером. Бред какой- то.
Вахмистр Курганов возвратился из ссылки после революции 1917 г. и ст. Псебайская послала его своим представителем на Кубанский Областной Съезд и в первую Войсковую Раду, которая наделила его званием почетного члена президиума, назначила ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей и стипендии для обучения детей на войсковой счет, вплоть до окончания высших школ.
В принципе верно, только вахмистром он не был. Был старшим урядником.
Автор этой бредоахинеи, чувствуется, нашел его фотографию, но не шибко разбирался в казачьих погонах  ;D :D ;D :D

Вот еще весьма квалифицированная статья, не только про него а в целом по вопросу:
http://kraj-kuban.by.ru/economy-1.htm
Наиболее значимым стало восстание 2-го Урупского полка Кубанского казачьего войска, начавшее­ся 16 декабря 1905 г. одновременно в Екатеринодаре и Новороссийске. Во время пребывания урупцев в ста­ницах Майкопского отдела руководители восстания А. Курганов, Н. Шумаков и К. Соколов составили и распространили воззвание «Ко всем гражданам Рос­сии!». В воззвании говорилось о том, что и после Ма­нифеста 17 октября их заставляли убивать мирных граждан, разгонять собрания. Не желая вести брато­убийственную войну, казаки заявили об отказе несе­ния полицейской службы.
« Последнее редактирование: 29 Мая 2009 19:28:58 от China Red Devil »
不怕困难不怕死

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7334
  • Карма: 290
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #9 : 29 Мая 2009 19:04:40 »
Занятно, почитал сейчас ссылки- оказывается, его дом в Лабинске является памятником архитектуры и охраняется государством! ;D ;D
А я и не знал, что в памятнике архитектуры живу... ;D ;D ;D


Еще один памятник тем событиям- в станице Гиагинской:
不怕困难不怕死

Оффлайн Голицын

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 891
  • Карма: -55
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #10 : 06 Июля 2009 18:52:41 »
Вот уже больше года прошло с тех пор, как г-н Голицын обещал ответить на довольно простой, но волнующий меня вопрос... Но ответа так и нет. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа" (С) Н.В.Гоголь



Чрезвычайно признателен вам за фотографию. Извините, что не ответил. На форуме бываю редко, нет времени засиживаться в сети.
Книга находится в работе.  ;) Собрано порядка половины материалов.

В неё войдут работы никогда не публиковавшиеся (из материалов работы исторической комиссии по изучению опыта ПМВ) и современные работы. Если в книгу попадет очерк о подготовке десантной операции в проливах или действиях ЧФ, то непременно вставлю вашу фотографию в иллюстративный блок. Она мне понравилась. Выход книги, я планирую к лету 2010.

*Из того, что выходит прямо сейчас, могу посоветовать вам нашу книгу "КУТЕПОВ". Там много нового материала. Точнее сказать, она состоит только из "первопечати".

Оффлайн Андрей Бронников

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2222
  • Карма: 117
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #11 : 06 Июля 2009 19:00:21 »
Пожалуйста сообщите точное название книги (Кутепов) серию, если есть и издательство. Очень интересующий меня вопрос.
Высшее Знание есть высшее самосознание, не ограниченное временем, пространством или материей. Мера самосознания есть Душа.

Оффлайн Голицын

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 891
  • Карма: -55
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #12 : 06 Июля 2009 19:09:33 »
Военно-историческая серия "Белые войны". Издательство, я полагаю, будет то же. Из последних работ (тоже крайне познавательных) я могу дать ссылку на...

http://www.bolero.ru/index.php?level=3&param=series&series=%C1%E5%  EB%FB%E5+%C2%EE%E8%ED%FB&topic=181853

В серии выходили работы по Маркову, Дроздовскому и Каппелю.
Что касается книги "Кутепов", то вам она будет интересна. Во всяком случае, ничего более подробного по его жизнеописанию не появлялось. Мой очерк (похищение и гибель Александра Павловича) в конце.

Оффлайн yeguofu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #13 : 07 Июля 2009 00:14:53 »

Чрезвычайно признателен вам за фотографию. Извините, что не ответил. На форуме бываю редко, нет времени засиживаться в сети.
Книга находится в работе.  ;) Собрано порядка половины материалов.

В неё войдут работы никогда не публиковавшиеся (из материалов работы исторической комиссии по изучению опыта ПМВ) и современные работы. Если в книгу попадет очерк о подготовке десантной операции в проливах или действиях ЧФ, то непременно вставлю вашу фотографию в иллюстративный блок. Она мне понравилась. Выход книги, я планирую к лету 2010.

*Из того, что выходит прямо сейчас, могу посоветовать вам нашу книгу "КУТЕПОВ". Там много нового материала. Точнее сказать, она состоит только из "первопечати".
Благодарю за ответ, Валерий. Буду  надеяться, что фотография деда будет полезна в вашей работе, и ждать выхода книги..

Спасибо также за рекомендованную серию. очень интересные книги.

Буду признателен за ссылки на новые материалы о действиях ЧФ во время ПМВ: давно уже собираю материалы о деде.
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн Irene

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3242
  • Карма: 139
  • Пол: Женский
    • Притяжение
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #14 : 02 Апреля 2011 16:23:21 »
Поделюсь историей своей семьи.

По отцовской линии – дед был из терских казаков станицы Александрийской, Ставропольского края.

Во время войны дед оказался на оккупированной территории, и продолжал присматривать за лошадьми на конезаводе, за что после войны был обвинен и сослан в один из колымских лагерей. После освобождения остался на поселении и там же был похоронен. Несколько лет назад мы получили документы о его реабилитации.

После ареста деда отец некоторое время беспризорничал, и от скользкой дорожки спасли родственники, приютившие его. Служил в Приморье, закончил летное училище, женился и с молодой женой, моей мамой, отправился к отцу на Север.
Всю жизнь проработал в авиаотряде в вертолетной команде авиатехником. Где только не летал, кого только не возил, в каких только условиях не работал (рассказов на хорошую книгу наберется). Побывал в двух авариях. Одна была очень серьезной. Только чудо спасло его и экипаж от гибели, и от обвинений в крушении (удалось найти доказательства, что неисправность была результатом заводских недоработок).

По маминой линии все были из украинских переселенцев конца 19го века. Родственники живут по всему Приморью. Дед был таежником, охотой занимался мало, в основном дикоросами. Очень многому научился у китайцев, знал множество целебных растений Уссурийской тайги, никогда не лечился у врачей и дожил до 98 лет.  Работал плотником и резчиком по дереву. До сих пор стоят дома, которые он помогал строить и украшать. Воевал на ДВ-фронте. Был награжден. Мама окончила педагогическое училище во Владивостоке и всю жизнь проработала воспитателем в детском саду.

Вот, в трех абзацах век жизни уместился.
« Последнее редактирование: 03 Апреля 2011 08:57:12 от Irene »
Я душой Матерьялист, но протестует разум.

Оффлайн Irene

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3242
  • Карма: 139
  • Пол: Женский
    • Притяжение
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #15 : 27 Сентября 2011 15:45:08 »

Еще из истории семьи.
На днях услышала рассказ нашей бабушки (по мужу). Как они выживали в 36-ом, после ареста отца.

Мама и семеро детей (последний родился уже после ареста). Из квартиры через пару месяцев выселили на улицу. Просто, вынесли вещи, и иди куда хочешь.

Но вокруг оказалось много добрых людей, готовых бескорыстно помочь семье врага народа. Нашлись те, кто их приютил на первое время (8 человек!). Кто-то подсказал и помог построить хатку на окраине. Домом это трудно назвать, полуземлянка из бревен, законопаченная дерном, сверху кора, присыпанная землей. Другие люди помогли с буржуйкой, дали совет, где можно подработать. Было место в лесу, где нужно было распиливать бревна  и складывать их рядом с узкоколейкой. Работали и мама и детвора. Через некоторое время нашлись люди, которые устроили старшего мальчика через своих знакомых на работу в город. И так потихоньку выкарабкивались.

При этом, никто из детей не пошел воровать, не спился. Все встали крепко на ноги. Им хватило великодушия простить человека, который, будучи неграмотным, подписал донос на отца, а одна из сестер так и продолжала дружить с его дочерьми. 

Вопросы, которые до сих пор у меня вертятся.
Почему, не питая любви к власти, бабушка, тем не менее, передовик производства. С энтузиазмом откликалась на все общественные дела. С теплотой вспоминает, как торжественно ее принимали в комсомол (к тому времени, вслед за похоронкой, пришли документы по реабилитации отца, и это стало возможно). Может быть, она понимала для чего и кого её усилия? Мне кажется, она давно исключила власть из своего мира.  Но ее мир и без них велик, вокруг много людей, к кому она относится с теплотой, уважением и любовью (и не без взаимности).


А еще, я не берусь предполагать, что было бы с семьей в такой ситуации в наше время. Что в нас изменилось?
Я душой Матерьялист, но протестует разум.

Оффлайн v_andal

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3578
  • Карма: 86
  • Пол: Мужской
    • рассуждения дилетанта
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #16 : 27 Сентября 2011 16:01:54 »
А еще, я не берусь предполагать, что было бы с семьей в такой ситуации в наше время. Что в нас изменилось?

Да в общем-то ничего не изменилось. И сейчас в таких ситуациях найдутся люди которые помогут. Помогут как смогут. Просто не нужно рассчитвать, что за счет этой помощи будешь как сыр в масле кататься. Другой вопрос, сможешь ли получив эту помощь остаться благодарным, или же скажешь "могли бы и больше сделать". Но это уже зависит от каждого человека. Обобщать здесь не имеет смысла  :)
Не сотвори себе кумира

Оффлайн Голицын

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 891
  • Карма: -55
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #17 : 07 Октября 2011 14:49:18 »
Благодарю за ответ, Валерий. Буду  надеяться, что фотография деда будет полезна в вашей работе, и ждать выхода книги..

К сожалению, публикация по ПМВ буксует. Надеюсь выпустить книгу в конце 2012 года.

А пока могу предложить Вашему вниманию свою крайнюю работу. Вышла в июне.

"Досье Барбаросса"
http://reitar-military.ru/news.php
http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=714020

Будет желание заказать, пишите мне в личку (почтовый адрес). Я передам в издательство. Получится 650 рублей, наложенным платежом.

Удачи Вам!

Оффлайн KaiCheng

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1543
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #18 : 08 Октября 2011 00:13:34 »
Мои прадеды происходят из городка Кай в Вятском крае, жили они  волоком с Вятки на Каму. Когда пробили тракт и волок стал ненужным, город Кай захирел. Какой-то мудрый правитель спровадил "жителей того городка не приспособленных к землепашеству и ремеслам, а только к разбою" на Аргунь. Там они остепенились, по безвыходному положению сподобились к землепашеству и были приписаны к казачеству. Кого надо привечали, кого надо били, бывало и смертным боем, т.е. верой и правдой служили "Богу, Царю и Отечеству".

В лихой 18-й год, - "белые идут - грабят, красные идут - грабят", - большая часть населения приаргунских поселков перебралась на китайский берег, там было спокойнее. Моему деду по отцовской линии было в ту пору 13 лет. Было у него 13 сестер и братьев. До 24-го года границы толком не было, так и жили: Русский Усть-Уров, напротив Китайский Усть-Уров; Русские Олочи - Китайские Олочи. Ходили туда-сюда свободно, - на свадьбу, на похороны, на покос, - летом на лодках, зимой по льду.

В 24-м, после разгрома "партизанами" Толстокулакова станиц Дамысова и Урюпино, атаманы приняли решение отойти вглубь китайской территории. Охотники рассказывали, что в Трехречье, в долинах Быстрой, Гана и  Дербула, лежат знатные черноземы. Туда и отступили. Первую зиму зимовали в землянках, потом основали в Трехречье 18 русских поселков общим числом жителей до 40 тысяч. Первое время жили не сильно мирно: в лесах пришлось делать зачистку хунхузов, из Хулунбура время от времени налетали кочевники-манегери. Через год-полтора появилось посольство Императора , вооруженное пиками, с выбритыми лбами и косичками. Поладили миром, хотя вырубить это войско шашками труда не представляло. Атаманы понимали, что воевать с целой Страной не надо.

Во время Белокитайского мятежа товарищ Блюхер с товарищами подбивал казачков учинить мятеж и учредить Маньчжурскую казачью республику, обещая немедленное признание Советской Россией и всяческую поддержку. Толи ума хватило у атаманов, толи смелости не достало...

Как ни странно, мирная жизнь настала после оккупации Маньчжурии японцами. Деды в один голос, честно и откровенно говорят: "японцы русских не трогали". Японская администрация установила свои порядки, назначила налог в 1% и повелела жить и работать. Дед мой, Петр Дмитриевич, дослужился до поселкового атамана, бабушка Таисия родила ему 2 сыновей и 2 дочерей. Мой отец, Петр Петрович,  был самым старшим.

Атаманом быть было хлопотно: мой двоюродный дядька дослужился до офицерского чина в отрядах Асано, родная тетушка вышла замуж за сына полковника царской армии, двоюродная тетушка вышла замуж за японского капитана, муж младшей сестры деда был резидентом советской разведки. ... ну и всякие другие хозяйственные хлопоты: покосы делить, суд вершить, китайских дружбанов из японской комендатуры выручать. Кроме атаманской, другой власти по-сути не было.

В 45-м японцев из Маньчжурии вышибли, в наших краях боев особенно не было. Был только кровопролитный  штурм Японского укрепрайона на подступах к Хайлару. Причем, абсолютно бессмысленный штурм. Укрепления ничего не защищали. Местные советовали "красным командирам" обойти укрепрайон и оставить японцев в покое. Пусть сидят под землей хоть пятилетку, без всякого вреда себе и русским. Другой запомнившийся эпизод  - жуткое и странное отступление большого отряда Квантунской армии в сторону Даляня. Историю рассказал мой второй родной дед, Михаил Мтихайлович. Он был мобилизован  в обоз отступающей Армии. Путь японцам отрезал советский парашютный десант. Японцы развели огромный костер, пожгли имущество, зарезали всех своих женщин и детей, побросали трупы в огонь. Потом аккуратно составили винтовки в козлы и сдались без боя малочисленному десанту. Какое-то странное проявление самурайского духа.

После войны  Деда переименовали в Председателя, маленько раскулачили, потом передумали... Но Дед успел понять, что для собственных нужд ему хватает 20% имевшегося хозяйства, и уже сам себя раскулачил. Получилось, что Красную Армию он кормил в пять раз хуже, чем Квантунскую. Не надо было раскулачивать, а надо было оставить 1% налога, а остальной урожай выкупать за деньги, но за бесценок. Так мудро хозяйничали японцы.

Чему я несказанно удивляюсь и не могу найти объяснения. Почему моих родных казачков не записали скопом во враги народа и в японские шпионы?  СМЕРШ и "особисты" были прекрасно информированы: арестованы были все, кто сотрудничал  с японцами, также "взяли" заметных деятелей белого движения. Из моих близких никто не пострадал: свекра-полковника даже не допрашивали, дядька -асановец к тому времени был разжалован за драку с тремя японцами и с позором выгнан из отряда. Видимо трое покалеченных японских бойца ему зачлись...

При "советах" моя семья прожила в Китае еще 10 лет. В 55-м году мы организованно выехали в Казахстан, на целину. Мне было 2 года, моему отцу было 26, моему деду было ровно 50. В следующий раз мой отец переступил порог родного дома в китайской деревушке Шанкули почти через 40 лет, в 1993 году.   По русски наша станица называлась Дубовая.
Kaycheng Sasha

Оффлайн Андрей Бронников

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2222
  • Карма: 117
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #19 : 08 Октября 2011 09:57:45 »
Занятная история. Можно роман писать
Высшее Знание есть высшее самосознание, не ограниченное временем, пространством или материей. Мера самосознания есть Душа.

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7334
  • Карма: 290
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #20 : 02 Ноября 2011 09:54:03 »
Кстати да,отличная тема для книги.

KaiCheng, спасибо Вам большое за интересный рассказ.
Эта страница- как жили казаки в Маньчжоу- го- фактически белое пятно в истории казачества. Одни слухи и пересказы, никто толком про это ничего не знает.
А сведения, которые Вы даете, имеют большую ценность.
Попробуйте как- то записать все, что Вы помните, и все, что Вам рассказывали, с максимумом подробностей. Пусть  будет не очень литературно- это потом можно обработать. Фактический материал очень ценный.
不怕困难不怕死

Оффлайн Андрей Бронников

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2222
  • Карма: 117
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #21 : 02 Ноября 2011 10:28:31 »
Я бы тоже с интересом почитал. Ждём?
Высшее Знание есть высшее самосознание, не ограниченное временем, пространством или материей. Мера самосознания есть Душа.

Оффлайн KaiCheng

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1543
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #22 : 03 Ноября 2011 00:24:28 »
Давайте все вместе просить Laotou. Он в теме. и перо у него бойкое. Талантом и умением тоже Бог наградил. Вот только руки никак не дойдут, а может быть еще не пришло то время. Всему свой срок.

От себя скажу еще, что сведения мои отрывочны, часто противоречивы и не проверяемы. Наверное, приукрашены, хотя услышаны были из уст непосредственных участников событий.   Отец и дядья быстро адаптировались к жизни в СССР, -  надо было строить новую жизнь, - и редко вспоминали китайское житье-бытье.

Все то,  что запомнилось, было из разговоров  дедов - у них то в Трехречье вся жизнь прошла. Собственно воспоминаний или там рассказов о подвигах никогда не было. Обычно разговоры о былом начинались за игрой в карты - любили старички перекинуться в "66" в доме у моего деда. Я сидел где-нибудь в уголке и слушал. Начиналось  обычно с подначек:
- да, под Нерчинском мы вам славно по мусалам надавали..
- ничё, в Волочаевке мы отыгрались, драпали вы шустро тогда...

Дело в том, что за столом собирались белые, красные и разноцветные в перемешку. Советскому школяру было удивительно, что они не были врагами. Теперь могу сказать: Казаки воспринимали всю эту вселенскую круговерть и революцию как службу. Кому то довелось служить у Унгерна, кому то у Семенова, кому то у Блюхера, кому то у Толстокулакова. Любая воинская служба уважалась одинаково, коли казак служил исправно.




Kaycheng Sasha

Оффлайн Неунывающий

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 969
  • Карма: 91
  • Пол: Мужской
  • Skype: henry.james1886
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #23 : 03 Ноября 2011 05:03:22 »
Корни моего деда по матери - в Донбассе. В 1906 г. его отец (мой прадед, соответственно) с женой и дочкой перебрался в Приморье.  В семье долгое время ходила легенда о том, что этот переезд был бегством от царских властей, мстивших за некие революционные выходки прадеда в 1905 г. На деле, как мне кажется, имели место простые поиски лучшего заработка и лучшей жизни. Переехать помогли известные столыпинские мероприятия по заселению Дальнего Востока - вот их непосредственная роль в истории моей семьи. Поначалу прадед работал на Сучанских угольных (это нынешний Партизанск), а в 1912 г. перебрался во Владивосток. Там как раз строили знаменитую крепость и шахтерская профессия прадеда нашла спрос. Образованным человеком он никогда не был, но в деле своем разбирался и к книжному знанию тянулся всю жизнь. На стройке вышел в десятники. Приморский историк Владимир Калинин, которому я посылал кое-какие материалы из семейного архива, считает, что прадед занимался туннельными работами, т.е. трудился на очень ответственном участке. Во Владивостоке и родился мой любимый дед Павел Дмитриевич Киселёв. Получилось, что ближайшим православным храмом оказалась...корабельная церковь транспорта Сибирской флотилии "Ксения" - первой базы первых русских подлодок. Там деда и окрестили - таинство совершил священник Александр Гургенидзе, впоследствии служивший где-то на линии КВЖД. Вырос дед практически на Миллионке - во владивостокском чайнатауне. Первые китайские словечки я в детстве выучил от него.  ;D  Крещение, принятое от корабельного попа, не прошло даром: дед стал не только моряком, но и одним из самых известных советских дальневосточных капитанов. Умер в 1996 г. Недавно я выложил в Википедии статью о нем - любопытствующие могут почитать:
ru.wikipedia.org/wiki/Киселёв_Павел_Дмитриевич_(моряк)
Бабка Таисия Григорьевна - с берегов Байкала, из села Кибалино. В ней была изрядная доля бурятской крови, которая передалась и мне. Таким образом я русский, украинец и немножко бурят. Если учесть, что второго моего деда (по отцу) все  считали принадлежащим к богоизбранному народу, то я еще и немножко еврей. Впрочем, отцовскую родню я знаю слабо.
Теперь мила мне балалайка,
И пьяный топот трепака,
Перед порогом кабака...

Оффлайн Андрей Бронников

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2222
  • Карма: 117
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #24 : 03 Ноября 2011 10:57:39 »
Давайте все вместе просить Laotou. Он в теме. и перо у него бойкое. Талантом и умением тоже Бог наградил. Вот только руки никак не дойдут, а может быть еще не пришло то время. Всему свой срок.

От себя скажу еще, что сведения мои отрывочны, часто противоречивы и не проверяемы. Наверное, приукрашены, хотя услышаны были из уст непосредственных участников событий.   Отец и дядья быстро адаптировались к жизни в СССР, -  надо было строить новую жизнь, - и редко вспоминали китайское житье-бытье.

Все то,  что запомнилось, было из разговоров  дедов - у них то в Трехречье вся жизнь прошла. Собственно воспоминаний или там рассказов о подвигах никогда не было. Обычно разговоры о былом начинались за игрой в карты - любили старички перекинуться в "66" в доме у моего деда. Я сидел где-нибудь в уголке и слушал. Начиналось  обычно с подначек:
- да, под Нерчинском мы вам славно по мусалам надавали..
- ничё, в Волочаевке мы отыгрались, драпали вы шустро тогда...

Дело в том, что за столом собирались белые, красные и разноцветные в перемешку. Советскому школяру было удивительно, что они не были врагами. Теперь могу сказать: Казаки воспринимали всю эту вселенскую круговерть и революцию как службу. Кому то довелось служить у Унгерна, кому то у Семенова, кому то у Блюхера, кому то у Толстокулакова. Любая воинская служба уважалась одинаково, коли казак служил исправно.
Насколько мне известно ЛаоТоу отошёл от литературных трудов пока.
А то, что сведения противоречивы как раз говорит об их достоверности. Вся наша жизнь противоречива. У меня тоже есть воспоминания моего деда Немного, но записано им самим.
Родился он в Тохторе. и немного описал жизнь и быт в последние годы Россиийской Империи. Очень интресно.
Так что пишите, пишите. Это дейстивтельно увлекательно. Хорошо бы сюжет посторить.
                         
Высшее Знание есть высшее самосознание, не ограниченное временем, пространством или материей. Мера самосознания есть Душа.

Оффлайн Андрей Бронников

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2222
  • Карма: 117
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #25 : 03 Ноября 2011 11:00:00 »
Корни моего деда по матери - в Донбассе. В 1906 г. его отец (мой прадед, соответственно) с женой и дочкой перебрался в Приморье.  В семье долгое время ходила легенда о том, что этот переезд был бегством от царских властей, мстивших за некие революционные выходки прадеда в 1905 г. На деле, как мне кажется, имели место простые поиски лучшего заработка и лучшей жизни. Переехать помогли известные столыпинские мероприятия по заселению Дальнего Востока - вот их непосредственная роль в истории моей семьи. Поначалу прадед работал на Сучанских угольных (это нынешний Партизанск), а в 1912 г. перебрался во Владивосток. Там как раз строили знаменитую крепость и шахтерская профессия прадеда нашла спрос. Образованным человеком он никогда не был, но в деле своем разбирался и к книжному знанию тянулся всю жизнь. На стройке вышел в десятники. Приморский историк Владимир Калинин, которому я посылал кое-какие материалы из семейного архива, считает, что прадед занимался туннельными работами, т.е. трудился на очень ответственном участке. Во Владивостоке и родился мой любимый дед Павел Дмитриевич Киселёв. Получилось, что ближайшим православным храмом оказалась...корабельная церковь транспорта Сибирской флотилии "Ксения" - первой базы первых русских подлодок. Там деда и окрестили - таинство совершил священник Александр Гургенидзе, впоследствии служивший где-то на линии КВЖД. Вырос дед практически на Миллионке - во владивостокском чайнатауне. Первые китайские словечки я в детстве выучил от него.  ;D  Крещение, принятое от корабельного попа, не прошло даром: дед стал не только моряком, но и одним из самых известных советских дальневосточных капитанов. Умер в 1996 г. Недавно я выложил в Википедии статью о нем - любопытствующие могут почитать:
ru.wikipedia.org/wiki/Киселёв_Павел_Дмитриевич_(моряк)
Бабка Таисия Григорьевна - с берегов Байкала, из села Кибалино. В ней была изрядная доля бурятской крови, которая передалась и мне. Таким образом я русский, украинец и немножко бурят. Если учесть, что второго моего деда (по отцу) все  считали принадлежащим к богоизбранному народу, то я еще и немножко еврей. Впрочем, отцовскую родню я знаю слабо.
Надо же! Что ни жизнь то увлекательный роман.
Поправьте ссылку, чтобы можно было сразу по ней пройти. Очень интересно.
Высшее Знание есть высшее самосознание, не ограниченное временем, пространством или материей. Мера самосознания есть Душа.

Оффлайн Неунывающий

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 969
  • Карма: 91
  • Пол: Мужской
  • Skype: henry.james1886
Теперь мила мне балалайка,
И пьяный топот трепака,
Перед порогом кабака...

Оффлайн yeguofu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #27 : 08 Ноября 2011 19:22:32 »
Что ни жизнь то увлекательный роман.
Не только увлекательный, но и поучительный, наставительный. Еще один штрих к представлению об истинной истории страны, отраженной в судьбах людей. Думаю, нам всем этого не хватает, чтобы хоть немного понять, как жили отцы и деды.
Неунывающий, вам плюс. Спасибо.
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн Dimu

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 278
  • Карма: 7
Re: Наши деды и прадеды
« Ответ #28 : 08 Ноября 2011 19:35:27 »
Поделюсь вкратце и своей историей.
Прадед по отцовской линии родом из Закарпатья. Отслужив в царской армии, получил расчёт, и переехал в Сумскую область Украины, где выкрал из кочевавшего табора мою прабабку - румынскую цыганку. Семья по большей части была уничтожена во время Второй Мировой, дед пережил всю оккупацию, после войны переехал в Новосибирск, где учился на железнодорожника. Занимался жд работами на территории всей Сибири, от Омска до Владивостока, и где-то на этих просторах и повстречал мою бабку, родом из Якутии. Её отец участвовал во Второй Мировой и Маньчжурской кампании, дошёл до Даляня, участвовал в боях под Мукденом. Бабушка во время работы на жд имела счастье видеть Индиру Ганди во время её визита в СССР, Ким  Ир Сена, Брежнева (в Караганде)
По материнской линии информации очень мало, знаю только, что бабушка, как и вся родня - чуваши, в конце 19-го века перебравшиеся в Красноярский край, дед -  коми из Архангельской области, работал библиотекарем в Канске.
« Последнее редактирование: 08 Ноября 2011 19:57:41 от Dimu »